Тема дня: Губернатор Владимиров поручил оказать всестороннюю поддержку пятигорским погорельцам

Советы профессионала: как избежать аварии на зимней дороге?

16.01.2017, 17:52 Ставропольский край
Чем экономичная езда отличается от безопасной, кому можно доверять на дороге и как не нажить себе врага в лице собственного автомобиля, рассказывает руководитель Ставропольского учебного центра высшего водительского мастерства «АВТОМАСТЕР» Андрей Боташев.

По мнению Андрея Боташева, преподавателя высшего водительского мастерства с двенадцатилетним опытом, в 70% аварий, если они не связаны с техническими проблемами автомобиля, виноваты оба водителя.

— Один думает — проскочу, другой — не пущу. И оба не правы, — объясняет Андрей Боташев.

— Какие ошибки часто приводят к авариям?

— Основная — чрезмерная самоуверенность. Даже если у тебя высочайший уровень водительского мастерства, высокая реакция, технически «навороченная» машина и ты её чувствуешь как продолжение своего тела, это не значит, что у других участников движения все эти элементы тоже совпадают. Думать, что тебя увидят, поймут и пропустят, — первая стратегическая ошибка. Доверять на дороге нельзя никому и ничему, кроме своего инстинкта самосохранения, и немного — потенциалу автомобиля. Часто бывает наоборот: водитель доверяет автомобилю и пытается быть для него приложением.

— Проблема не в неумении водить машину, а в психологии?

— В психологии и философии поведения на дороге. Многие водители придерживаются принципа «кто наглее, тот и прав». Но дорогая машина или агрессивное вождение — это не повод, чтобы все остальные испугались и разбежались. На самом деле лучшим водителем является тот, кто терпимо относится к другим участникам движения. Он не создаёт проблем ни для себя, ни для окружающих.

Много иллюзий есть по поводу того, что технически совершенная машина за несколько миллионов рублей со вспомогательной электроникой делает тебя крутым водителем. На самом деле любая дополнительная вспомогательная система в автомобиле создаёт ощущение безнаказанности и вседозволенности. Машина становится технически совершенной, и человек думает, что это он тоже технически совершенен.

Идеальный автомобиль для оценки водительских возможностей — это спортивный картинг: металлическая рама, четыре колеса и двигатель за спиной. Он даёт возможность почувствовать реальную прямую связь тела с машиной, ощущение нагрузки, разгонную динамику, динамику торможения и так далее. Установка амортизаторов между колёсами и кузовом уже прерывает реальную связь между ними. Добавляем гидроусилитель — руль крутить легче, а обратная связь не та. ABS, противобуксовочная система и т. д. — все вспомогательные технические «штучки» отрывают водителя от реальности.

Если человек управляет автомобилем с «кучей» электронно-механических помощников и они начинают срабатывать — значит, он уже что-то сделал неправильно, создал для машины технические проблемы, с которыми она вынуждена начать бороться.

— Особенности ставропольского климата влияют на безопасность на дорогах? Как приспособиться к ним?

— В холодное время года нужны покрышки по сезону. Бытует заблуждение, что, раз мы живём на юге, где зимы не очень холодные и малоснежные, то можем купить себе резину подешевле и попроще. На самом деле в Ставропольском крае условия зимой на дорогах более тяжёлые, чем в любом регионе средней полосы. На Урале или в Сибири если температура опустилась в конце осени ниже нуля, снег выпадает и не тает до весны. Водители привыкают (адаптируются) за несколько дней к особенностям эксплуатации автомобиля и ездят до наступления тепла.

На Ставрополье за один день могут несколько раз смениться условия: утром — свежий снег, в обед — сухой асфальт ил мокрый снег с водой, а вечером — гололёд. А на льду, как известно, любая резина бесполезна, кроме шипованной. Парадокс, но, живя на юге, мы вынуждены приобретать более качественную резину, потому что у нас более сложные условия эксплуатации.

Моё мнение: более надёжные покрышки для ставропольской зимы — шипованные.

— Обычно водители парируют — «шипы скользят по асфальту»…

— Шипованная или нешипованная — любая зимняя резина на холоде не сравнится по характеристикам с летней покрышой при эксплуатации на раскалённом асфальте. Забудьте. Условия зимой разные: центральную улицу почистили, а во дворах — гололёд. Нужны покрышки, которые к этому готовы. Мы же в кедах зимой по льду не бегаем.

— Какие проблемы зимой более характерны для загородных трасс?

— Часто бывает ситуация: колея пробита, она сухая, а вокруг — ледяные наросты. Когда водитель объезжает или обгоняет кого-то, он попадает на них, и машину может «повести».

Если резина качественная, с этим легче справиться. Но если вдруг из соображений экономии водитель поставил на ведущие колёса шипованную резину, а на вторую ось — нешипованную или того хуже — летнюю, это может привести к печальным последствиям. Этого категорически делать нельзя. Процесс зацепа покрышек должен быть одинаков, особенно на большой скорости.

Когда мы управляем автомобилем, особенно зимой, есть два варианта езды: экономичный и безопасный. Экономичная езда — движение по большей части накатом (по инерции), чтобы сэкономить топливо. А безопасная — это эксплуатация автомобиля в городских условиях почти всё время на пониженной передаче с высокими оборотами двигателя. Чтобы мощность двигателя всегда была в распоряжении водителя. Если нужно — давишь на газ и быстро объезжаешь препятствие.

На трассе ездим быстрее, чем в городе. Нужна почти идеальная видимость. Если водитель замечает любую ситуацию, которая хоть немного вызывает недоверие, тут же нужно снизить скорость.

Снижая скорость, мы увеличиваем время приближения к объекту, время на принятие решения. Мы снижаем воздействие центробежной силы автомобиля, чтобы в случае экстренного объезда препятствия не спровоцировать снос передней и занос задней оси. Мы снижаем воздействие центростремительной силы колеса, машина начинает «подсаживаться», увеличиваются контактные пятна (между покрышками и дорогой), повышается устойчивость и управляемость. Но тормозить нужно заблаговременно, а не в последний момент.

— Что мешает безопасной езде в городе зимой?

— С точки зрения безопасности, повторюсь, желательна шипованная резина.

Важно выдерживать дистанцию. Одна из проблем — все жмутся друг к другу в пробках, особенно общественный транспорт. Во время движения расстояние между автомобилями должно быть не менее 7-8 метров, при остановке — не менее 3 метров. Больше нежелательно, это может спровоцировать другого водителя «влезть» между твоей машиной и впередистоящей. Меньше — тоже плохо. Если машина впереди ломается или глохнет, нужно пространство, чтобы объехать её по пологой траектории, не сдавая назад.

Для города есть правила, которые не зависят от времени года. Когда мы приближаемся к перекрёстку и мигает зелёный свет, лучше остановиться и переждать. А что мы видим — многие водители пытаются проскочить на жёлтый друг за другом. Зачем? Разве минута до следующего зелёного реально что-то изменит в их жизни?

Между перекрёстками можно ехать с любой безопасной комфортной скоростью (при которой водитель всё ещё сохраняет контроль над автомобилем и не боится его обратной реакции). Но на подъезде к перекрёстку, даже если горит зелёный или у тебя главная дорога, первое, что надо сделать, — немного снизить скорость. Подъехал, притормозил, убедился, что всё хорошо. Только потом давишь на газ, чтобы как можно скорее проехать перекрёсток, как опасный участок дороги, и спокойно двигаться дальше. Это должно превратиться в привычку, рефлекс.

— Какой автомобиль безопаснее: передне-, задне- или полноприводный?

— Все автомобили хороши по-своему. Но на каждый день, при движении в городских условиях, предпочтительнее переднеприводный. Он прост в управлении, более предсказуем, у него лучшая управляемость. Задний привод предназначен для более динамичного разгона по прямой, это не совсем безопасно. Возможности полноприводного автомобиля в общем и целом гораздо выше остальных, но этим большим техническим потенциалом необходимо уметь пользоваться.

К любому автомобилю нужно подобрать свой подход, почувствовать его потенциал. Когда человек понимает, что может машина, и уважает её потенциал, то машина становится другом. А если не понимает — врагом, который начинает жить своей жизнью.

— Ваш совет водителям: что нужно делать или, наоборот, не делать, чтобы уменьшить вероятность аварии?

— У автора методики контраварийного управления автомобилем в критических ситуациях, профессора Эрнеста Цыганкова, есть хорошая поговорка: «Машина — это большая металлическая обезьяна, которая передразнивает водителя». Если ты всё делаешь правильно, ей нечего «передразнивать». Но если совершаешь ошибки — машина увеличивает их в разы. Неправильной связкой управляющих действий на первом этапе водитель может настолько загнать себя в угол, что обратного пути уже просто не будет.

Как этого избежать? Не делать глупостей. Ездить по правилам и помнить, что лучшее поведение на дороге — это взаимоуважение, взаимовыручка и взаимопонимание с другими участникам движения.

Финансовая грамотность населения
Следующая новость