чт, 28 март
15:37
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Герои нашей земли, которым покорилось небо

Статья

28 октября 2018, 16:04

В День создания армейской авиации «Победа26» публикует рассказы об авиаторах, которые родились или жили на Ставрополье.

28 октября, 70 лет назад, было официально положено начало армейской авиации как отдельному роду войск. К юбилейной дате мы собрали семь историй из проекта «Герои нашей земли» о людях, которые по долгу службы провели часть жизни в небе. Среди них — командир легендарных «Ночных ведьм», отважные пилоты, стрелок бомбардировщика, лётчик, который спасал экспедицию челюскинцев, и даже космонавт.
Будущий Герой Советского Союза Иван Лихобабин родился в 1916 году. В детстве с семьёй переехал в село Круглолесское. Окончил школу, одновременно начал учиться в техникуме советской торговли в Орджоникидзе (Владикавказ) и заниматься в аэроклубе. Иван служил в армии с 1939 года. Окончил военную авиационную школу и с ноября 1941 года был на фронте. К августу 1944 года отважный лётчик уже был заместителем командира 72-го гвардейского истребительного полка. За время войны Иван Лихобабин совершил 321 боевой вылет, получил множество орденов и медалей и главную военную награду —Звезду Героя Советского Союза. После Великой Отечественной Иван Дмитриевич не покинул авиацию, в отставку он вышел только в 1962 году, в звании полковника.
Иван Шатохин — родом из села Донского. За десять дней до объявления войны в 1941 году Ивана призвали на действительную службу. Он окончил высшее военное лётное училище и был направлен в Архангельск, в часть, которая создавалась для отражения атак группы армий «Север». Пилоты управляли тяжёлыми бомбардировщиками. Затем Ивана перевели на аэродром в Мурманске. Командование направляло экипаж Шатохина на самые трудные участки фронта. 28 июля 1944 года младший лейтенант Иван Шатохин и воздушный стрелок Леонид Малашкин выполняли задание в районе острова Реней над Баренцевым морем. Огнём зенитных орудий противник сбил их самолёт. Экипаж погиб.
Анатолий Ляпидевский родился в 1908 году в станице Белоглинской. В те времена она относилась к Медвеженскому уезду Ставропольской губернии. Сейчас это территория Краснодарского края. С 1926 года Анатолий служил в армии. Хотел стать моряком, но не получилось. Он поступил учиться на лётчика. Служил в военно-воздушных силах Балтийского флота, затем отправился на Дальний Восток, где работал пилотом гражданской авиации. Освоил сначала дальневосточные маршруты, затем перевёлся на Крайний Север. Ляпидевский был одним из авиаторов, которые спасали экспедицию челюскинцев в 1934 году. С обмороженным лицом он вновь и вновь кружил над ледяным полем. Только на тридцатый вылет лётчик заметил участников экспедиции. Анатолий Ляпидевский и ещё шестеро пилотов, которые принимали участие в операции, были представлены к званию Героя Советского Союза — эту награду вручали впервые в истории. Наш земляк значился в наградном списке первым, и его принято считать Героем №1. В 1935 году Анатолий Ляпидевский вернулся в военную авиацию. Перед войной назначен директором авиационного завода в Москве. Во время Великой Отечественной Анатолий был в командовании фронтовых частей, а в 1943-м вновь возглавил завод. После войны он продолжал работать в авиационной промышленности и стал одним из тех людей, под руководством которых Советский Союз создал и испытал в 1961 году водородную бомбу. Все участники правительственной комиссии, и он сам, получили во время испытаний большую дозу облучения. В том же году Анатолий Ляпидевский с диагнозом «лейкемия» уволился в запас, но продолжал трудиться ведущим конструктором в КБ Микояна. Умер Анатолий Ляпидевский в 1983 году.
Родители Евдокии Бершанской (в девичестве Карабут, а по фамилии второго мужа — Бочаровой) погибли во время Гражданской войны. Девушка воспитывалась в семье дяди, окончила школу в городе Благодарном. В 1931 году она поступила в Батайскую школу пилотов. Сначала выучилась сама, а затем стала инструктором. Вышла замуж и родила сына, но брак не сложился. Под фамилией мужа (Бершанская) наша землячка вошла в историю, став командиром единственного за всю Вторую мировую войну полностью женского авиационного полка. С октября 1941 года «Дунькин полк» — так ласково и шутливо называли девушек в Красной армии — совершал боевые вылеты на лёгких ночных бомбардировщиках. А противник прозвал быстрых неуловимых и метких лётчиц «Ночными ведьмами». 24 тысячи боевых вылетов выполнили пилоты и штурманы, которые служили под началом Бершанской, 23 из них — герои Советского Союза. Сама Евдокия Давыдовна Золоту Звезду не получила, но стала единственной женщиной, удостоенной полководческого ордена Суворова 3-й степени. Памятник Бершанской установлен в Ставрополе в 2017 году.
Иван Котов родился в 1919 году в многодетной семье. В 1939 году был призван в армию. В начале войны служил на Юго-Западном фронте, в авиаполку, который в октябре 1941 года вошёл в состав ВВС Калининского фронта. За бои на этом рубеже Иван получил свою первую боевую награду: медаль «За отвагу». В 1942 году его полк был направлен в Омск на переформирование, к ним первым попали на вооружение бомбардировщики Ту-2. Воздушный стрелок — радист Иван Котов совершил более 100 успешных боевых вылетов. Он обеспечивал точную стрельбу, уничтожал транспорт, повозки с военными грузами, танки, зенитные орудия противника. Служил на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах, летал в экипаже командира полка. Награждён орденами Красной Звезды и Красного Знамени. В 1943 году, по воспоминаниям близких, ему разрешили приехать домой в отпуск. В 1944 году Иван Котов погиб.
В семье военных появился на свет в 1969 году Олег Скрипочка. Родители часто переезжали. Будущий космонавт и Герой Российской Федерации побывал в детстве в разных концах страны — от Невинномысска до Петропавловска-Камчатского. В Запорожье он стал членом экспериментального отряда юных космонавтов. Затем последовала учёба в МГТУ имени Баумана и работа в НПО «Энергия», которое с советских времён курировало космическую отрасль. Олег Скрипочка начинал слесарем, затем стал техником, а после вуза — инженером проектного отдела. Несколько лет после окончания вуза он ждал зачисления в отряд космонавтов. Мечта сбылась в 1997 году. После двух лет общекосмической подготовки Олег Скрипочка получил квалификацию космонавта-испытателя. 8 октября 2010 года состоялся его первый полёт: в составе экипажа корабля «Союз ТМА-М» он отправился на Международную космическую станцию, где провёл 159 суток. Второй полёт космонавта на орбиту состоялся в 2016 году. Сейчас Олег Скрипочка готовится к экспедиции, намеченной на март 2019 года, в которой он будет капитаном корабля «Союз МС-12».
Константин Мартыненко с детства мечтал летать. Ещё в старших классах школы он начал осваивать специальность пилота в Армавирском аэроклубе ОСОВИАХИМа. С 1940 по 1944 год проходил обучение в лётной школе и военно-авиационном училище командиров звеньев. На фронте лётчик был с 1 июня 1944-го по 9 мая 1945-го. Участвовал в воздушных боях над территорией Белоруссии, Прибалтики, Кёнигсберга (Калининграда). С первых же вылетов ему доверяли водить на врага группы штурмовиков Ил-2. Враги прозвали этот самолёт «чёрная смерть». Константин стал сначала заместителем, а потом и командиром эскадрильи, при этом продолжал летать. Однажды, во время боёв на рижском направлении, пехота запросила помощь авиации. Звено Мартыненко вылетело на поддержку и начало осыпать врага бомбами. После вылета лётчики получили телеграмму: «Благодарим вас, славные соколы, за поддержку с воздуха. Враг сломлен, мы продвигаемся вперёд». Константин Мартыненко вернулся с войны, награждённый орденами и медалями. Летал до 1958 года, затем работал в аэроклубе, преподавал в профтехучилище. В 1965 году он переехал на Ставрополье, в город Лермонтов.
Подборка историй о покорителях неба создана на основе материалов проекта «Герои нашей земли». Команда проекта собирает и публикует рассказы о людях, которые совершили подвиг, показали пример мужества в бою или мирной жизни. Из вышедших ранее подборок стали известны судьбы детей, совершивших героические поступки, учителей с боевыми наградами, семей, прошедших Великую Отечественную войну, ставропольцев, которые погибли на Первой мировой войне. Проект продолжается. Истории героев можно присылать на электронную почту geroi@pobeda26.ru.
Материал подготовили Кира Лютова и Дарья Полянкина.
Иллюстрации — Поленка Тарасевич.