пт, 29 март
13:48
Ставрополь
+18 °С, ясно
Эксклюзивы

Между нами варят лёд: как устроен ледовый каток

16 января 2018, 18:45Фоторепортажи
Фото:

Увидев в календаре праздник День ледовара, мы сразу вспомнили о сериале «Во все тяжкие»: кто-то таинственно улыбался, кто-то поминал Хайзенберга, третьи и вовсе намекали на голубые оттенки. Однако на деле всё оказалось иначе: ледовар — это человек, который занимается заливкой льда. «Победа26» решила выяснить, что же это за профессия и как вообще устроен каток.

Увидев в календаре праздник День ледовара, мы сразу вспомнили о сериале «Во все тяжкие»: кто-то таинственно улыбался, кто-то поминал Хайзенберга, третьи и вовсе намекали на голубые оттенки. Однако на деле всё оказалось иначе: ледовар — это человек, который занимается заливкой льда. «Победа26» решила выяснить, что же это за профессия и как вообще устроен каток.
За новыми знаниями мы отправились в парк Победы, где расположен самый большой каток на открытом воздухе в Ставрополе. Там мы встретились с руководителем ставропольских парков Виктором Бондаренко, который и рассказал обо всех тонкостях ледоварения.
Ледяной пирог
Создание катка — дело достаточно трудоёмкое. Чтобы катание было приятным, а лёд по-настоящему скользким, нужно провести большую работу. Сперва делают так называемое корыто, в которое засыпается грунт. Затем кладут термоизоляцию, чтобы не морозить землю, и сверху укладывают бетон.
Сверху устанавливаются специальные трубки, через которые пропускается хладагент. Его охлаждают специальные машины-компрессоры. Только когда трубки достигнут температуры в минус 4-6 градусов, начинают «варить» лёд. Для этого заливается вода, которая постепенно начинает твердеть. Когда она охлаждается до определённой температуры, сверху наливается ещё 2-3 сантиметра воды.
— Затем начинается работа ледовара. На каток выезжает специальная машина, которая заливает его горячей водой. Она необходима для того, чтобы выровнять поверхность льда, отшлифовать её, убрать микротрещины. Всё делается по уровню. За счёт высокой температуры лёд становится гладким, — рассказывает Виктор Бондаренко.
«Олимпия»
Главная задача машины для заливки — это срезать лёд, для чего используются огромные ножи. Одновременно она заливает лёд горячей водой для шлифовки. В ставропольском парке используют машину «Олимпия», которая эксплуатируют, в том числе и на олимпийских объектах. Кроме того, она может ещё и убирать небольшой слой снега в специальный резервуар.
— На лёд «Олимпия» выезжает шесть раз в день, каждые два часа. Наша территория позволяет делать процесс катания непрерывным: пока машина делает заливку на одной стороне, посетители катаются на другой. Потом они меняются, — отмечает Виктор Бондаренко. — Иногда бывает, что на льду образуются желоба, и заливки машины становится недостаточно. Тогда в ночное время мы снова делаем ручную заливку, а после шлифуем «Олимпией».
(Корова) На льду
По словам Виктора Бондаренко, качество льда в парке даже лучше, чем на многих московских катках. Достигается это упорным трудом. Есть специальный человек, который следит за охлаждающими машинами. Он должен поддерживать определённую температуру, чтобы лёд не переморозился, при этом важно учитывать погодные условия. Ну и, конечно же, важнейшей составляющей является труд ледовара, который хотя и тяжёлый, но очень интересный.
После приятного разговора за чашечкой чая мы отправились на лёд. Но, прежде чем увидеть работу ледовара и пообщаться с ним, нам предложили лично испытать качество льда. Из двух человек самым смелым оказался Евгений Коровайбе, который в этот день впервые встал на коньки.
— Качества льда — отменное! Он очень скользкий, — поделился своими впечатлениями Евгений после пяти минут, проведённых на катке. — Я упал всего три раза, но зато научился ловко подниматься после этого на ноги.
Пообщались мы и с тем, кто 16 января отмечает профессиональный праздник, — ледоваром Василием Гориновым:
—Уже четвёртый сезон езжу на этой машине. До работы на катке я никакое специальное обучение не проходил. Что к чему рассказали мастера по обслуживанию «Олимпии». Поначалу было сложно, но со временем привык, сейчас мы с ней как единое целое. Самое главное, это входить в поворот, чтобы не пропустить полосы. Если они появятся, то лёд будет недостаточно скользким, некачественным. В общем, трудиться над этим надо серьёзно, — рассказывает Василий Горинов. — В процессе машина подрезает ножом лёд, по трубкам стекает вода, а специальные полотенца её разглаживают по поверхности.