чт, 28 март
14:23
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Форум «Наставник»: как помочь современным Томам Сойерам

Статья

2 марта 2018, 16:33

1 марта Ставрополь стал площадкой для проведения окружного форума «Наставник». По аналогии со всероссийским, который отгремел недавно в столице, в краевом центре собрались сотни готовых делиться своими знаниями и опытом специалисты.

На базе Северо-Кавказского федерального форума развернулись десятки секций, панельные дискуссии, мастер-классы и интерактивные площадки по роботехнике, электронике, хенд-мейду, сварочному делу и другим направлениям. Участникам за один день предстояло понять, как эффективнее всего развивать наставничество, оценить имеющиеся инструментарий и ресурсы.
Новое — хорошо забытое старое
Система наставничества была ещё в дореволюционные, а потом и в советские годы. На крупных производствах новичков прикрепляли к опытным мастерам и таким образом натаскивали.
— Приходишь на производство в роли ученика, потом сдаёшь на первый разряд, второй и так далее, — вспоминает преподаватель Ставропольского регионального многопрофильного колледжа Николай Козидубов, который вместе со своим подопечным приехал на форум. — Тогда в бригаде за каждым молодым работником был закреплён человек, обладающий знаниями и профессиональным опытом. Он контролировал новичка, учил и оценивал.
В конце 80-х – начале 90-х эта система рухнула. Сейчас же встал вопрос о том, чтобы «реанимировать» наставничество. Второй вопрос — нужна ли ему господдержка, в том числе финансовая. Отчасти региональные форумы должны прощупать ситуацию в регионах и определить, чем можно помочь менторам.
— В наше время необходимо возрождать наставничество, брать это дело в свои руки, искать соответствующую государственную поддержку, давать новый импульс и новое направление движению наставничества. Форум позволит не только найти проблемные точки, но и определить новые пути решения этой задачи, — отметил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Максим Владимиров.
Реконструкция движения наставничества
При этом нельзя игнорировать новые реалии и события, которые требуют свежих подходов. Как отметила ректор СКФУ Алина Левитская, наставничество не должно мыслиться только привычной категорией «старший-младшему». Разбирающийся в определённом предмете студент может стать отличным ментором для своего товарища. Иными словами сегодня для наставничества нет возрастных ограничений и есть множество возможностей.
Наглядное тому подтверждение — аспирант СКФУ Александр Речицкий. Он стал наставником для более чем четырёх тысяч человек и получил признание на федеральном форуме «Наставник-2018» в Москве. Ставрополец победил в номинации «Digital-наставник».
— Я начинал создавать онлайн-форум разработчиков программного обеспечения «Хакатон», когда мне было 20 лет. Тогда я хотел сделать альтернативу Windows и создал клуб по интересам, — вспоминает Александр. — Дело оказалось настолько увлекательным, что за это время к нам присоединились порядка четырёх тысяч человек. Задумка превратилось в онлайн-хакатон — непрерывный форум разработчиков, где люди обмениваются друг с другом опытом и каждый может быть наставником.
По методу Тома Сойера ставрополец предлагал другим вместе с ним красить забор и попутно делился своими знаниями:
— Сначала я и не понимал, что являюсь наставником. Просто старался рассказать ребятам всё, что знаю сам.
Нужно отметить, что тема наставничества для Юга России родная. Здесь из поколения в поколение от старших младшим передавался опыт — как жизненный, так и трудовой. Теперь, чтобы возродить систему в масштабах региона, округа, страны, нужно оценить ресурсную базу и оказать необходимую помощь.
Портрет наставника
Как прозвучало на пленарном заседании, практика наставничества на производстве в СКФО уже находится на достойном уровне. Её можно смело тиражировать по всей стране и внедрять на других аналогичных предприятиях. А вот регулировать на официальном уровне не стоит, отметили участники профильных секций. Внедрение отчётности или каких-то шаблонных инструкций, по мнению представителей производств, только затормозит работу. От государства здесь просят только внимания и популяризации самого понятия.
— Наставничество — это базовая потребность любого профессионала, а вот создавать ситуации для наставничества необходимо, — отметили на пленарном заседании организаторы форума.
И если раньше наставничество было присуще в основном производственной сфере, то теперь оно стало значительно шире. В скором времени в помощь будет создан атлас лучших практик, возродят звание «Почётный наставник» и разработают проект по профессиональной ориентации и развитию таланта школьников «Билет в будущее».
Последний будет представлять собой платформу, на которой учащиеся 6-10-х классов смогут зарегистрироваться, пройти тестирование, а затем и так называемые профессиональные пробы: в зависимости от своих наклонностей и талантов ребята на практике смогут узнать поближе разные профессии. Это поможет им определиться с выбором будущей профессии и получить поддержку в виде компетентных наставников.
Елена Тюрикова