Тема дня: Ставропольские аэропорты ждёт реконструкция

Как дешевле передвигаться по Ставрополю? На машине, на маршрутке, на такси… или пешком?

27.02.2018, 16:14 Ставропольский край
Продолжаем рубрику «Можете ли вы себе позволить...». В прошлый раз мы говорили о том, какой автомобиль лучше приобрести, если у вас это впервые. Теперь поставим вопрос иначе: а нужен ли он, личный автомобиль? Разберёмся с основными стратегиями передвижения по городу, их плюсами, минусами и подводными камнями.

Разумеется, здесь каждый выбирает, как ему удобнее. Всё зависит от возраста, доходов, жизненных приоритетов и так далее. Но не думайте, что определённое соотношение этих факторов обрекает вас на какой-то один образ жизни. Никогда не поздно всё поменять. Возможно, мы вам в этом поможем.


Условия

Вначале определимся с исходными данными, повлиять на которые мы не можем. Ставрополь — полумиллионный город, расположенный на Юге России. С крутым рельефом, мягким климатом, обилием лесов и парков. Мы пока не знамениты своими пробками на весь мир, как Москва или Краснодар, но стоять в них уже приходится подолгу. По количеству автомобилей на душу населения мы хоть и не бьём рекорды, но находимся в числе лидеров. Во многом это связано с менталитетом и весьма плачевным состоянием общественного транспорта.

А теперь попробуем посчитать, во сколько нам обойдутся различные способы перемещения по Ставрополю включая не вполне очевидные расходы.


Автомобиль

Начинаем с повторения пройденного. Мы определились, что личный транспорт, на котором вы будете ездить чаще, чем заниматься ремонтом, обойдётся примерно в полмиллиона рублей. Допустим, что он, либо деньги на него уже есть. В противном случае — кредитная кабала, которая даже при хорошем первоначальном взносе (от 250 до 400 тысяч рублей) и хорошей процентной ставке обречёт вас на ежемесячные выплаты примерно в 7-12 тысяч в течение 3-5 лет. Всё это приблизительные цифры, основанные на данных ставропольских автосалонов и местных отделений банков.

Если же машина уже есть, то при ежедневной езде по городу в месяц вы потратите около 3000–4000 на топливо. Плюс раз в год — страховка (ОСАГО от 7000, КАСКО — от 30000), дважды «переобувка», а также расходы на ремонт и содержание.

Таким образом, личный автомобиль обходится владельцу минимум в 5000 рублей в месяц, но чаще всего эта сумма всё же выше.

Очевидный плюс такого варианта — вы всегда можете поехать куда угодно. Нет проблем с тем, чтобы закупиться в гипермаркете на неделю вперёд. Как ни крути, автомобиль — это свобода.

Но есть и минусы. Помимо затрат это ещё и стояние в пробках, нервы и да, гиподинамия. Со временем вы будете тратиться либо на лекарства, либо на фитнес.


Общественный транспорт

Когда-то в Ставрополе было 12 троллейбусных и чуть больше автобусных маршрутов. Работали они с раннего утра до позднего вечера, ходили регулярно, но всё равно были временами настолько переполненными, что каждая поездка превращалась в пытку. С тех пор население и площадь города выросла едва ли не вдвое, а общественный транспорт деградировал до уровня райцентра.

Последние троллейбусы ездят по нескольким маршрутам довольно редко и как правило — полупустыми. Последние автобусы большой вместимости обслуживают главным образом дачные товарищества. Горожанам остались крайне неудобные ПАЗики и расплодившиеся маршрутные такси.

Тем не менее, машина есть не у всех, и перемешаться по городу исключительно общественным транспортом вполне возможно, хоть подчас это долго и неудобно. Зато — дёшево. Цена на проезд в троллейбусах пока держится на уровне 15 рублей, в автобусах (включая ПАЗики) — 18, в маршрутных такси — 20. Можно купить месячный проездной, но особого смысла в этом нет: в маршрутках всё равно придётся платить отдельно, а основную массу пассажиров перевозят именно они.

За счёт того, что их маршруты довольно замысловаты, ставропольцы довольно редко вынуждены пересаживаться. Поэтому будем считать, что в день вы потратите 40 рублей. В месяц выходит 1200. Даже если посчитать 1500, получается значительно дешевле, чем личный автомобиль. Это — главное преимущество общественного транспорта. Дополнительный бонус — возможность по пути почитать книгу или любоваться из окна видами любимого города.

Среди минусов — необходимость добираться до остановки, увеличение времени на дорогу и крайне низкий уровень комфорта. Плюс, в отличие от многих других городов, поймать маршрутку в Ставрополе после 20:00 бывает весьма трудно.


Такси

Советские люди на такси в булочную не ездили, а мы — ездим! Независимо от наличия собственного автомобиля и жизненных предпочтений иногда это попросту приходится делать. Задержался на работе — такси. Выпил немного на празднике — вообще единственный вариант. Да и во многих других ситуациях они нас выручают. Благо, сейчас их в городе очень много: на любой вкус и ценник.

В среднем одна поездка по Ставрополю на такси эконом-класса обходится в 100-200 рублей. За эти деньги вы получаете возможность добраться откуда угодно куда угодно в любое время суток. Универсальность общественного транспорта дополняется комфортом личного автомобиля.

И всё бы хорошо, но в ежедневном режиме выходит дорого. Считаем: в зависимости от того, как далеко вам ехать (но в пределах города), в день вы тратите 200-400 рублей. Если вызывать элитные автомобили, то ещё дороже. Умножаем это на 30 дней (допустим, по выходным вы дома не сидите) и получается... от трёх до шести тысяч в месяц! То есть, сумма вполне сопоставимая с тратами на личный автомобиль. Только вам его не чинить, не заправлять, не страховать, не платить штрафы и так далее.

На самом деле такси куда доступнее, чем кажется. Правда, если в день вы вынуждены совершать больше двух поездок, то затраты сводят это преимущество на нет.


Велосипед

Тут можно было бы написать: «Если вы молоды и здоровы...». Но на самом деле — нет. Велосипед стал своеобразным символом современного города не так давно, но уже не ассоциируется с транспортом исключительно для подростков, спортсменов и Почтальона Печкина. Пусть и не для всех, но для большинства горожан это вполне доступный способ не только покататься на выходных, но и ежедневно перемещаться в, что называется, штатном режиме. Зимой это делают пока немногие (но с каждым годом их всё больше), зато в тёплые месяцы, которых в Ставрополе куда больше, чем почти во всей остальной России, велосипедное движение стало массовым.

Инфраструктура для этого способа передвижения пока оставляет желать лучшего, но уже и не тождественна нулю. Велосипедные и смешанные велопешеходные дорожки есть в Юго-Западном районе, Парке Победы, Таманском лесу. Обещают, что вскоре они соединят все части города, но и сейчас в хорошую погоду ездить по Ставрополю на велосипеде если и не совсем удобно, то вполне можно.

Приобрести велосипед, достаточный для городской езды, можно за вполне скромные деньги: 10-20 тысяч рублей. Он прослужит многие годы, а сервис стоит копейки, не говоря о том, что его можно проводить самостоятельно. Плюс понадобится шлем (обязательное условие), велоформа или другая одежда, которую не жалко запачкать.

Ещё одно преимущество передвижения на велосипеде — скорость. Он едет медленнее автомобиля или маршрутки, но не стоит в пробках, даёт возможность выбрать оптимальный маршрут и во многих случаях это вообще самый быстрый способ добраться в Ставрополе куда-либо. Правда, только на относительно равнинной части города. Подняться с 204 квартала или Туапсинки в центр довольно сложно, а проехать по Кавалерийской, не переходя на шаг, могут разве что тренированные спортсмены.

Ну и главное — это здоровье! Если его хватает на то, чтобы вообще оседлать двухколёсного друга, то тратиться на фитнес уже не придётся.

Увы, пока упомянутые минусы не позволяют назвать велосипед лучшим способом перемещения по Ставрополю. Рельеф, инфраструктура и сезонность накладывают некоторые ограничения. Но в этот список точно не входит социальный статус и род занятий. Встретить едущего на двухколёсном друге вполне успешного, состоявшегося человека, который может позволить себе автомобиль, да и не абы какой — в порядке вещей.


Ноги

Возвращаемся к истокам! С одной стороны, нет ничего лучше и полезнее хорошей прогулки, с другой — Ставрополь — один из самых пешеходных городов страны. Он достаточно компактный и в нём есть несколько прекрасных пеших маршрутов через леса и парки. Если вы работаете и живёте в пределах одного района, то такой способ может оказаться ещё и самым быстрым. Но, конечно, чаще всего приходится добираться из отдалённых спальных окраин куда-нибудь в центр. И даже при хорошем темпе ходьбы вы потратите больше часа.

Так что, полностью переквалифицироваться в пешеходы для многих из нас — непозволительная роскошь. Но каждой возможностью сделать это надо пользоваться. Ведь прогулки — это лучший способ наладить физическое, да и психическое здоровье, настроиться на позитивный лад и зарядиться энергией для полноценной жизни.

И да, в данном случае затраты примерно нулевые. Если вы не на шпильках и не в вечернем платье, то затрат не предполагается никаких. А если вы отвыкли ходить пешком, но поняли, что самое время начать, то недорогая удобная обувь и одежда продаётся у нас на любой вкус.


***

В принципе, всё вышесказанное — вполне очевидные вещи. Но в ежедневной рутине, которая забивает нашу жизнь в определённый, временами довольно жёсткий формат, мы зачастую забываем о том, что всегда есть альтернатива. Пробуйте разное и будьте собой!


Станислав Маслаков

Фото Николай Суховский 

Прямая линия 2019.03.21
Боевой танец или танцевальное единоборство? На самом деле капоэйра — не танец, не боевое искусство и даже не акробатика в чистом виде. Парадокс кроется ещё и в том, что боевой танец призван бороться с насилием. «Победа26» узнала у руководителя группы «Капоэйра-Ставрополь» Виктора Суслова и активного участника Кирилла Дорофеева, которого свои называют Passaro (в переводе с порт. — птица) чем же на самом деле является капоэйра и поможет ли она, например, в уличной драке?
Аффект бабочки: история одного убийства в Пятигорске Представьте ситуацию: на ваших глазах происходит кровавое убийство с 16 ножевыми ранениями. После этого виновник, за которым раньше не числилось никаких психических отклонений, сообщает, что в момент преступления внезапно впал в состояние физиологического аффекта. Специалисты в пух и прах разбивают приведённые в соответствующей экспертизе доводы, но закон остаётся на стороне подозреваемого. Уголовное дело переквалифицируют со статьи с максимальным сроком наказания 15 лет до той, за которую могут посадить на три года, а самого виновника торжества отпускают домой. Абсурд, скажете вы? Нет, это жестокие реалии семьи Парсеговых из Пятигорска.
Как не стать заложником кредитной истории А также где её посмотреть и как исправить.
Цифровая неизбежность: аналоговое телевидение уходит в историю 15 апреля Ставропольский край перейдёт с аналогового ТВ-вещания на цифровое.
4 совета hr-менеджера студенту, ищущему работу Вопрос о том, когда же лучше искать себе работу, чаще всего возникает у студентов. Когда начинать приобретать тот самый бесценный опыт, который требуют буквально все работодатели от молодых специалистов?
История про волонтёрство — это не только про трагическое Новый виток в развитии волонтёрства ожидает Ставропольский край в ближайшее время. В апреле 2019 года в Пятигорске открывается первый в регионе Ресурсный центр поддержки добровольчества и гражданских инициатив, директором которого назначена Елена Козак. Помимо этого, она присоединилась к Общероссийскому народному фронту в качестве сопредседателя регионального отделения. Пообщавшись с ней, я поняла, что волонтёрство это не только постоянный внутренний надрыв, но и возможность помогать людям через радость, что можно делать мир лучше, не только сталкиваясь постоянно с человеческой болью.
Хроники абьюзера: ни дня без насилия Когда мужчина ежедневно называет жену дурой — это не норма. Когда женщина изо дня в день пилит партнёра — это не норма. Но грустная статистика говорит, что 85% людей живут в подобных браках и уверены, что они счастливы.
«Быть первым пилонистом в Олимпийском — недостаточно» Исполнитель смертельно опасного, но завораживающего трюка, модель, ведущий и танцор на пилоне Олег Кольвах рассказал «Победе26» какие творческие вершины планирует покорить.
«Есть такие должности на военной службе, где нужны девочки» Военный медик Ольга Курносова рассказала «Победе26», чем отличается врачебное дело на службе и на «гражданке», а также поведала, каково служить в российской армии девушкам.
Кинолог — это не про кино Некоторые женщины жалуются, что у них, мол, собачья работа. Но есть ставропольчанки, которые этим фактом гордятся. Собачья она у них в буквальном смысле — женщины трудятся в Центре кинологической службы Главного управления МВД России по Ставропольскому краю. Накануне Международного женского дня корреспонденты «Победы26» отправились туда и расспросили кинологов об особенностях службы.
Береги прикус смолоду, или Почему ортодонт отвечает за осанку Плохая осанка или дефекты речи могут свидетельствовать о том, что у ребёнка с раннего детства неправильно сформировался челюстно-лицевой аппарат. Предупредить различные заболевания на ранних стадиях помогает миофункциональная коррекция. Что это такое и какие полезные привычки нужно сформировать едва ли не с первых дней жизни «Победе26» рассказала руководитель клиники стоматологии следующего поколения, врач-ортодонт, кандидат медицинских наук Яна Коробкеева.
Туристическая карта Ставрополья: где найти интересные локации в крае Как интересно путешествовать, не преодолевая тысячи километров.