чт, 28 март
14:46
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Их память навсегда останется с нами

9 мая 2018, 10:15Статьи
Фото:

9 мая редакция «Победы26» решила рассказать истории своих дедов и бабушек, которые в годы Великой Отечественной войны сражались на фронтах, трудились в тылу и так или иначе приближали День Победы.

Жизнь в оккупации
Дедушка, Сыровацкий Павел Михайлович, в военные годы работал в городе Прохладном в НКВД в отделе по борьбе с бандитизмом. Когда в 1942 году на Северный Кавказ пришли немцы, ему поручили взорвать важный объект, чтобы остановить их наступление. Однако из-за мокрой взрывчатки операция провалилась, и дед попал в плен. 
После освобождения в 1943 году советская власть отправила его в тюрьму на десять лет — так часто поступали с тем, кто был в плену у врага. Деда удалось реабилитировать после смерти Сталина, однако в государственных органах он больше не работал. 
Для меня этот случай — яркий пример того, насколько несправедливо бывало сталинское правосудие в отношении тех, кто служил стране верой и правдой. 
Моя бабушка, Сыровацкая Александра Михайловна, во время этих событий жила неподалёку — в станице Луковской в Северной Осетии, у неё уже было трое детей. Когда в дом пришли немцы, её с ребятишками выселили в сарай. 
Времена были голодные — за тем, чтобы обменять какие-то продукты, приходилось ходить пешком в Нальчик, а это больше сотни километров. Переходы занимали целые сутки, иногда кто-то подвозил. Порой это делали даже немцы. 
По воспоминаниям бабушки, фашисты никак не общались с местными. Правда, был среди них один повар, обыкновенный солдат, который проявлял доброту, давал детям сладости. Он научил бабушку варить вкусное блюдо под названием «штрудли» — с мясом, картошкой и рулетами из теста. Это лакомство готовят в нашей семье и по сей день, и мы по старой памяти называем его «немецким». 
Вечером 1 января 1943 года, когда советские войска уже теснили немцев по всему Кавказу, один из фашистов сказал бабушке: «Ваши здесь будут уже завтра». На следующее утро немцев в доме не было. А вскоре действительно пришли красноармейцы. 
Сергей Сыровацкий, корреспондент
Герой одной семьи
Мой прадедушка подполковник Анисимов Николай Иванович родился 21 декабря 1924 г. с.Ивашково, Ростовского района, Ярославской области. Воевать пошёл сразу после школы, боевое крещение получил на Орловско-Курском направлении.
Мой прадед, будучи 18-летним курсантом Коленковического военно-пехотного училища, ушёл на войну в 1942 году, в первый бой вступил на брянском фронте в составе 167-го гвардейского стрелкового полка, там же он получил первое тяжёлое ранение. С 1943 года пошёл воевать в составе войск НКВД. Имел множество орденов и такие награды как: "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "За победу над Японией", "За доблестный труд". После Великой Победы встретил свою любовь - Ольгу. До свадьбы встречались всего месяц, а после прожили вместе 62 года. Умер прадедушка в 2014 году на девяностом году жизни.
Для нашей семьи День Победы — великий праздник. По традиции каждое 9 мая, мы всей семьёй собирались в доме моего прадеда, где когда-то взрослые и дети слушали истории о войне, разглядывали ордена и неустанно благодарили деда за Победу. 
Ольга Винницкая, продюсер
Ради жизни на Земле
Дедушка Шемшур Александр Власович родился на Украине. Сразу после школы его забрали на фронт, где он служил в разведроте и корректировщиком на «катюшах». Он прошёл всю войну — с июня сорок первого по май сорок пятого.
От него осталась целая коробка наград, рисованная карта и оформленный им фотоальбом. Я не застала дедушку, поэтому знаю о нём только по рассказам мамы и её сестры, а они от бабушки, потому что дед не любил говорить о войне — больно.
Запомнилось мне одно воспоминание маминой сестры: «Ездили мы как-то в Белоруссию и проезжали Гомель. В одном из лесков папа попросил остановить машину, долго ходил, а потом подозвал меня и говорит, показывая на реку: «Видишь, этот островок? Вот здесь шёл бой, и нам на хвост наступали немцы. Здесь мы и закопали в рюкзаке знамя дивизии, когда отступали».
В альбоме я нашла его набросок, кажется, в какую-то местную газету: «Мне довелось пройти на фронте через большое горнило испытаний. 1418 дней и ночей длилась Отечественная война. И все эти дни и ночи мне пришлось жить суровой солдатской жизнью. Три ранения и контузия — вот те неизгладимые следы, которые оставили навсегда огневые схватки с озверелыми фашистами. Вот почему сегодня, в день 30-летия Великой Победы, мне особенно вспоминаются те фронтовые товарищи, с которыми пришлось делить, как говорят, наравне все фронтовые лишения и невзгоды. Многое из них погибли молодыми. И потому память о них тоже никогда не стареет и нисколько не тускнеет. Их образ будет жить в памяти вечно, как вечен их подвиг, свершённый ради жизни на земле. Вспоминается мне сегодня и другое. Израненная родная земля, истосковавшиеся родные города и сёла по своим сыновьям. Они нас встречали по возвращении как самых дорогих и любимых. И гордость за свой подвиг в жестокой схватке с врагом не покидает и сегодня. Да, мы прошли суровые испытания. И не дрогнули. Победа осталась за нами! А. Шемшур, майор запаса».
Эта записка уже пожелтела, но до сих пор хранит дедушкины чувства, а в нашей семье всегда будут чтить память о нём и о его подвиге ради нас.
Лена Тюрикова, корреспондент
Первым делом — самолёты
Я хорошо помню своего дедушку Булавина Виктора Ивановича, хотя мне было всего восемь лет, когда он умер. В моих воспоминаниях он — очень большой добрый человек. Дед был военным лётчиком и рассказывал мне про Великую Отечественную.
Но не грустные или страшные истории. Это были… сказки. Каждый раз, когда наступало время дневного сна, дедушка садился рядом и начинал рассказ. Сказочником он был первоклассным: легко рисовал словами воображаемую картину, в которой он с боевыми товарищами спасал мир от злодеев. Тогда мне казалось, что они как будто на огнедышащих драконах летят убивать коварного волшебника. И добро всегда побеждало зло. 
Родился дедушка 1 мая 1922 года в Ставрополе, но служил в Прибалтике. С 1941 года участвовал в сражениях, в 1944-м стал лётчиком-истребителем, сбил несколько самолётов. 
Перед самым концом войны во время воздушного боя его подбили. Он успел катапультироваться и упал в Балтийское море. Больше суток провёл в воде. И хотя был в специальной капсуле, ноги сильно замёрзли. Позднее именно это стало причиной его смерти, хотя он очень хотел жить. Из-за тромбоза ему ампутировали ногу, но это не помогло. Лёжа в больнице перед смертью говорил моей бабушке: «Не переживай, Алечка, я и на одной ноге для тебя в магазин за продуктами бегать буду!». 
После Победы дедушка продолжал служить в Прибалтике, но потом переехал обратно в Ставрополь. Мы храним его награды: орден Красного Знамени и медали «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией». 
В нашей семье война – это очень личное. Уж точно она ничего общего не имеет с шумными гуляниями и лозунгами вроде «Можем повторить». В День Победы я не хожу с «Бессмертным полком», лишь изредка бываю на парадах. Чаще остаюсь дома, смотрю военные фильмы. Мой любимый, про лётчиков, называется «Небесный тихоход». Реже смотрю «В бой идут одни старики». От него я всегда плачу. 
Дедушка был не из тех, кто считал службу геройством или как-то особенно гордился своим участием в войне. Но парады не пропускал. С 9 Мая даже была связана одна его мечта. Когда страна праздновала 50-летню годовщину Победы, он сказал – «Эх, вот бы дожить до 90-летия Победы. До сотой годовщины, конечно, не доживу, но вдруг получится до девяностой…». Не вышло. Его не стало в 1997 году. 
Я хорошо помню, как мама разбудила меня утром и сказала, что дедушка умер. Тогда я даже не заплакала, просто не смогла до конца понять, что случилось. Для меня дед был особенным человеком — добрым сказочным героем, который существовал наяву и очень меня любил. Лишь спустя много лет я смогла до конца выплакаться и принять, что в моей жизни его больше нет. 
Дарья Полянкина, корреспондент
С кровавых не пришедшие полей
В трудовой книжке моего дедушки всего четыре записи: о приёме на работу, переводе на другую должность и новой работе на новом месте. 
Последняя запись датирована 15 февраля 1942 года: Освобождён в связи с призывом в армию. Шесть недель спустя его имя — Осипов Константин Ефимович — всплывёт в другом официальном документе — донесении о безвозвратных потерях:Последнее место службы 188 стрелковая дивизияВоинское звание красноармеецПричина выбытия пропал без вестиДата выбытия между 31.03.1942 и 15.04.1942Спустя три месяца у погибшего красноармейца Осипова родился сын. Мой отец.
У моей бабушки Фаины Николаевны был ещё один сын — 8-летний Коля. Младшего она назвала в честь пропавшего без вести мужа Костей. Новорождённого кутали вместо пелёнок в карты. Пелёнок не было, а бабушка с дедушкой в мирное время были топографами.
Когда я думаю о Великой Отечественной войне, то представляю именно эту картину: женщина в глухой деревне на берегу Байкала, муж погиб во время безуспешной наступательной операции, про которую не напишут в учебнике истории. На руках у неё двое мальчишек — один постарше, другой совсем крошечный. Но она не опустила руки и вырастила своих детей, выкормила и воспитала их одна. Во время войны. И в послевоенные годы. 
Оба сына Фаины Николаевны получили высшее образование. Оба стали геофизиками, написали диссертации. Старший даже получил степень доктора наук, изучал магнитные поля Земли. Младшего наперебой приглашали на работы нефтяные компании. Бабушка, я горжусь тобой! Дедушка, мы всегда будем тебя помнить!
Ольга Осипова, редактор
Незаметная, но важная работа
Мой дед Павел Емельянович Пищурин не сражался на фронтах и не стоял у станка, но свой весомый вклад в Победу сделал. Он служил в войсках НКВД. Долгое время эта аббревиатура у нас была едва ли не под запретом, а гордиться своими предками-спецслужбистами было не принято, но, к счастью, всё возвращается на свои места. 
Этот короткий рассказ – то немногое, что я знаю из писем деда. Я очень просил его составить хотя бы краткую автобиографию, но он отмахивался: «Мемуары много кто пишет, но мало кто читает».
А вспомнить ему было что. Дед всю войну, да и жизнь провёл на Дальнем Востоке. Курировал строительство оборонных заводов, занимался упреждением угрозы со стороны Японии.
Когда началась Великая Отечественная, он стал одним из организаторов транспортировок военной техники из США. Практически всю войну перегонял по ленд-лизу самолёты из Лос-Анджелеса во Владивосток. Когда Германия была повержена, принимал участие в спецоперациях против Японии. В 1945-46 годах он обеспечивал безопасность советской делегации в Токио. Это фото сделано именно там.
После войны дед возглавил засекреченный горно-обогатительный комбинат, который добывал для оборонки редкоземельные металлы. А после выхода на пенсию стал пасечником.
Он скончался в 2005 году в возрасте 87 лет. Врачи обнаружили в руке раковую опухоль, предлагали ампутацию, но дед не согласился. К жизни и смерти он относился с каким-то самурайским спокойствием.
Всё, что мне от него осталось – пара фотографий и несколько писем. Видел я его лишь однажды.  Но он всё же научил меня многому. Например, приносить пользу на своём месте. За всю войну он ни разу не выстрелил, но сколько жизней было спасено, на сколько дней он приблизил Победу благодаря своей незаметной, но такой важной работе?..
Станислав Маслаков, редактор
Истории собрала и подготовила Мария Шагиахметова