Тема дня: Глава Ставрополья дал поручения региональному кабмину по исполнению послания президента РФ

Собибор: когда терять нечего

10.05.2018, 16:52 Ставропольский край
Фильм Хабенского о единственном успешном массовом побеге из концлагеря полон недостатков, но его обязательно стоит посмотреть

Режиссёрский дебют Константина Хабенского «Собибор» хоть и вышел аккурат к 9 мая, но предсказуемо потерялся на фоне голливудских «Мстителей». Тут ничего не поделаешь – разные весовые категории. Даже отчаянная попытка нашего Минкульта, запретившего показывать зарубежные фильмы в День Победы, привела лишь к убыткам кинотеатров, но никак не к росту сборов отечественного кинематографа.

Тем не менее, «Собибор» получил неплохие отзывы у зрителей и кинокритиков. Во-первых, потому что его создатели сделали то, что в прошлый раз удалось Кристоферу Нолану в «Дюнкерке»: найти в истории Второй Мировой войны важный, но незаслуженно подзабытый эпизод и рассказать о нём. Во-вторых, хоть недостаток режиссёрского опыта у Хабенского и заметен, придираться к фильму не хочется. Потому что честное кино. Где-то шаблонное, где-то перегретое, но без сумасшедшего мракобесия «Утомлённых солнцем», избыточной чернухи или, напротив, стерильности типового голливудского продукта. В-третьих, как ни крути, у нас есть определённая традиция хорошей военной кинодрамы. Да, не всегда и не у всех. Но даже если отбросить советское наследие, то в последние годы выходили не только позорные поделки Михалкова и Бондарчука-младшего, но и очень сильные картины. Вспомнить хотя бы «Брестскую крепость» или, с оговорками, полулюбительских, но предельно искренних «28 панфиловцев». Фильм Хабенского вполне достоин оказаться в этой категории, несмотря на все «но».

 

Если говорить о недостатках, то первой в этом списке будет стоять историческая недостоверность, которая в данном случае никак не компенсируется реализацией художественной задачи. Напротив, у реальной истории бунта в лагере смерти Собибор остался огромный нераскрытый потенциал, напрочь проигнорированный сценаристами фильма. Если обычно кинематографисты приукрашивают действительность, то здесь Александр Печерский получился куда меньшим героем, чем его прототип. Усталый, потёртый Хабенский в этой роли смотрится менее киношным, чем реальный Печерский – 30-летний на тот момент высокий блондин-мачо. К слову, и главный антагонист Карл Френцель в исполнении «Горца» Кристофера Ламберта получился эдаким человеком-скалой, хотя в жизни этот душегуб был нарочито вежливым пижоном, эдаким простолюдином, корчащим из себя аристократа.

Интересно было бы обыграть и дальнейшую судьбу этих персонажей. Печерский вывел часть беглецов в Белоруссию, вступил в партизанский отряд, подорвал несколько немецких поездов, после воссоединения с Красной Армией был арестован, отправлен в штрафбат, был ранен. После войны он выступал обвинителем на нескольких процессах, но его не отпустили в Нюрнберг и вообще несколько раз он немало пострадал от советской власти просто за факт того, что был пленён. Умер в Ростове-на-Дону в 1990 году. Френцель после побега руководил работами по уничтожению Собибора, участвовал в зондер-командах, был пленён американцами в 1945 году, но почти сразу освобождён и до 62-го года оставался на свободе, пока в нём не опознали нацистского преступника. Суд приговорил его к пожизненному заключению, но после 26 лет тюрьмы он был освобождён по состоянию здоровья и прожил на воле до 1996 года. Из одного этого можно было бы составить очень насыщенную драматизмом историю.

Но всего этого в фильме нет. Зато там много лишних персонажей, обрывающихся на полуслове сюжетных линий и вообще необязательных элементов.

Но оправдывает Хабенского одно: он был сосредоточен не на самом побеге и не на его участниках, а на ужасе лагеря смерти как таковом. Отсюда и распределение хронометража, когда полтора часа идут через запятую пытки, унижения, бессмысленные убийства, ломка характеров – и только в конце непосредственно бунт. Несмотря на некоторую шаблонность этих сцен, нарочитый театральный драматизм и неточность в деталях (в реальном Собиборе печи с дымоходом не было, их просто сбрасывали в кучи и сжигали), производимый эмоциональный эффект ровно тот, что нужен.

Такие фильмы вообще полезны для нынешнего поколения, любящего подвязывать всё на свете Георгиевскими лентами и рассекающего город на размалёванных иномарках с надписью «Можем повторить». Короче, для тех, кто забыл, что по-настоящему происходит на войне, как она калечит тела и души.

На мероприятиях, посвящённых 50-летию побега из Собибора, тогдашний президент Польши Лех Валенса сказал:

«Спасение жизни не было целью героического восстания, борьба велась за достойную смерть. Защищая достоинство 250 тысяч жертв, большинство из которых были польскими гражданами, евреи одержали моральную победу. Они спасли своё достоинство и честь, они отстояли достоинство человеческого рода. Их деяния нельзя забыть, особенно сегодня, когда многие части мира снова охвачены фанатизмом, расизмом, нетерпимостью, когда вновь осуществляется геноцид».

Вот именно этим ценен фильм Константина Хабенского. Он напоминает о том, что никак нельзя забывать, подменять неуместной бравадой и вообще как-либо искажать. Увы, и здесь он не без греха. В картине не говорится, что на 30 унтер-офицеров СС приходилась сотня охранников, набранных из числа этнических украинцев. Что 90 сбежавших узников Собибора были выданы немцам местным населением либо убиты коллаборационистами. Эта неуместная политкорректность не распространилась на самих заключённых лагеря, многие из которых показаны нарочито омерзительными персонажами.

Но главное Хабенскому удалось – он напомнил о «подвиге, который мы забыли». Фильм погружает зрителя в состояние ужаса и отчаяния. Он освежает чувство неприятия войны ни под каким соусом. И потому его стоит смотреть хотя бы в таких, терапевтических целях. Только уберите от экранов детей: воспитывать в них патриотизм и антифашизм можно и более щадящими психику средствами.

Станислав Маслаков

Не ковыряться вилкой в смартфоне Новые правила этикета, которые вы могли пропустить
Программа «Молодая семья»: инструкция по применению «Люди как люди. Только квартирный вопрос испортил их» — цитата из бессмертного «Мастера и Маргариты» со временем не потеряла актуальности. Но если во времена Булгакова подразумевалась невыносимая жизнь в коммуналке, то сегодня это относится к дороговизне жилья и стремлении современного человека любой ценой заполучить собственные квадратные метры.
Стежок за стежком: где в Ставрополе вращается солнце Есть у нас в городе на углу 50 лет ВЛКСМ и Тухачевского небольшой магазинчик с неприметной вывеской и необычным названием «Ярга». Это магазин этнической славянской культуры. Заходя туда, будто попадаешь в другой мир. Старая прялка, венки из сухоцветов, валенки, всевозможный декор из дерева и глины, стилизованные под старину украшения и множество других вещей ручной работы. Но самое главное – одежда. Древнерусские вышитые разноцветными узорами рубахи, сарафаны, платья и юбки. И всё исключительно из льна.
Утомлённые мегаполисом: истории москвичей, переехавших в Ставрополь Бытует мнение, что люди из провинции все, как один, стремятся перебраться на ПМЖ в столицу. Там и возможностей больше, инфраструктура лучше, развлечения интереснее и, вообще, «все деньги в Москве». А в Ставрополь, если и переезжают, то лишь из сёл и окрестных республик. Каково же удивление, когда узнаёшь, что твой коллега/знакомый/новый парень лучшей подруги родом из тех самых столиц. Попробуем выяснить, что же заставляет москвичей бросать насиженные места и отправляться в провинцию.
Разнесённые ветром Ставрополь в очередной раз чуть не сдуло.
«Мы три года общались с помощью веб-камеры» или путь из Литвы в Ставрополь В поезде Москва—Ставрополь я встретила удивительного пассажира. Молодая девушка ехала из столицы в гости к парню, которого ни разу не видела. Но это не всё. Москва — лишь транзитный пункт. В Россию она прилетела из литовского города.
Три весёлых буквы: как мошенники от ЖКХ обманывают потребителей — Получу пенсию — сразу отложу на коммуналку, заплачу всё, а на остальное буду жить, — рассказывает пожилая женщина в очереди.
Кувырком: как на Ставрополье готовится к Олимпиаде бразильский BMX-райдер Жаром Эльяс Медейрос де Оливейра — 22-летний ВМХ-райдер, член олимпийской сборной Бразилии, мечтающий стать лучшим в мире. Сейчас он живёт в Ставрополе с женой Катериной и продолжает тренироваться. Как ему это удаётся, узнал корреспондент «Победы26».
Товарищи душманы, просьба не стрелять! 15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана*. В системе внутренних дел Ставрополья 130 ветеранов далеких событий. В том числе один действующий сотрудник, начальник МРЭО ГИБДД города Георгиевска ГУ МВД России по СК подполковник полиции Андрей Аксёненко.
Откуда ноги растут: как формируются тарифы на услуги ЖКХ объяснили ставропольские эксперты В Ставрополе прошёл тур для представителей СМИ по теплоснабжающим предприятиям города. Экспертное сообщество объяснило, откуда берётся повышение тарифов на теплоэнергию и чего ждать ставропольцам в обозримом будущем.
Как тебе такое, Илон Маск: как ставрополец удивил изобретателя-миллиардера Ставропольский Кулибин — именно так прозвали 18-летнего Сергея Артюшенко. Он прославился едва ли не на весь мир благодаря своей переделке старой машины. Молодой человек собрал «жигули-наоборот» — автомобиль, появление которого на улицах Ставрополя вызвало настоящий бум в соцсетях.
Инструкция: как похудеть правильно и без риска для здоровья О красивом теле мечтает каждый из нас. Стоя перед зеркалом, обнимая свой пухлый животик, мы мечтаем, что на утро как по мановению волшебной палочки вместо него там будут кубики пресса. Но такое преображение может произойти только в воображаемом мире. В реальном же придётся не одну сотню часов провести в спортзале, чтобы достичь желаемого результата.