чт, 28 март
14:21
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Централизация спешит на помощь

Статья

24 октября 2018, 13:18

Решить проблемы края, городов и посёлков можно всего одним шагом

Работа управленца для обывателя всегда была, есть и будет тайной за семью печатями. Не потому что это секретная информация, а из-за массы нюансов, которые трудно удержать в голове. Если в двух словах, это взаимодействие с разными уровнями власти, результатом которого должна быть аккуратная дорога, по которой обыватель поедет, или новый дом культуры. Вот только как сделать так, чтобы такое развитие шло планомерно и повсеместно, а не в отдельном районе?
Красивые и благоустроенные города и посёлки – это не чья-то прихоть, а требование нашего времени. Сегодня мы живём в условиях прогресса, когда инфраструктура развивается семимильными шагами, и нужно следить за обликом, чтобы общая картинка была приятна глазу. За раз нельзя «отфотошопить» весь регион, однако есть универсальное решение, которое поможет взять этот процесс под контроль, сэкономить бюджетные деньги и помочь главам муниципалитетов вписаться в актуальную повестку дня.
Этот вопрос обсудили в Курском районе, где прошло заседание ассоциации «Совета муниципальных образований Ставропольского края». На примере работы местной власти участники определили, по какому пути будет развиваться край.
Опыт Курского района
По самым свежим данным население этого района превышает 54 тысячи человек, он занимает 169 тысяч гектаров, в основном это земли сельхозназначения. Он граничит с Чеченской республикой, Дагестаном, Северной Осетией – Аланией и Кабардино-Балкарией.
– В муниципальном образовании проживают 58 национальностей: порядка 50 процентов русские, около 18 процентов армяне, 10 процентов – турки. В небольшом соотношении представлены дагестанская и чеченская диаспоры. В посёлке Эдиссия у нас чисто армянское население, Галюгаевская станица в основном представлена славянами, а в хуторе Пролетарском в большинстве своём проживают турки, – говорит глава Курского района Сергей Калашников.
Национально богатый район также является важной экономической жилой края, потому то именно через него проходит основной поток транзитных грузов из районов и республик. В связи с этим огромную роль играет качество дорог в муниципальном образовании. С 2016 по 2018 годы на эту отрасль в районе выделили более 509 миллионов рублей, большая часть ушла на ремонт и поддержание в хорошем состоянии дорог регионального пользования. Все работы выполняют два предприятия: Курский филиал ГУП «Кировское МДРСУ» и ООО «ДМК».
Большая часть дорог Курского района грунтовые. Всего 27 процентов имеют гравийно-щебёночное покрытие и 22 процента – асфальтобетонное. Кстати, такая ситуация вызывает вопросы у местных жителей. Так, например, через Уваровское село пролегает краевая автодорога «Стодеревская – Серноводское – Уваровское». Её участок в гравийном исполнении растянулся на 8 километров. Замглавы администрации Русского сельсовета Павел Вардзелов рассказал, что власти обращались в министерство дорожного хозяйства с просьбой заменить покрытие на асфальтобетонное:
– В нашем районе летом практически отсутствуют осадки. В начале сезона пыль стоит стеной, жителям неудобно, во дворах невозможно находиться, а тем более сушить вещи после стирки, всё сразу покрывается слоем пыли.
Замминистра дорожного хозяйства Ирина Ефимова прокомментировала эту ситуацию. В начале января 2018 года в Курском районе около 30 процентов дорог не соответствовало нормативам. За отчётный период здесь провели поверхностную обработку почти 22 километров дорог. В целом по краю около 577 километров трасс местного значения требуют капитального ремонта, поэтому такие проблемные участки, как в Уваровском, постоянно находятся на контроле ведомства.
Тем не менее в 2018 году за счёт средств краевого дорожного фонда в этом селе отремонтировали 570 метров Транспортной улицы, а местный бюджет позволил привести в порядок 240 метров дороги на улице Школьной.
В то же время в Курском районе применяется одна из лучших практик по снижению травматизма на дорогах. Все переходы вблизи учебных учреждений выполнены в соответствии с современными стандартами. Заканчивается ремонт последнего перехода в посёлке Балтийском.
– В 2016 году в нашем районе было зафиксировано 227 ДТП, в 2017 году – 218. В этом году пока насчитывается только 85 аварий. Всего за три года у нас было 4 ДТП с участием детей. Для этого отдел образования администрации вместе с ГИБДД проводит уроки в школах, беседуют с родителями. При этом у нас регулярно проходят переподготовки водители транспорта на базе местного отделения ДОСААФ, – поделился замглавы администрации Курского района Павел Бабичев.
Исправить минус на плюс
Проблемы, о которых говорят главы муниципалитетов, будь то дороги или социальные учреждения, типичны и каждый раз в каждом районе их приходится решать с нуля. Однако можно избежать постоянной волокиты и создать некий центр, из которого местные власти будут получать все ответы на вопросы в кратчайшие сроки.
Например, формирование облика городов и посёлков ведётся в условиях дефицита хороших проектировщиков. Как отметила замминистра строительства и архитектуры Ставропольского края Маина Маркова, нужно создать профессиональное сообщество, которое поможет централизованно создать красивые сёла и райцентры.
– У нас остро встал вопрос использования региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Есть договоренность с министерством промышленности о создании такого сервиса. Каждый субъект будет интегрирован в него и наполнит его своими данными. Таким образом, инвесторы, застройщики и главы муниципалитетов будут действовать в едином инфополе, – сказала главный архитектор Ставрополья.
Актуальна эта система и по ещё одной причине. Для создания привлекательных территорий минстрой работает по целевой модели выдачи разрешений на строительство и градостроительных планов в электронном виде и через МФЦ, то есть интеграция муниципалитетов в цифровую среду это лишь вопрос времени, а его не так много.
– К декабрю 2019 года показатель исполнения этой модели должен составить 30 процентов, однако пока нам удалось достигнуть лишь полутора, это очень мало. Сегодня лишь 77 процентов муниципальных образований заключили соглашение с МФЦ. Остальные должны сделать так же до конца 2018 года. Новая процедура занимает меньше времени и намного удобнее. При этом у нас она не выполняется в полной мере и по этой позиции наш край имеет очень низкий национальный рейтинг, – заключила Маина Маркова.
Ещё одним слабым местом остаётся сфера госзакупок. Каждый год в Ставропольском крае фиксируется в районе трёх с половиной тысяч таких нарушений, однако эту проблему тоже можно решить за счёт централизации. Как пояснил председатель комитета по госзакупкам Александр Абалешев, уже в 2019 году будет запущена региональная система, в которой будут работать все заказчики с готовыми шаблонами; по сути, все нарушения сводятся именно к неверно оформленной документации, потому комитет предложил такой выход из сложившейся ситуации.
Сейчас по этой схеме пилотно работают Александровский, Грачёвский и Степновский районы, а со следующего года в централизованную сеть запустят 201 муниципальное образование.
– У нас экономия в среднем по торгам меньше одного процента, а по всей России – десять. Например, в программе местных инициатив, экономия доходит до 15-20%, которая складывается, например, благодаря упрощённой системе налогообложения. Почему мы не можем такую же выгоду для бюджета извлечь из закупок? – сказал Александр Абалешев.
Возвращаясь к частным случаям, можно вспомнить ситуацию с детским садом в ауле Эдельбай: его открыли в 2016 году, а совсем недавно здание начало рушиться, и теперь за дело взялись правоохранители. Оказалось, что подрядчик недобросовестно подошёл к заказу, а торги прошли с нарушениями. Если бы подобная централизованная система появилась несколькими годами ранее, подобных инцидентов удалось бы избежать.
Кстати, этот пример особенно актуален для Уваровского села, где уже много лет нет своего дошкольного учреждения. Лишь некоторые местные возят детей в село Русское на личном транспорте. Пожалуй, предлагаемая чиновниками система поможет снять этот давний вопрос с повестки дня и обойти стороной нерадивых подрядчиков.
Не остаться без воды
Большую дискуссию на заседании вызвала проблема передачи сетей водоснабжения в собственность Ставропольского края. Дело в том, что для ремонта таких объектов муниципальные образования вынуждены сами искать деньги, а в министерстве финансов нет расходной статьи, которая касалась бы средств на водоснабжение для муниципалитетов. В связи с этим местным главам проще передать эти сети крайводоканалу.
Например, летом по решению Арбитражного суда Ставропольского края Русский сельсовет принял в собственность объекты водоснабжения Русского и Уваровского. Это 27 километров труб. Ранее они были в руках частников, пока не пришли в полную непригодность. Сейчас из пяти скважин две не подлежат ремонту, ещё одна работает с перебоями. Оставшиеся две нуждаются в обустройстве площадок водопроводных сооружений. Проще говоря, нужны деньги, чтобы полностью обеспечить сёла новыми водными объектами.
Не имея средств на ремонт, муниципалитет может только передать их государству.
– Вопрос сложный. Закон, который предусматривает безвозмездную передачу, гласит, что муниципальная собственность может быть предоставлена по договорам аренды и по концессионному соглашению. В нашем случае возможна только концессия, поскольку, заключая договор аренды, мы нарушаем установленные законом сроки пользования объектом. Но здесь нужно учитывать, что затраты водоканала на ремонт включаются в тариф, – объяснила проблему заместитель министра имущественных отношений Галина Богданова.
Чтобы поставить точку в этом деле, ведомство подготовило вместе министерством ЖКХ законопроект, который перераспределит полномочия в области водоснабжения. Тогда будет возможно определить уровень ответственности муниципалитетов и края, а также объём финансового обеспечения, который возьмёт на себя регион. В конце концов, речь ведь идёт уже не о частных интересах, а о потребностях людей в воде. И, конечно же, в адекватных тарифах.
Сергей Гаврилюк.