чт, 28 март
17:42
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Девчонки стоят в сторонке

21 марта 2019, 17:04Статьи
Фото:

Почему на конкурсе управленцев «Лидеры России» так мало женщин.

Эта статья не про феминизм или дискриминацию по гендерному признаку. Она — попытка разобраться, почему некоторые женщины пасуют перед трудностями, с которыми сопряжён путь к победе на главном управленческом конкурсе страны.
 Тают на глазах
10 октября 2018 года стартовал второй сезон конкурса «Лидеры России». Это соревнование для людей с управленческим опытом — специфическая форма социального лифта для талантов из регионов. Тех, кто работает на невысоких должностях, но хочет пробиться наверх. Конкурсантам не обещают назначений, хотя они могут произойти: 80 из 103 победителей 2018 года получили работу в органах власти и госкорпорациях, трое стали заместителями федеральных министров.
Конкурс состоит из нескольких этапов. Сначала подаётся заявка. Если человек не подходит по формальным критериям (нет высшего образования или мало управленческого опыта) ему не дадут пройти даже первое испытание. В «Лидерах России» 2018-2019 года среди успешно подавших заявки было 26% женщин и 74% мужчин.
Затем — заочный этап: несколько тестов на кругозор и общий интеллект и запись видеопрезентации. Кто справился — проходил в полуфинал на уровне федерального округа. Там конкурсантов делили на команды и предлагали вместе решать управленческие задачи. В полуфинал прошли 16% женщин.
В 2018-2019 году между полуфиналом и финалом добавили дополнительное задание: сделать социальный проект и записать о нём видеоотчёт. Это получило название «Сердце лидера». Чтобы попасть в финал, проект нужно было сделать обязательно, даже если на полуфинале у тебя высокие баллы.
По итогам полуфиналов отобрали 269 человек. Ещё 31 набрали из тех, кто сделал хорошие проекты. В финале, по правилам конкурса, должно быть 300 человек. Среди них осталось 13% женщин. Параллельно с основным соревнованием запустили конкурс проектов. Авторы лучших 11 инициатив во время церемонии оглашения победителей тоже получили награды. Среди них было две женщины.
На финале конкурсантов опять ждала совместная работа по решению управленческих головоломок, но задания сложнее. Эксперты оценивали не только личные качества лидера, но и умение работать в команде. По сумме набранных баллов сформировали список лучших. Ориентировочно их должно быть 100, но в первый год выбрали 103, а во второй — 104 победителя.
Бонусы от участия в финале получают только те, кто прошёл далеко. 300 финалистов — грант в один миллион рублей на обучение по программам повышения квалификации в российских вузах. Победители в дополнение к деньгам — ещё и наставника из числа высокопоставленных российских управленцев: министров, руководителей госкорпораций, крупнейших образовательных учреждений, фондов, СМИ.
Борьба в итоге разворачивается за а) славу; б) деньги, пусть и целевые и в) связи.
Кстати, среди победителей оказалось 12,5% женщин. Запомним эту цифру, она ещё пригодится.
 Женский голос звучит тише
— Мне кажется, первые дистанционные этапы в целом отражают пропорцию в руководящем составе, существующую в нашей стране, — рассказывает Мария Симанкина, финалистка первого конкурса «Лидеры России». — Думаю, это довольно правдивый срез по России в целом — к сожалению, традиционно руководящие должности чаще занимают мужчины. А что касается тенденции к снижению процента к финалу, вспоминая своё участие, могу отметить, что очные этапы предполагают достаточно активные, а порой и агрессивные дискуссии в группах. И тут женщинам не всегда удаётся даже быть услышанными в общем шуме мужских голосов.
Интересный факт: в российском бизнесе женщин на руководящих должностях немало. По оценке аудиторско-консалтинговой сети Grant Thornton в середине 2010-х Россия даже лидировала по этому показателю в мире. В 2018 году мы спустились на третье место, встав за Филиппинами и Австралией. По одной из версий, хорошая статистика достигается не за счёт преодоления гендерных стереотипов, а как раз в связи с их существованием. Роль типично женских профессий — экономика, финансы, аудит, реклама и связи с общественностью — возросла в бизнесе. Так и появились высокие посты для женщин, представляющих эти сферы. В докладе организации сказано, что в 91% российских компаний женщины представлены хотя бы на одной высокой должности.
По данным Международной организации труда, бизнес с гендерно сбалансированными руководящими командами показывает более высокие финансовые результаты. Анализ компаний с наименьшим и наибольшим числом женщин в советах директоров показал: у вторых на 16% выше доходность продаж, на 26% выше рентабельность инвестиционного капитала, лучше выстроен управленческий контроль. Организация приводит сразу несколько исследований, из которых следует: если в совете директоров есть хоть одна женщина, показатели компании в среднем выше.
При оценке таких выводов нельзя впадать в заблуждение относительно роли женщин-руководителей в финансовых успехах бизнеса. Корреляция между показателями есть, но говорить что одно — причина, а другое — следствие нельзя. Слишком много факторов, которые тоже могли влиять на результат, вообще не берутся в расчёт.
По мнению клинического психолога Антона Грицая, определённую роль в процессе выдвижения женщин на руководящие посты играют стереотипы. Например: «Женщина должна рожать».
— Из-за рождения ребёнка и связанного с этим перерыва в работе женщины могут сами не стремиться к более высоким должностям или же их может ограничить в профессиональном росте работодатель, —объясняет эксперт. — Нельзя забывать про роль Великой Отечественной в развитии российского общества. Демографическое положение после войны было плачевным, мужчин было мало. Их пытались сберечь. Привело всё к относительно устойчивой модели поведения: мужчин меньше и мужчинам — лучшее.
Выводы психолога подтверждаются результатами исследования, которые приводит Международная организация труда. Женщины, которые планируют иметь детей, иногда принимают решение сменить род занятий или освоить другую профессию ради гибких условий труда. При таком подходе ожидать карьерных достижений, конечно, уже не приходится.
Отдельные исследования фокусируются на роли женщин в политике. По данным на 2015 год в каждом пятом парламенте мира 30% кресел занимали женщины. В среднем их доля составляла 22,8% в нижних палатах парламентов и 21,3% в верхних палатах или сенате. В Государственной Думе РФ в данный момент 14,5% женщин.
Член Наблюдательного совета конкурса «Лидеры России», олимпийская чемпионка, депутат Государственной думы РФ Светлана Журова заострила внимание на разнице мотиваций, которые озвучивали участники разных полов:
— Когда мы читали резюме девушек, выяснилось: часть из них работают не в компаниях, а на государственной службе, — говорит Журова. — И у них написано: «Мы хотим работать на государство». Это тоже очень важно для нашего конкурса, что это не только топ-менеджеры, но ещё и люди, которые говорят, что «мы хотим остаться на том же месте, на котором были, просто для России сделать очень многое». И это говорят девушки. Мужчины в этом смысле, наверное, более амбициозны, они хотят развивать бизнес, экономику. Но вот девчонки, женщины наши говорят про страну.
Они завалили математику
Процент женщин на «Лидерах России» упал за время конкурса с 26 до 12,5. Почему? Если исходить из предположения, что женщинам трудно отстоять мнение в споре с мужчиной, максимальный отсев происходил бы на очных этапах. В реальности наоборот: среди финалистов и победителей процент женщин примерно равный. А наибольшее их число «отвалилось» на заочных тестах и самопрезентации.
Ведущий эксперт по оценке на конкурсе «Лидеры России» Юлия Иванова подтвердила: на очных этапах влияние симпатий или антипатий экспертов на результат участников сведено к минимуму.
— Процент женщин и в прошлом году, и в этом невысокий, — сообщила Юлия Иванова. — Я не готова этому давать оценки: хорошо это или плохо. Но это так. У экспертов есть технология, которая позволяет не сравнивать людей между собой, а сравнивать их с теми критериями, которые существуют для оценки. Выбирается участник, который наиболее полно соответствует заданным критериям. При этом учитывается мнение разных экспертов. Экспертов много, именно сумма мнений даёт конкурсанту возможность двинуться дальше. Мнение одного человека никак не может сыграть. Так методология устроена.
Если внешние факторы сведены к минимуму, какими внутренними причинами обусловлено поведение женщин, которые сначала ввязываются в борьбу, а затем отказываются от неё? Вряд ли можно предположить, что российские женщины-руководители массово менее образованы и потому проваливают тесты по истории и математике. Причина почти наверняка кроется в разуме. Но уж точно не в интеллекте.
— В процессе участия в конкурсе могут работать параллельно два процесса: опасения соревнований с мужчиной и опасения изменений условий жизни, — комментирует психолог Антон Грицай. — Есть представления, что у женщин сильнее выражена привязанность — к партнёру, к месту, к семье. Также женщины могут быть созависимы с партнёром и бояться изменить своё социальное положение, статус, потому что это может повлиять на отношения. Хотя, по сути, сейчас эти процессы в обществе перестраиваются, и надо понимать, что такие выводы — это только догадки. Чтобы понять, почему участницы конкурса поступили так или иначе, необходимо исследовать их самих.
Что думали женщины, которые отказались от борьбы, мы никогда не узнаем. Нам известны только истории победителей и победительниц. Одной из них в 2019 году стала ставропольчанка Елена Медведева, заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ. Большое интервью с ней вы можете прочитать на портале Невинномысска.
В рассказе Елены можно обнаружить три ключевых момента. Во-первых, она высоко ценит свою сферу деятельности и транслирует это другим:
«Есть искажённый такой образ государственного служащего, чиновника. Может быть, негативный даже образ. Многие не совсем понимают, что делают чиновники, какие задачи перед ними стоят[…] Мы обратились в несколько вузов[…] с идеей провести со студентами прямой диалог, показать на своём примере, что мы молодые, активные, работа интересная, задач много новых, что есть возможность приходить и интересно работать».
Во-вторых, Елена открыто говорит о несогласии с позицией авторитетного человека. Далее речь идёт о высказывании Германа Грефа «Главная проблема России — отсутствие эффективной системы государственного управления»:
«Я хотела бы его здесь скорректировать немножко. Он так ответил — мне не совсем понравился его ответ[…] Система государственного управления — не объект, она всё-таки субъект. Потому что система — это, прежде всего, мы сами. Мы, как люди, которые принимают такие решения. Мы, как граждане, которые соглашаются с этими решениями. Мы принимаем эту систему или не принимаем. И система государственного управления — да, она неэффективна, я с этим согласна. Но я не считаю, что это проблема, это следствие, скорее. А проблема, скорее всего, в нас самих».
В-третьих, Елена свободно моделирует будущую карьеру, в которой готова быть на первых ролях. На вопрос «Кем видите себя через 20 лет» она ответила так:
«Я уже на этот конкурс себя спозиционировала, что хочу быть первой женщиной — министром энергетики. Я думаю, что как раз временной период 20 лет позволит это сделать».
Елена Медведева входит в 12,5% женщин — победителей конкурса «Лидеры России» 2018-2019 года. По стечению обстоятельств, в нынешнем составе федерального Правительства женщин тоже 12,5%: четыре из 32. Это зампреды Татьяна Голикова и Ольга Голодец, Министр просвещения Ольга Васильева и Министр здравоохранения Вероника Скворцова. Каждая из них активно проявляет себя публично и уверенно отстаивает свою позицию, в отдельных случаях — вопреки авторитетным мнениям. Они гораздо более узнаваемы, чем многие мужчины из кабмина. Готовы ли вы описать образ и вспомнить лицо Министра спорта Павла Колобкова? Или Министра юстиции Александра Коновалова? Или зампреда Правительства Юрия Борисова? А об Ольге Васильевой с тем или иным успехом выскажется большинство россиян.
Есть мнение, что пробиться на высокий пост женщина может, если перенимает мужские модели поведения. Когда она — такая же, как мужчины её ранга. Факты говорят об обратном. Женщины на высоких постах могут проявлять себя даже ярче. Проблема в том, что только 12,5% действительно готовы оказаться на высоте.
 
Автор: Дарья Полянкина
Фото: Сергей Пархисенко/Победа26
Иллюстрации: Сергей Лычак и Поленка Тарасевич