вт, 19 март
08:46
Ставрополь
+1 °С, ясно
Эксклюзивы

Два по цене одного, или как маркетологи манипулируют покупателями

23 августа 2019, 15:15Статьи
Фото:

Порой визит в супермаркет заканчивается значительным истощением кошелька. Мы приходим за одним товаром, а уходим с другим, а-то и с несколькими абсолютно не нужными. Почему так происходит, разбиралась корреспондент ИА «Победа26».

Не сбавляй скорость!
Фрукты и яркие баннеры с акциями на входе неслучайны. Это делается, чтобы привлечь внимание покупателя, заставить сбавить скорость и задержаться подольше. Также оранжевый цвет фруктов возбуждает аппетит, что на руку продавцу. А если вы рискнули зайти в супермаркет на пустой желудок — пиши пропало.
Лайфхак: покупать свежие местные продукты можно на ярмарках выходного дня. Они проводятся в тёплое время года раз в неделю. Здесь свою продукцию без наценок предлагают сами производители.
Ещё одна опасная уловка — «игра» с ценниками. Например, «магические девятки»: «1999 рублей» выглядит куда приятнее, чем «2000 рублей». Суть в том, что мы воспринимаем цены по левым числам, а значит, нам кажется, что первый вариант выгоднее. Плюс приятно сэкономить, даже рубль.
Другой хитрый ход — цветные ценники. Жёлтые и красные бумажки действуют на нас так же, как красная тряпка на быка. Без задней мысли покупатель кладёт в корзинку такой продукт, представляя, как в итоге сбережёт копеечку. Но на самом деле цвет совершенно ни к чему не обязывает. Это может быть просто продукт из конкретной линейки или акционный товар, к которому для скидки нужно докупить ещё упаковку шпрот, молока и, скажем, освежитель воздуха.
Иногда на ценнике крупно написана низкая цена, однако действует она лишь при наличии скидочкой карты или при покупке трёх товаров одновременно. Такое условие прописывают обычно мелким шрифтом, поэтому невнимательный покупатель может не заметить условия.
Чтобы «заставить» человека приобрести определённый товар, продавцы идут на хитрости. К примеру, ставят рядом похожие продукты с разной ценой. Например, стиральный порошок с ароматом лаванды может быть дороже порошка с апельсиновой отдушкой. В итоге у покупателя создаётся впечатление, что он может значительно сэкономить.
Лайфхак: контролировать расходы помогают специальные приложения. «Победа26» сделала подробную подборку, из которой можно выбрать подходящее для себя.
Шаг влево, шаг вправо — лишние траты!
Зачастую самый ходовой товар, например, хлеб или молоко, находится в удалённой части торгового зала. Таким образом покупателей заставляют пройти значительное расстояние до своей цели. Прогуливаясь между стеллажами, человек обязательно что-то да закинет в тележку, даже если планировал купить только одну буханку.
Кстати, о тележках. Замечали, как их бросает из стороны в сторону? Колёса настраивают так, чтобы те постоянно сворачивали с прямой и направляли покупателей к прилавкам. Это заставляет человека как бы невзначай обращать внимание на стеллажи, забитые сырками, конфетами, йогуртами и другими продуктами, без которых, конечно, не прожить ни дня.
Лайфхак: перед походом в магазин обязательно поешьте. Когда мы голодные, то хотим всего и побольше. Как только утолите голод, здравомыслие вернётся, и вы поймёте, что дома-то уже есть несколько шоколадок, да и без кофе на вынос можно обойтись.
Медвежья услуга
«Подарочные сертификаты» — также одна из уловок маркетологов. Вместе с сертификатом, человек «дарит» другу/коллеге/родственнику лишние траты, а магазину — выгоду. Ведь, как правило, счастливый обладатель карты, купит на сумму больше установленного номинала.
Потратить больше клиентов побуждают и внезапные «горы» из упаковок сока, молока, конфет или другого товара. Такое препятствие на пути покупателя привлекает внимание, и человек, не задумываясь, берёт упаковку или две.
А на кассах во всех супермаркетах уже давно «прописались» шоколадки, сигареты, бритвенные станки, жвачки, детские безделушки, желейные конфеты и прочая мелочёвка. Причём детские товары размещают на уровне глаз ребёнка, который пройти мимо них, конечно, не сможет. А родитель не сможет отказать чаду в покупке, особенно, если за ними целая очередь.
Знай свои права!
Председатель Ставропольской краевой общественной организации по защите прав потребителей Лейла Сароян рассказала, на что чаще всего жалуются жители края после посещения магазинов.
Реклама не соответствует действительности
Например, часто в магазинах можно увидеть «0-0-0 рассрочка», что означает — без предварительной оплаты, без процентов и без переплаты. Однако иногда так маскируют кредитный договор, где есть переплата. Особенно часто такое встречается при покупке гаджетов.
Распродажи
Некоторые магазины указывают на баннерах/витринах «Распродажа — 50%». При этом нигде не стоят предлоги «от» или «до». В таком случае весь товар в магазине должен продаваться с указанной скидкой. Если «от» или «до» присутствуют, то цены могут варьироваться. Обязательно смотрите на ценники, иначе можете схватить не распродажную продукцию.
Акции
Многие сталкиваются с ситуацией, когда берут товар по акции, а на кассе выясняется, что она уже не действительна. Покупатель имеет право требовать, чтобы продукт продали по той цене, которая указана в ценнике. Покупатель не виноват, что продавцы не успели убрать информацию об акции, поменять ценники и так далее.
Брак
Некоторые покупают вещь по акции, а уже дома обнаруживают брак. Если на товаре или бирке не предупреждали о недостатках, продавец обязан обменять бракованный продукт на новый.
В таких ситуациях покупатели могут потребовать администратора магазина. А если и он игнорирует их требования, можно обратиться за помощью в Ставропольскую краевую общественную организацию по защите прав потребителей: 8 (8652) 46-40-46
Текст: Ольга Дьякова