пт, 19 апр.
23:03
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Что полезного сделали краевые депутаты в 2017 году? Часть 1

Статья

22 декабря 2017, 18:53

Дума Ставропольского края первый год отработала в новом составе после выборов в конце 2016-го. Редакция портала «Победа26» решила выяснить, насколько эффективной для региона оказалась обновлённая команда депутатов.

Консультантом в законотворческих дебрях стал Владимир Шевченко – юрист, член комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Думы Ставропольского края шестого созыва, член фракции ЕДИНАЯ РОССИЯ в Думе Ставропольского края.
В первой части мы узнаем, как депутаты вместе с губернатором и правительством занимались командообразованием, для чего это было нужно. Выясним, почему тексты законов стали лучше, а принимать их стали быстрее. Получим ответ на наивный вопрос о работе Думы. Вместе разберём пять законов по принципу «было — стало» и расскажем, почему важно возить по Ставрополью федеральных чиновников.
Дума в цифрах: 17 заседаний краевого парламента состоялось в 2017 году
Что сделали?
Новый состав Думы края выработал систему взаимодействия с губернатором и правительством региона.
Как сделали?
По регламенту исполнительная и законодательная власть может взаимодействовать очень медленно. Один задал вопрос другому, другой через месяц назначил совещание, на котором задал первому встречный вопрос. И так до бесконечности. В Думе Ставрополья процесс полностью перекроили и сделали более продуктивным.
Когда исполнительная власть подаёт проект закона, теперь по звонку (а не через официальные бумаги) собирается профильный комитет и создаётся рабочая группа. Текст документа читают, формулируют замечания, пожелания, вырабатывают план работы. На втором совещании документ рассматривают на заседании профильного комитета. Как правило, уже на этом этапе рождается готовый документ, который можно предлагать для рассмотрения депутатам. По словам Владимира Шевченко, раньше такой практики не было.
Какой результат?
Скорость принятия законов сократилась в два-три раза по сравнению с началом работы созыва. Официальной статистики по этому поводу нет, поскольку законы бывают очень разными по объёму, сравнить их нельзя. По личным ощущениям депутата Шевченко, процесс ускорился в разы. Пример — закон о помощи малоимущим, людям в сложной жизненной ситуации, ветеранам войны и труда. Законопроект внёс губернатор Ставропольского края. Комитеты «отработали» документ всего за неделю.
Второй бонус командной работы — свелось к минимуму количество возвращённых законопроектов. Если на предварительном этапе документ получался «сырой», его снимали с рассмотрения и отправляли на доработку. В следующий раз законопроект могли вернуть в Думу минимум через три месяца. То есть решение откладывали на целый квартал. Теперь такие случаи редкость.
НАИВНЫЙ ВОПРОС:
Почему многие законы пишет правительство и министерства, а не депутаты? Это нормально?
— Ситуация вытекает из действующего законодательства, которое определяет компетенцию органов власти, — отвечает Владимир Шевченко. — 30 % думских документов касаются бюджета. Распорядитель бюджета — орган исполнительной власти. Хоть на федеральном уровне, хоть на любом другом. По бюджетному кодексу, только правительство, глава города или губернатор могут вносить соответствующие законы.
Дальше идут вопросы, которые связаны с организацией и функционированием органов местного самоуправления на территории края. В силу закона это компетенция регионального правительства. Оно отрабатывает инициативы органов местного самоуправления. В результате в Думу приходит или не приходит обращение от муниципалитета или правительства. Парламент не может инициировать его «сверху». Нет, мы можем, конечно, прийти и сказать: а не хотите к нам обратиться? Но это нелогичный порядок действий.
Есть ещё структуры федеральных органов исполнительной власти. Они тоже могут обращаться в Думу с предложениями, которые касаются регулирования их деятельности на краевом уровне. Совокупно до 70 % инициатив приходят законодателям извне.
Собственные полномочия Думы Ставрополья:
  • Вносить изменения в действующее краевое законодательство, чтобы привести его в соответствие с федеральными законами.
  • Регулировать региональное законодательство, например, закон об административных правонарушениях.
  • Регулировать деятельность казачьих формирований и любых общественных организаций, кроме политических партий.
  • Утверждать мировых судей на территории края.
Одна из важнейших функций Думы — контролировать, как органы исполнительной власти региона исполняют законы, постановления. Правильно ли настроен механизм работы, есть ли результат. Краевой парламент взаимодействует с контрольно-счётной палатой Ставрополья, чтобы проверять, рационально ли получатели бюджета расходуют средства.
Что сделали?
Показали Ставропольский край федеральным законодателям и чиновникам.
Как сделали?
31 октября — 2 ноября в Ставропольском крае проходили заседания президиума Совета законодателей Российской Федерации при Совфеде РФ. В регион приехали сенаторы, депутаты Госдумы и представители органов исполнительной власти российского уровня (федеральные министры или их замы). Смысл мероприятия — в «поиске совместных решений на разных уровнях власти». Главной темой была государственная политика в жилищной и коммунальной сферах. Например, обсуждали возможное тиражирование московского кейса с реновацией на другие регионы.
Какой результат?
Первый — для всей страны, поскольку плановое обсуждение важных вопросов состоялось. Второй — для Ставрополья. И здесь уже интереснее.
В Ставрополе и на КМВ побывали первые лица российской политики. Теперь наш регион для них не просто картинка в воображении или описание на бумаге, а реальное место с объективными проблемами и возможностями.
Ставропольские думцы, представители муниципалитетов и просто инициативные люди пообщались с федеральными законодателями и смогли развеять многие мифы о крае. По мнению Владимира Шевченко, это поможет быстрее запустить федеральные механизмы, которые нужны региону.
Пример — с той же реновацией. Из Москвы нам привезли проект, по которому предложили обновить жилой фонд в крае. На что получили ответ: плотность застройки и состояние домов в регионе не достигли того уровня, при котором есть реальная необходимость внедрять программу. Это стало поводом узнать, что на самом деле нужно Ставрополью.
БЫЛО — СТАЛО
  1. Закон об общественном контроле
Было: у общественности не было полномочий для различных видов контроля вместе с органами исполнительной власти.
Стало: в законе прописаны новые субъекты общественного контроля, в том числе молодёжные организации, общественные инспекции и даже группы граждан. Теперь люди и организации могут сформировать группу лиц, параметры которой прописаны в законе, и участвовать в проверках. Или провести проверку сами.
  1. Закон о гуманной эвакуации
Было: если эвакуатор увёз автомобиль с места незаконной стоянки или остановки, то вернуть его можно было, только «выкупив» со штрафстоянки.
Стало: владелец автомобиля может получить его обратно в любом месте движения эвакуатора. Пример: вы заехали под знак «Остановка запрещена». Вас эвакуировали и вывезли из зоны действия знака. Если вы в это время появились, догнали эвакуатор, попросили остановиться, предъявили свои документы, то вам всего лишь выписывают штраф и отдают машину. В крайнем случае, можно дождаться эвакуатора у штрафстоянки и попросить сгрузить автомобиль перед воротами. Владельцы стоянок возражать не будут — они несут ответственность за неправомерную постановку ТС к себе на территорию.
  1. Закон о молодёжной политике
Было: отсутствовало понятие молодёжного предпринимательства. Это создавало проблему при участии в федеральных программах поддержки этой категории бизнеса.
Стало: расширили круг субъектов молодёжной политики. В частности, описали субъекты молодёжного предпринимательства. Утвердили их параметры — возраст руководителя, средний возраст сотрудников. Теперь предприниматели могут участвовать в любых програмol>тветствуют требованиям.
  1. Закон о вейперах
Было: электронные системы доставки никотина продавали кому угодно и как угодно.
Стало: теперь по закону купить электронные сигареты и кальяны, а также жидкости к ним могут только совершеннолетние. Фактически, к продаже вейпов теперь применяют все ограничения, которые есть по отношению к сигаретам.
  1. Закон о зелёном поясе Ставрополя
Было: ничего подобного в краевой столице не было. Лесные зоны существовали сами по себе, часть из них была защищена законом, другие — нет.
Стало: на территории 70 лесных массивов вокруг Ставрополя утверждены участки, где отныне и впредь можно вести только рекреационную деятельность. Никакой застройки. «Зелёный пояс» нельзя уменьшать. Планируется, что он будет только увеличиваться.
Мы привели в пример только 3,5 % законов, которые приняли за год краевые законодатели. Об остальных вы можете узнать на сайте Думы региона.
На сегодня всё. Во второй части материала Владимир Шевченко расскажет, как депутаты придумали новые схемы работы, чтобы чаще видеться с народом. Мы получим ответ на второй наивный вопрос о работе представительного органа. Спросим депутата про самые обсуждаемые в соцсетях темы и узнаем главное: где нашлись ресурсы на первый за 15 лет профицитный бюджет.
 
Дарья Полянкина