чт, 28 март
20:31
Ставрополь
+8 °С, ясно
Эксклюзивы

Дорога-призрак

Статья

25 июня 2018, 15:41

Дзэн-маршрут из Ставрополя в Армавир, который изменит вашу жизнь

Почему-то считается, что Ставрополь не особо богат на достопримечательности. Дежурные «дома с привидениями» есть едва ли не в каждом городе. Красивые здания, заброшенные катакомбы, живописные окрестности, те или иные «места для фотографирования» можно найти практически везде. Но иногда мы не замечаем того, что буквально лежит под ногами.
Что мы знаем о Туапсинской железной дороге? Из множества её следов большинство ставропольцев вспомнит разве что «Немецкий мост», который, к слову, не имеет к немцам никакого отношения. Но эта дорога – последний имперский проект на нашей земле – не просто сформировала облик доброй половины Ставрополя и его окрестностей, но и во многом определила нашу историю. Полноценно она не работала ни дня, но и век спустя продолжает удивлять масштабом, радовать невероятно красивыми видами и учить каждого, кто захочет познакомиться с ней поближе.
Сегодня мы виртуально проедемся вдоль Туапсинской железной дороги, попутно вспомнив её великую и трагичную историю. Но ничто не заменит личного опыта. Поэтому этот текст – в первую очередь инструкция для тех, кто захочет увидеть всё своими глазами.
Когда и на чём ехать?
Большинство участков Туапсинки доступны круглый год. Любителям ярких, насыщенных кадров лучше выбрать погожий летний день. Тем же, кто предпочитает мрачную готику, осенний туман замечательно оттенит древние руины.
Способ передвижения также зависит от времени года и настроя путешественников. Самый экстремальный вариант, который обеспечит максимальное погружение в процесс – велосипед. Разумеется, не шоссейный, а горный, так как ехать придётся по пересечённой местности. Его главное преимущество в том, что он позволяет преодолеть весь участок между Ставрополем и Армавиром, практически не отклоняясь от самой дороги. По времени стоит заложить два дня, а значит необходимо взять всё необходимое для ночёвки, а также продумать способ возвращения. Разумеется, можно ограничиться одним или несколькими самыми близкими к Ставрополю сооружениями и тогда можно уложиться в один день.
Легковой автомобиль обеспечит больший комфорт и скорость, но придётся объезжать по асфальтированным дорогам, чтобы добраться до нужных точек. Так как съезда на грунтовые дороги всё равно не избежать, стоит выбрать погожий день, либо машину повышенной проходимости.
С чего начать?
Любая железная дорога начинается с вокзала. Но наша – не с того, что стоит у истока проспекта Карла Маркса. У Туапсинской дороги был свой вокзал, который, в отличие от неё, прекрасно сохранился и даже недавно был отреставрирован (надо сказать, весьма примитивно: вместо древнего камня теперь там пошленькая штукатурка). Правда, сейчас это многоквартирный жилой дом. Расположен он на улице Объездной, но формальный адрес – Гвардейский проезд, 8. В этом районе много промзон и общежитий, он считается довольно депрессивным, но понемногу тоже развивается. И называется в народе он Туапсинкой – именно в честь железной дороги.
Если присмотреться, бывший вокзал похож на вполне действующего собрата, расположенного в городе Туапсе. Все, кто едет в Сочи на поезде, проезжают его. Но внутри, увы, следов великого железнодорожного прошлого не осталось. Так что, достаточно сделать пару снимков – и отправляться дальше.
Не многие обращают внимание на то, что рисунок в этой части города сильно отличается от традиционных прямоугольных форм. Дело в том, что улицы Объездная, Достоевского, Биологическая, Горная и проезд Володарского повторяют плавные изгибы давно не существующей железной дороги. Говорят, в особо мрачную погоду некоторым здесь даже мерещатся поезда-призраки, но мы не проверяли.
На перекрёстке Горной и Баумана стоит ещё одно примечательное здание. Когда-то в нём была первая пригородная железнодорожная станция, а до конца прошлого века – баптистская церковь. Дальше по маршруту можно обратить внимание на не имеющий отношения к железной дороге, но всё равно интересный дом, который когда-то построил солист «Ласкового Мая» Андрей Разин – между прочим, один из первых богатых особняков постсоветского Ставрополя.
Наконец, вырвавшись из частного сектора, путешественник попадает на берег небольшого Елагинского пруда, прозванного в народе Свинячкой. Местные власти постоянно пытаются его облагородить и сделать зоной отдыха, но пока он огорожен забором и радует только своих владельцев. Напротив него стоит первый мост Туапсинки – его именуют Малым немецким.
Но куда интереснее, конечно, Большой немецкий мост, соединяющий склоны впадины в Мамайском лесу. Это излюбленное место отдыха горожан, а также один из основных полигонов для скалолазов и любителей попрыгать с лианой. Довольно высокое, прекрасно сохранившееся сооружение, которое простоит ещё века, идеальное место для отдыха и фотосессии.
Прочь из Ставрополя!
Дальше начинается довольно сложный участок, который, откровенно говоря, можно и срезать. Интересное начинается в селе нижняя Татарка. Там есть пара мостов, которые из железнодорожных переделали в автомобильные, да и вообще всё напоминает о Туапсинке. Заодно можно познакомиться с сельским бытом, полюбоваться на домашнюю живность и пополнить запасы в местном сельпо.
По мере отдаления от краевого центра населённые пункты становятся всё менее богатыми, но более аутентичными. После Татарки по старому, но неплохо сохранившемуся асфальту дорога тянется вдоль исполинского каньона, образованного отрогами Ставропольской возвышенности. Чудесные виды на километры вокруг, ровное шоссе и пологий уклон могут вызвать приступы эйфории, так что следует следить за соблюдением скоростного режима.
Хутор Верхнеегорлыкский можно проскочить по фактически единственной Пролетарской улице, но если путешественникам интересна жизнь глубинки, то здесь можно вполне ею насладиться: прудики с домашней птицей, сады-огороды-палисадники, магазинчик с душистым хлебом и прочие пасторальные радости в наличии. После хутора асфальт заканчивается, а грунтовая дорога хоть и раскатана, но не всякий седан проедет. Но сделать это необходимо, так как впереди – возможно, самый живописный объект Туапсинки – Большой Новокавказский мост. Его ещё называют Кровавым, но не потому что здесь происходили трагические события, а потому что иногда он окрашивается закатными лучами в ярко-красный цвет.
Этот мост – настоящий ставропольский Хогвартс. В отличие от Немецкого он не закрыт деревьями, виден издалека и довольно сильно разрушен.
Здесь самое время сделать небольшой исторический экскурс. Туапсинская железная дорога строилась с 1909 по 1917 годы. Основной её задачей была перевозка зерна в черноморские порты, но пассажирское сообщение тоже предполагалось. Движение по участку между Ставрополем и Армавиром запустили в конце 1916 года, но полноценно он так и не заработал: помешали две революции и Гражданская война. В начале двадцатых годов Пятый бронепоезд «Единая Россия» отступающей армии Деникина разбомбил дорогу и взорвал несколько сооружений. В том числе пострадал и один из пролётов Новокавказского моста. После войны советская власть восстановила все участки Туапсинки за исключением того, что соединял Армавир и Ставрополь: посчитали нецелесообразным.
Полуразрушенный Кровавый мост так и стоит памятником былому величию и трагической судьбе дороги, благодаря которой Ставрополь на считанные месяцы перестал быть тупиковым городом. Конечно, его вряд ли когда-нибудь восстановят, но в последнее время он стал настоящей туристической Меккой. А ещё он у многих вызывает стойкие ассоциации с древнеримскими акведуками.
И здесь же путешественникам следует принять решение о том, стоит ли продолжать поездку. Велосипедистам можно держать путь по насыпи, которая затем теряется в бездорожье, но всё же тропинками можно выйти на дорогу Ставрополь-Тоннельный. А вот на автомобиле придётся возвращаться в Татарку и делать весьма приличный крюк по асфальту.
На Кубани
Дело в том, что следующее примечательное сооружение находится уже на территории Краснодарского края, возле станицы Николаевской. Там был построен крупный железнодорожный узел с разъездными путями, грузовым и пассажирским терминалами, водонапорной башней и так далее. Конечно, от всего этого великолепия сегодня мало что осталось: местные жители за прошедший век растащили всё, что могли. Но руины всё равно впечатляют. Красивый мост там тоже есть.
Дальше велосипедный и автомобильный маршруты снова расходятся. Если в первом случае достаточно ехать прямо по укатанной насыпи, то во втором – по асфальтированному шоссе, соединяющему населённые пункты правобережной Кубани.
Но ехать надо, потому что впереди – самое впечатляющее и отменно сохранившееся сооружение всей Туапсинки: Веселовский мост. Расположен он в окрестностях (кто бы мог подумать!) хутора Весёлого. В отличие от своих собратьев, он – целиком бетонный! И, между прочим, самый высокий. И если Новокавказский мост напоминает античные руины, то этот – будто совсем недавно построен. Чуть подновить, проложить рельсы – и можно пускать поезда!
Увы, вслед за Веселовским мостом следы Туапсинской железной дороги теряются. Кубанские крестьяне распахали насыпь под свои нужды. Поэтому дальнейший маршрут идёт уже по асфальту. Слева проносятся богатые станицы и пойменные леса, справа – плодородные поля, подступающие к отрогам величественного плато. А затем дорога поднимается в Старую Станицу и по улице Ставропольской путешественник попадает в Армавир. Небольшой, но довольно развитый город, где есть возможность отдохнуть и хорошо провести время.
Логичным завершением будет посещение одного из двух армавирских вокзалов – того самого, куда приходили поезда из Ставрополя и через который мы все ездим на море.
Туапсинка жива и здравствует, сегодня это одна из самых востребованных железных дорог страны. Жаль, что её ставропольский участок так и не был восстановлен, а полумиллионный город продолжает оставаться железнодорожным тупиком.
Станислав Маслаков.
Фото: Станислав Маслаков, Николай Сорокин, Сергей Пархисенко.