пт, 26 апр.
00:03
Ставрополь
+15 °С, ясно
Эксклюзивы

Цветы на могилу Спартака

31 июля 2018, 15:33Статьи
Фото:

О том, как в Ставрополе появилась уникальная цветочная лавка для творческих людей, и почему у этой истории нет хэппи-энда

Если в книгах Джоан Роулинг местом, где всякий мог найти кров, защиту, друзей и возможность реализоваться, был «Хогвартс», то у творческих ставропольцев этим местом служил единственный для города лофт на Спартака, 8. Подобно волшебному замку, который выглядел для простых смертных обычными руинами, истинный облик и уникальную атмосферу этого громоздкого непритязательного с виду здания могли оценить лишь те, кто проникся магией – магией свободы и искусства.
Благодаря дешёвой для центра города аренде дом на Спартака стал местом паломничества молодёжи со всего города. Идя по многочисленным лестницам и извилистым коридорам, вы никогда не знали, где окажетесь на этот раз: в школе танцев, фотостудии, художественной мастерской, студии звукозаписи, на тренировке атлетов, репетиции юных актёров или выступлении рок-музыкантов. К несомненным плюсам также стоило отнести вкусный кофе и отсутствие фантастических тварей.
Но стоит отбросить лирику: прокуратура и пожарные посчитали, что коридоры советской постройки уж слишком извилисты и запутанны, что крайне небезопасно для многочисленных посетителей лофта. По решению суда деятельность арт-пространства, а заодно и многочисленных контор, поселившихся в здании, была приостановлена. Первое и повторное судебные заседания ситуацию не изменили – 30 июля здание официально закрыли. Теперь многочисленные резиденты вынуждены судорожно искать новые помещения. Эпоха Спартака прошла.
Краевые власти пытаются найти решение проблемы, предлагая новые альтернативные площадки: коворкинг в бизнес-акселераторе, территорию индустриального парка на Кулакова и «Кванториум» в Михайловске. Но все эти варианты имеют существенные недостатки с точки зрения дислокации и специфики направленности.
Незавидная участь тех, чьё будущее остаётся туманным, досталась цветочной лавке «Зелено» (с ударением на первый слог). Маленький оазис среди каменных джунглей привлекал любителей уединения, фотографов, поэтов и музыкантов. Именно здесь, сидя на уютном диванчике в окружении зеленых суккулентов, раскидистых папоротников и нежных орхидей, читая любимую книгу или наслаждаясь музыкой за кружкой пряного латте, можно было поймать дзен.
Место задумывалось не только как магазин, но ещё и как творческая мастерская, а также приют для «осиротевших» растений, надоевших предыдущим владельцам – для этого даже предусмотрен специальный стол-обменник, где можно отдать, обменять или купить за символическую плату какой-нибудь цветок.
– Хочется вернуть любовь молодёжи к цветам, как это было у наших мам и бабушек, чтобы это был тренд, – призналась владелица «Зелено» Мария Кривитченко. – Сейчас никто ни о ком не хочет заботиться. А так, покидая лавку, люди могли бы брать с собой нового друга.
Но даже не цветы, ощущение уединённости и свободы от городской среды заставляли людей, впервые посетивших лавку, возвращаться сюда вновь. Создание такого уютного уголка было мечтой Марии, а, как известно, к воплощению мечты люди подходят либо фанатично и со всей душой, либо никак.
– У мамы было очень много цветов. Летом она отправляла нас к бабушке в деревню и заставляла цветами всю нашу комнату. Цветы были везде: на столах, на стульях, на подоконниках. Но для меня тогда они были зелёной массой. Моё увлечение растениями началось с того, что я попала в ботанический сад в Москве. Вдохновилась безумно, захотела срочно жить в оранжерее. Ну, и кофейный уголок поставить, чтобы люди приходили. Может быть, чтобы это был какой-то коворкинг, место отдыха или встреч. Я начала потихонечку собирать коллекцию дома. Это были привезённые, краденные, подаренные цветы. И когда встал вопрос, что с этим дальше делать, потому что в квартире просто негде было пройти, от этого надо было как-то избавляться. Например, дарить кому-то, потому что остановиться невозможно. Эта одержимость приобрела форму.
– Но почему именно на Спартака? Здание не так просто найти.
– Всё началось с того, что мой друг, кожевник Ден Орлов, снимал мастерскую на Электрозаводе в Москве. Он искал в Ставрополе место для своей студии, и случайно наткнулся на это здание. Тогда мы поняли, что это примерно тот же завод. Потом ещё подтянулись разные знакомые, устраивали вечеринки. В общем, собрали всех своих. Этот творческий кластер, который образовался за 3 года. Я ходила здесь просто как неприкаянная. Тут везде были друзья, и я была у них задействована: тут кофе попью, там что-то полеплю, что-то повырезаю, нарисую. Работа удалённая, делать нечего. И вот когда настал вопрос, где открывать лавку, сомнений не было.
– Откуда вообще появилось такое название, и почему с ударением на первый слог?
– А ударение никого не смущает, потому что называли и «ЗеленО» и «ЗЁлено» и как только не называли. Не знаю, откуда это пришло. Я спрашивала знакомых ребят, как назвать зеленый магазин. Моя версия была – «Хамелеон». А началось всё вообще с просмотра фильма Вуди Аллена про человека-хамелеона «Зелиг». И вот как-то на этих ассоциациях все подхватили и понеслось: «Молодо-зелено», приставки какие-то непонятные.
– О вас нигде не слышно, такой андеграунд. Подобная концепция задумывалась изначально или же вам хотелось большей известности?
– Я не знаю, как это делать. Мы ездим в другие города страны, и подобных местечек полно, независимо от наполнения и задач. В тех же Питере или Москве люди могут ездить на окраины городов, чтобы попить кофе в любимых заведениях. Да, это будет долгий путь, да, они будут стоять в очереди, но им это не помешает. В Ставрополе не так. У нас всё не так. Хотелось бы, чтобы люди приходили к нам, отдыхали, работали. Но когда люди приезжают, допустим, с Юга города, начинается: «ну, это пипец, к вам добраться так сложно».
– И всё-таки такая закрытость – это плюс или минус?
– Сейчас мне комфортно. У лавки есть страница в инстаграме и этого достаточно. Сюда приходят те люди, которые должны быть. Случайные любопытные отсеиваются сами. Никто никого не гонит, и если это «наши» люди, то они остаются. Мы можем задерживаться тут, играть в партии.
– Если не секрет, за счёт чего существует ваш магазин? Всё-таки, история с закрытием здания на Спартака могла отпугнуть клиентов. Опять же, аренда стоит определённых денег. Тяните ли вообще всё это?
– Магазин в минусах, в больших. Это не строилось как бизнес. Изначально меня многие спрашивали о моём бизнес-плане. А я такая: «простите, что?», – смеётся Мария. – И это было больше как свой уголок, как отдушина, повод что-либо делать. Но как бизнес – нет. Больше как пространство. Люди начали приходить, спрашивать о фотосессиях: можно ли здесь посниматься. То есть это пришло в процессе, но изначально не закладывалось.
– И, всё же, откуда вы брали деньги: займы, какие-то свои накопления?
– Был очень долгий ремонт. У нас не было денег и изначального капитала. Была только коллекция домашних цветов. Спасибо арендодателям, которые вошли в положение и позволили всё это сделать. Я работаю на портале 1777, и, собственно, моя работа содержит «Зелено». Для меня и то, и то – суперкофмортно. Это идеальное сочетание двух любимых занятий.
– Как формируются цены на товары в лавке?
– Никак, – улыбается Мария. – Я просто оставляю ценник поставщика. Цветы я заказываю в «Мир цветов», как и весь Юг страны. Просто повезло, что это ближайший из поставщиков. Ещё, помимо растений, мы продаём флорарирумы. Их изготовляют «All good» из Михайловска. Арт-студия «Forma» предоставляет разные скульптуры, слепки рук и черепушки. Ещё есть работы ребят из студий «Теплота рук», «Keramisu» – это всё наши местные умельцы. Очень качественно делают.
– Всё-таки «Зелено» – это результат коллективной работы?
– Меня и моей команды. Друзей с креативными творческими головами и могучими руками. Здесь всё сделано своими руками. Например, эту стенку из стеклоблоков делала лично я. Что-то спрашивалось у друзей, что-то – гуглилось. Мы белили, делали столы. У нас не было никаких дизайн-проектов. Мы делали это по большому счёту из того, что было найдено.
– То есть не было никакой конкретной задумки?
– Стену я хотела 10 лет, грубо говоря, стойку – 5 лет. И в один момент это всё просто… сошлось. Появилось пространство, где это можно воплотить.
– Можно сказать, что «Зелено» выглядит так, как вам хотелось?
– Мысли дальше идут. Уже тесно, надо расширяться. Оранжерею хочется, но как это сделать – непонятно.
– Насколько мне известно, лавка полюбилась многими известными в определённых кругах людьми. Например, популярный yotube- и фото- блогер Dark Princess устраивала в «Зелено» фотосет. Относительно недавно здесь был поэт Ес Соя. Как вы его сюда заманили, ведь раньше он выступал в Ставрополе на более освещаемых площадках – союзе художников и галере Сергея Паршина? Были ли у вас планы пригласить сюда других творческих деятелей?
– Вообще Соя – мой друг. Его заманивать не надо было. Мы дружим с 2011 года, а познакомились на католическое Рождество. И все его приезды в Ставрополь были частично организованы мной. К слову, именно он первым назвал это место «лавкой». И я поняла, что это именно то, что я искала, ведь я не хотела называть это место магазином или арт-пространством. Ещё у нас проводила лекции Лена Тимофеева, создатель творческих центров «Талант расправит плечи» и «ARTерия». Конечно, хотелось бы побольше мероприятий, но сейчас нет времени и возможности. Планы были грандиозными. Мы хотели сделать внутреннюю площадку. В принципе, в городе нет цветочных магазинов, которые содержат сами себя. А здесь кайф в том, что есть внутренний двор и нам разрешили его использовать. Мы хотели украсить его кучей зелени, установить проектор, крутить кино, приглашать лекторов, устраивать гараж-сейлы. А теперь мы сидим, нам нечего делать. Ко мне и продолжают идти люди, предлагают какие-то свои идеи – я уже думаю, что это мои соратники – а они предлагают и уходят. Я понимаю, что, если бы была одна, то уже давно бы всё сделала, не рассчитывая на стороннюю помощь. Люди надеются, что я выполняю всю работу, а они поприсутствуют. «Вот у нас идея – давай!». Мне в любых начинаниях надо, чтобы меня или совсем не дёргали, или же помогали в команде.
– Сейчас, как я понимаю, несмотря на помощь друзей, человеческого ресурса не хватает?
– Скорее финансового.
– А вы не думали организовать краудфайндинг или у тех же подписчиков в инстаграме попросить денег?
– Нет. Наверное, у меня другое мышление, я не знаю, как это делается, не знаю, как просить у людей. Возможно, если бы в голове была какая-то картинка, то, как будет выглядеть конечный результат, было бы легче.
– Наверное, ситуация со Спартака была ударом под дых?
– Я просто ещё не осознала всю эту ситуацию. Мне кажется, я спокойно себя чувствую. У меня не было ни одного выходного, пока к нам не пришли и не сказали: «мы вас опечатаем, идите, гуляйте». И я ещё удивилась: «В смысле, а, что, так можно было?». И вот теперь у меня затяжной выходной. И я не скажу, что устала, нет. У меня тут тусовка. Ко мне постоянно приходят художники, музыканты, и просто творческие, замечательные люди. Я много с кем тут познакомилась. Мы выносили теннисный стол, играли в теннис. Всё классно.
– Что будет, если вам так и не удастся найти достойную альтернативу лофту?
– У моих друзей будет много зелени, – грустно улыбается девушка. – Придётся раздавать. Открывать «Зелено» где-то в другом месте у меня, скорее всего, не хватит ресурсов. Это не происходит по щелчку. Мы полгода к этому шли, делали ремонт, и сейчас мы просто не готовы вновь нырять в это с головой.
 
Текст: Дмитрий Елшанский.
Фото: instagram.com/zeleno_stv/, instagram.com/dark_princess_youtube/, vk.com/spartaka8