пт, 29 март
05:05
Ставрополь
+2 °С, ясно
Эксклюзивы

Что полезного сделали краевые депутаты в 2017 году? Часть 2

Статья

23 декабря 2017, 17:31

Продолжаем анализировать результаты первого полноценного года работы шестого созыва Думы Ставропольского края. Сегодня раскроем тайны профицитного бюджета и узнаем, будут ли законодатели регламентировать явления, которые вызывают споры в обществе.

В работе регионального парламента нам по-прежнему помогает разобраться юрист, депутат, член комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Владимир Шевченко. Чтобы узнать, как Думе края удалось ускорить процесс принятия законов, загляните в первый материал.
Сегодня Владимир Шевченко расскажет о новых алгоритмах работы с населением. Мы зададим ему очередной наивный вопрос о работе представительного органа власти. Поговорим о первом за 15 лет профицитном бюджете и об инициативах, которые активнее всего обсуждают в соцсетях.
Дума в цифрах: 145 законов приняли краевые депутаты в 2017 году
Дума Ставрополья шестого созыва поставила на новый уровень работу с населением. Главная цель — сократить и облегчить путь человека к нужному депутату.
Как сделали?
  •  Синхронизировали приёмы краевых законодателей с «региональными неделями» федеральных депутатов.
  • Выстроили жёсткие графики встреч с населением.
  • Сформировали разные тематические программы приёмов (депутатская неделя, совместные приёмы с общественными организациями, бесплатные консультации и так далее) и последовательно чередуют их.
  • Опробовали практику межмуниципальных депутатских центров (подробности ниже).
  • Договорились о переадресации запросов жителей коллегам для ускоренного рассмотрения.
 
Какой результат?
Сразу определимся: речь пойдёт о практиках приёмных «Единой России». Фракция партии в Думе края — самая многочисленная (43 из 50 парламентариев). Все шесть федеральных депутатов от Ставрополья избраны от этой же партии. Кстати, приёмные открыты для всех думцев, даже иных политических взглядов. При желании они могут использовать помещения для встреч с людьми.
Как рассказал Владимир Шевченко, раньше алгоритм приёма граждан был скорее формальным. Теперь депутаты раз в неделю-две обязательно бывают в каждой закреплённой за ними территории. Графики очень жёсткие, и думцы их соблюдают.
Депутаты-юристы или депутаты вместе с помощниками-юристами регулярно проводят бесплатные консультации.
Впервые в этом созыве краевые парламентарии стали проводить с коллегами из Госдумы сдвоенные приёмы. А ещё наладили взаимодействие между всеми уровнями законодательной власти. Что это значит на практике? Предположим, из Светлограда приходит вопрос к депутату Госдумы. Он понимает: в регионе решение найдут быстрее. Он может переадресовать обращение коллеге из субъекта. Так же действуют краевые парламентарии, если видят, что муниципальные могут быстрее отработать запрос.
Главный результат: время принятия решений сократилось, эффективность — повысилась.
В Невинномысске в 2017 году в порядке эксперимента открыли межмуниципальный депутатский центр. Здесь ведут приём парламентарии из Невинномысска, Кочубеевского района и два краевых депутата. Кому это полезно? Людям, которые живут в районе, а трудятся в Невинномысске пять дней в неделю. Чтобы попасть в рабочее время к своему депутату в Кочубеевском, им надо отпрашиваться. А в межмуниципальном центре приём до 19 часов. Теперь все всё успевают.
Ещё депутаты стали чаще выступать с разъяснительной работой. В 2017 году говорили с людьми об исполнении закона о капремонте. В результате многие ставропольцы поняли, что хотят перейти на спецсчета, самостоятельно собирать взносы и распоряжаться ими.
НАИВНЫЙ ВОПРОС:
Разве у Думы нет единых алгоритмов работы? Такое ощущение, что каждый раз депутаты ищут новые решения для старых проблем.
— Чтобы делать новое, нужно находиться в постоянном поиске. Любой алгоритм, даже самый совершенный, со временем претерпевает изменения. Меняются законы, меняется система их функционирования.
До того как нажать на кнопку и принять закон, депутаты выполняют большую предварительную работу. Каждый думский комитет изучает работу профильных отраслей. Например: комитет по законодательству мониторит акты и документы органов местного самоуправления. По результатам делает выводы и помогает совершенствовать законотворческий процесс в муниципалитетах. Остальные комитеты тоже собирают и систематизируют опыт органов исполнительной власти. На его основе вырабатывают методические рекомендации. Правительство, министерства и муниципалитеты учитывают советы коллег. В результате в Думу края начинают поступать более продуманные и жизнеспособные законодательные инициативы. (Почему 70 % законов приходят в парламент извне? Ответ читайте в первом материале.)
Что сделали?
Впервые за 15 лет в Ставропольском крае приняли бюджет с профицитом.
Как сделали?
Много и системно работали. Важно было получить больше средств из федерального бюджета и привлечь деньги самим на уровне региона. По словам Владимира Шевченко, в решении непростой задачи помогли депутаты Госдумы от Ставрополья. Плюс — краевые министры работали по своим направлениям на федеральном уровне.
Второй источник — увеличение собственных доходов. В 2017 году удалось собрать больше налогов, чем в прошлые периоды. Расчёт был очень сложный и точный. Нельзя просто взять и поднять ставки для налогоплательщиков — они могут перенести бизнес в другой регион или уйти в тень. Как ранее сообщила руководитель УФНС по Ставропольскому краю Елена Афонина, поступления в бюджет приросли во многом за счёт налога на прибыль (его собрали на миллиард рублей больше), а значит, у ставропольских предприятий дела идут как минимум неплохо.
Третье направление — привлечение внебюджетных денежных средств от крупнейших организаций. Это значит, что большой бизнес по соглашению с региональным правительством обязуется оплатить реализацию важного социального проекта. Например, строительство трёх детских садов. В бюджете этот благородный шаг фиксируется отдельной строкой, в которой учтены вложения компании-благотворителя. Фактически это привлечение инвестиций крупного бизнеса, но не в новые производства, а в Ставропольский край и его жителей.
Какой результат?
От профицитности бюджета зависит, сколько денег можно направить на новые проекты (сверх обязательств по зарплатам, социальным выплатам, здравоохранению и прочим незыблемым статьям). Из федерального бюджета редко выделяют средства без софинансирования. Если в казне региона дефицит — возможностей «скинуться» на новые проекты мало. Сейчас у Ставрополья наконец появилась денежная «подушка безопасности». Можно подавать заявки на участие в большем числе федеральных программ.
Самые обсуждаемые вопросы к депутатам из соцсетей
Вопрос: сейчас много говорят о возможной агломерации на Кавминводах и вокруг Ставрополя. Дума собирается объединять территории?
Ответ: в ближайшей перспективе ничего об этом не известно. В плане законотворческой работы на 2018 год такого вопроса нет.
Вопрос: будет ли краевой закон о содержании животных?
Ответ: закон будет. Он есть в плане на 2018 год, рассмотрение назначено на второй квартал. Подробности о сути документа узнаем не раньше первого квартала. Предположительно, текст отразит запросы жителей. Хотя мнения зачастую противоречат друг другу, в том числе по ключевым вопросам. Одни говорят: безнадзорных животных нужно жалеть, содержать и искать на это бюджетные деньги, другие выступают за их убийство. В отношении выгула в жилых массивах та же история. Одни за, другие — глубоко против. В любом случае, Дума урегулирует вопрос на уровне края.
Напомним, в первом материале о работе Думы Ставрополья в 2017 году мы разобрали пять законов по принципу «было — стало». Читайте подробности на портале «Победа26».
Дарья Полянкина