вт, 19 март
06:55
Ставрополь
+0 °С, ясно
Эксклюзивы

Без провокаций и под звуки кашля. Как в Ставрополе прошла премьера самого скандального фильма года

Статья

27 октября 2017, 13:04

26 октября в четырёх кинотеатрах краевой столицы прошла премьера «Матильды» — картины, которую пытались запретить и осудить без просмотра, только на основании трейлера. Наши корреспонденты побывали на нескольких сеансах в течение дня не потому, что фильм так понравился, а чтобы увидеть, кто и зачем пришёл на премьеру.

«Киномакс» на Карла Маркса, 10:00 

Анна Захарова

Несмотря на будний день и ранний час, в зале почти половина мест была занята. В основном посмотреть киноленту пришла молодёжь, однако были среди зрителей и несколько человек пожилого возраста.
Показ скандальной «Матильды» в наш сеанс обошёлся без инцидентов. Около здания «Европейского», где расположен кинотеатр, ни до, ни после утреннего показа недовольных граждан с плакатами замечено не было. Даже зрители во время просмотра обошлись без высказываний и комментариев.
Однако после титров ситуация изменилась: аудитория ожила и стала активно делиться друг с другом впечатлениями, обсуждать различные эпизоды. Продолжилась дискуссия и в лифтах. Практически единогласно посетители отметили красивую картинку. Шикарные залы дворцов, нарядные костюмы, утончённые балерины — всё это позволило получить эстетическое наслаждение.
«Синема Парк», 10:20

Сергей Сыровацкий

В кинотеатре нет никакого ажиотажа. На утренний сеанс пожаловали всего 11 зрителей — в основном люди старше 35 лет. Мужчин и женщин примерно поровну.
На «проходной» стоит лишь один вежливый парень, с улыбкой приглашающий посетителей пройти в зал.
Во время сеанса всё тихо и спокойно. Когда на экране появляются финальные титры, не все сразу встают и направляются к выходу: кто-то ещё сидит на месте с задумчивым видом. К одному из таких зрителей я и направился, чтобы узнать впечатления от «Матильды».
— Кино зрелищное, понравилась игра актёров — как будто проживаешь всю историю вместе с ними. Всем критикам могу лишь посоветовать не торопиться с суждениями и посмотреть «Матильду» вживую, прежде чем делать о ней выводы, — рассказала мне зрительница.
Прежде чем выйти из кинотеатра, я решил выяснить, с чем же связана такая низкая посещаемость довольно раскрученной картины. В этом мне помог один из сотрудников «Синема Парка». Молодой человек заверил, что идеологическое наполнение фильма здесь ни при чём. Просто не все зрители ещё знают о выходе картины на широкие экраны, и зал наверняка будет заполнен в выходные дни.
«Киномакс» на Карла Маркса, 14:20

Евгений Кайбе

За 20 минут до начала фильма у входа в зал находится не так уж и много людей: человек пять, не больше. Три девушки что-то вполголоса обсуждают, парень с рюкзаком стоит поодаль, я внимательно наблюдаю.
В одном из залов заканчивается другая премьера — отечественная сказка «Последний богатырь». Оттуда выходит немало людей, особенно если сравнивать с нашей скромной компанией.
На входе в зал нас встречает не только билетёр, но и охранник, который просит гостей показать содержимое сумки. Такое в кинотеатре вижу впервые, но сумки у меня нет, и я спокойно прохожу внутрь.
Постепенно в зал подтягиваются ещё люди — всего нас получилось человек 20. Пока собираются зрители, охранник и билетёр переговариваются. Главная тема их беседы —фильм «Матильда».
— Ну была такая женщина, с царём тусила. С кем в те времена такого не бывало? — размышляет один.
— Больше паники развели, — добавляет второй.
Фильм проходит спокойно, все ведут себя достаточно тихо. Никаких чрезвычайных происшествий. На выходе тоже особо ничего не меняется: провокаторов вроде нет, обстановка спокойная.
Кинотеатр «Октябрь», 19:30

Елена Тюрикова

Здесь в день премьеры зрителей встречали не только обычный для этого кинотеатра охранник, но ещё и несколько стражей порядка. Они внимательно заглядывали в сумки немногочисленных зрителей и пристально следили за каждым. Впрочем, особого напряжения не чувствовалось. Возможно, потому, что на сеанс пришли всего около 30 человек. Для понимания масштабов — большой зал кинотеатра, в котором проходил один из вечерних кинопоказов, рассчитан примерно на 300 зрителей.
Среди пришедших посмотреть нашумевший фильм была как молодёжь, так и люди в возрасте.
Остальные тоже долго не задерживались, да и сильно не обсуждали картину. И тут может быть несколько причин. Первая — «Матильда» произвела сильное впечатление, и её, как говорится, хочется молча переварить; вторая — не впечатлила и обидно признаваться, что деньги были выброшены на ветер.
«Max Салют», 21:30

Ольга Осипова

Фойе кинотеатра в этот вечер выглядело ровно так же, как и в другие дни. Все места за столиками заняли ожидающие своих сеансов люди. Кто-то покупал попкорн, кто-то — билеты, кто-то ждал друзей. Обстановка не очень напоминала день премьеры фильма, из-за которого сжигали машины и ломали копья в жарких спорах.
Но уже на входе в зал пришлось почувствовать весь риск похода на скандальную картину. Одной проверки билетов оказалось недостаточно: пришлось открывать сумку и демонстрировать, что в ней нет ничего угрожающего. Но охранник кинотеатра так не считал.
Пришлось ради просмотра «Матильды» избавиться от бутылочки.
За такую жертву работники кинотеатра рассказали, что это не просто меры предосторожности, а ответная реакция на поступившие звонки с угрозами.
В этот вечер все места в зале на вечерних сеансах «Матильды» были заняты. Но действо на экране никто комментариями не прерывал. Тишину нарушал только кашель.
 
 
 
Чтобы сохранить объективность, мы поговорили и с теми, кто выступал против показа киноленты.
— Из всех моих соратников и единомышленников никто на фильм не пошёл, а конкретно кому-то запрещать смысла нет.
Потом каждый сам за себя будет отвечать перед Богом, в том числе верующие, атеисты, богоборцы и так далее, — объяснил лидер «Родительского комитета» Александр Джамбатов. — Мы призывали не идти на фильм не потому, что он плохо снят и не потому, что нам Учитель не нравится. Смысл в том, что к столетнему юбилею государственного переворота и мученического зверского убийства царской семьи сняли такую богомерзкую картину. А ведь семья эта была потом причислена к лику святых. Должно же быть к ним какое-то уважение.
Оскорбление как метод продвижения
Почему вокруг не самого талантливого фильма возникло столько шума? Об этом мы спросили ставропольского блогера Максима Логинова. Ему слово:
— Россия в очередной раз переживает непростые «интересные» времена, и, как всегда у нас, художники не дают спать революционерам, революционеры вдохновляют художников.
И что является для деятеля искусств фактором решающим при выборе острой темы? Гражданская ли ответственность, художественное ли чутьё, артистическое ли тщеславие? Может быть, банальная алчность… Как бы то ни было, художники снова примеряют на себя звание зеркала вечной русской революции.
Что же изменилось со времён больших переворотов прошлого века, социалистической революции, перестройки, когда деятели искусства были глашатаями перемен?
Охват аудитории, технологии распространения информации (объекта искусства), толерантность потребителя к информационным раздражителям.
Целящийся в социальную проблему, исследующий исторический конфликт художник сталкивается с той же задачей, что и маркетолог — тегировать послание, определить аудиторию, которую эта проблема, этот конфликт волнует. Ведь информационное поле очень широко, современный зритель толерантен, и весьма значительная часть аудитории попросту проигнорирует незамысловатый с точки зрения драматургии медийный проект, описывающий далёкие от реальности события.
Однако для части наших сограждан тема этого произведения болезненна. Продюсеры фильма не могли не знать этого. Это очевидно. Сама концепция повествования о православном мученике, последнем императоре России в мелодраматической и лишённой исторической достоверности манере оскорбила значительную часть православных. И именно болезненная тема является главной маркетинговой находкой.
Мы с вами входим в эпоху «хайпа», сейчас, чтобы быть услышанным, стремящийся привлечь аудиторию экономный оратор, художник, маркетолог будет оскорблять… Нам всем нужно набраться терпения…
А что же сам фильм?
По общему мнению редакции, поход на «Матильду» затрат ни временных, ни денежных не оправдывает. Картинка хороша, не спорим. Оператора, декораторов, художников однозначно хвалим. Некоторые актёрские работы тоже стоит отметить. И на этом из хорошего всё.
Весь фильм мы наблюдаем страсти, достойные бразильского «мыла», только вместо фазенд и особняков интерьеры императорского дворца.
Да и вообще весь сюжет можно пересказать фразой «Жениться по любви не может ни один король».
Идти стоит только, если вы хотите лично увидеть, вокруг чего столько шума, при этом имеете некоторый иммунитет к совершенно сериальному сюжету или предпочитаете остроумным диалогам и умному сценарию экшн (крушение поезда! погони! всадник в языках пламени! взрыв!). Ну или просто хотите увидеть красивую женскую грудь.
Рейтинг по «Кинопоиску» у фильма сейчас 6. Но не удивимся, если он упадёт в ближайшие недели. Критики же оценили ленту ещё ниже: их рейтинг — всего 36 процентов.
 
Ольга Осипова