Тема дня: На модернизацию Лермонтовского ГМЗ заложено 500 миллионов рублей

«Дальше Бога нет»: чего ждать любителям ужасов от «Проклятия Монахини»

21.09.2018, 15:33 Ставропольский край
Не самая ровная, но всё же ведущая, хоррор-франшиза «Заклятие», обзавелась очередным спин-оффом и, похоже, ещё двумя новыми монстрами в личном бестиарии кинорежиссёра Джеймса Вана («Пила», «Мёртвая тишина», «Астрал»).
 
Наконец-то один из сильнейших духов, с которыми сталкивались герои прошлых частей – исследователи паранонормальных явлений Эд и Лорейн Уоррены – обрёл свой фильм. Со времён второго «Заклятия» в образе демона Валака мало что изменилось: нечистый всё столь же зол, страшен, силён, любит кощунствовать над религиозными реликвиями и имеет фетиш к переодеванию в монашескую рясу.
 
 
Агрессивная PR-кампания позволила собрать ажиотаж вокруг фильма задолго до премьеры. В сети появлялись многочисленные промо-ролики, интригующие постеры и кадры со съёмок. Ещё больше интерес фанатов подогрел VR-ролик, при просмотре которого вам предлагают сбежать от ужасной монахини по закоулкам тёмного замка:
 


Лента, получившая в российском кинопрокате название «Проклятие Монахини» (в оригинале просто «The Nun») – это классический камерный фильм, который имеет как бесспорные достоинства, выделяющие его на фоне монотонной массы однотипных ужасов, так и характерные недостатки.

По сюжету, в 1952 году в уединённом румынском аббатстве, которое и без того пользуется дурной славой у местного населения, одна из монахинь совершает страшный для христиан грех – самоубийство. Дабы пресечь циркуляцию слухов и не запятнать репутацию католической церкви, Ватикан отправляет на расследование инцидента самую неподходящую для этого пару в лице пастора Бёрка, несколько лет воевавшего на фронтах Второй мировой, и молодой послушницы Айрин, ещё не принявшей монашеский обет и избегающей формализма в церковных догмах.
 

При просмотре «Монахини» зрителя может не покидать мысль, что он наблюдает старомодный готический ужастик конца 50-х – начала 60-х годов. Их действие часто происходит в старинных замках и поместьях европейских стран, где обязательно присутствуют глухая деревушка с суеверными селянами, окутанное туманом заброшенное кладбище с покосившимися от времени крестами и герои, имеющие свои скелеты в шкафу. Но даже не столько это роднит ленту с олдскульными хоррор-фильмами, сколько ощущение неразгаданной тайны и «нечистивости» происходящего, эстетически правильный ракурс, малое количество действующих лиц, жуткий и довольно минималистичный грим, а также практически полное отсутствие крови и расчленёнки.
 

Вместе с тем, фильм взял от старого синематографа и все самые распространённые клише: скримеры, о приближении которых знаешь благодаря нарастающей тревожной музыке или гробовой тишине, использование в борьбе со злом распятий, святой воды и некоего «верховного» артефакта, а также нелогичное поведение героев в стиле «давайте разделимся в этом огромном тёмном замке» и «пойду-ка я следом за бегающими по ночному кладбищу странной монахиней и мёртвым ребёнком».

Впрочем, в дальнейшем становится ясно, что перед нами очередной голливудский блокбастер. Здесь, как в «Оно» 2017 года и «Проклятии Аннабель», сценарист Гэри Доберман использует неуклюжие попытки снятия напряжения с помощью юмора. Главным источником нелепых или забавных ситуаций становится франкоканадский фермер Френчи (Йонас Блоке), который живёт в Румынии, говорит со всеми на английском и расправляется с нечистью с помощью двуствольного ружья.
 

Обстоятельства, которые привели сестру Айрен (Таисса Фармига) и отца Бёрка (Демиана Бичира) к дверям этого мужчины, да и религиозной жизни в целом, также плохо определены. Зритель бегло узнаёт подробности судеб героев, историю аббатства и причины появления древнего зла, после чего на экранах начинает происходить экшен-чертовщина.

Также зрителю, знакомому с кинофраншизой, дают понять, что впереди нас могут ждать ещё два спин-оффа о новых главгадах, которые мельком появляются в «Монахине», но не перетягивают на себя одеяло.

Фильм достаточно пугающий – суровое освещение и жуткое звуковое сопровождение тому весьма способствуют. Однако ощущение театральности происходящего всё же присутствует, а дальнейшие действия персонажей, как и самого Валака, довольно предсказуемы. В отличие от прошлых частей «Заклятия» и эталонного «Астрала», сюжет «Монахини» динамичен и не затянут. Но вместе с тем он не способен удержать зрителя в состоянии постоянного напряжения. Не помогает даже демоническая монахиня, которая в прошлых частях нагоняла ужаса одним своим молчаливым появлением в кадре и тихой игрой в «кошки-мышки» с жертвами – теперь она главная героиня ленты и оттого вынуждена совершать множество лишних действий, в результате которых светящиеся жёлтые глаза и пугающе длинный нос кажутся довольно забавными и не вызывают прежнего трепета.
 

В целом, фильм смотреть нескучно – съёмочная группа справилась с тем, чтобы в течение всех 90 минут просмотра вы испытали ужас и выбросы адреналина. Он придётся по душе всем фанатам «классических» хорроров и работ Джеймса Вана, пусть тот теперь и принимает в судьбе своих детищ лишь косвенное участие. Но и ждать чего-то сверх не стоит – впрочем, «Монахиня» на лавры лучшего фильма ужасов 2018 года не претендовала, киноделы продолжают производить стабильно качественный продукт и не пытаются прыгнуть выше своей головы.
 
Текст: Дмитрий Елшанский.
Фото: kinopoisk.ru.
Великие Имена России
Мастера урбанистического «макияжа» Выпускницы Ставропольского краевого художественного училища украшают стены региональной столицы огромными граффити-полотнами. Лучшее вознаграждение для них – улыбки горожан.
«Мужчины созданы для всего» Ставропольский предприниматель запускает всероссийский проект «Братство». Он хочет воспитать мужчин, сильных духом и телом.
Рука помощи Ставропольские власти борются за жилищные права детей-сирот. Им приходится сталкиваться с дороговизной «квадратных метров» и ограничениями в федеральном законодательстве.
Здесь будет город-сад Как ставропольские аграрии возродили утерянную отрасль и вернули веру в будущее 
Тихое место С наступлением сумерек ставропольцам советуют переходить на шёпот. Правда, бояться нужно не голливудских чудовищ, а недовольных соседей.  
У страха глаза велики – и пробки широки  Ставропольские водители боятся оформлять европротоколы. Они «по старинке» вызывают сотрудников ГИБДД и провоцируют транспортные коллапсы.
Кони веселятся с грустными глазами Как в Ставрополе ухаживают за прогулочными лошадями и почему наши представления о них ошибочны?
Я не лучшая, но точно самая креативная Восемь лет назад Ольга Хенри переехала из Ставрополя в США. Уже за океаном девушка попробовала слэклайн и его дисциплину – триклайн. Сейчас она одна из самых оригинальных спортсменок в мире и в Книге рекордов Гиннеса есть запись о ней. О жизни за границей, спорте и визите на малую родину спортсменка рассказала «Победе26».
От клыков и когтей защищают людей  Ставропольские спасатели регулярно сражаются с ядовитыми змеями, мохнатыми пауками и бешеными собаками. Защищая граждан, они не причиняют вреда животным.
«Два года назад здесь было поле» О чём говорили Владимир Путин и Дмитрий Медведев со ставропольскими аграриями
Мастер приглашает в гости Как ставропольский музыкант начал делать уникальные электрогитары
Генеральная уборка Как проходит «мусорная реформа» на Ставрополье и где она буксует