чт, 28 март
22:29
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Как дешевле передвигаться по Ставрополю? На машине, на маршрутке, на такси… или пешком?

27 февраля 2018, 16:14Статьи
Фото:

Продолжаем рубрику «Можете ли вы себе позволить...». В прошлый раз мы говорили о том, какой автомобиль лучше приобрести, если у вас это впервые. Теперь поставим вопрос иначе: а нужен ли он, личный автомобиль? Разберёмся с основными стратегиями передвижения по городу, их плюсами, минусами и подводными камнями.

Разумеется, здесь каждый выбирает, как ему удобнее. Всё зависит от возраста, доходов, жизненных приоритетов и так далее. Но не думайте, что определённое соотношение этих факторов обрекает вас на какой-то один образ жизни. Никогда не поздно всё поменять. Возможно, мы вам в этом поможем.
Условия
Вначале определимся с исходными данными, повлиять на которые мы не можем. Ставрополь — полумиллионный город, расположенный на Юге России. С крутым рельефом, мягким климатом, обилием лесов и парков. Мы пока не знамениты своими пробками на весь мир, как Москва или Краснодар, но стоять в них уже приходится подолгу. По количеству автомобилей на душу населения мы хоть и не бьём рекорды, но находимся в числе лидеров. Во многом это связано с менталитетом и весьма плачевным состоянием общественного транспорта.
А теперь попробуем посчитать, во сколько нам обойдутся различные способы перемещения по Ставрополю включая не вполне очевидные расходы.
Автомобиль
Начинаем с повторения пройденного. Мы определились, что личный транспорт, на котором вы будете ездить чаще, чем заниматься ремонтом, обойдётся примерно в полмиллиона рублей. Допустим, что он, либо деньги на него уже есть. В противном случае — кредитная кабала, которая даже при хорошем первоначальном взносе (от 250 до 400 тысяч рублей) и хорошей процентной ставке обречёт вас на ежемесячные выплаты примерно в 7-12 тысяч в течение 3-5 лет. Всё это приблизительные цифры, основанные на данных ставропольских автосалонов и местных отделений банков.
Если же машина уже есть, то при ежедневной езде по городу в месяц вы потратите около 3000–4000 на топливо. Плюс раз в год — страховка (ОСАГО от 7000, КАСКО — от 30000), дважды «переобувка», а также расходы на ремонт и содержание.
Таким образом, личный автомобиль обходится владельцу минимум в 5000 рублей в месяц, но чаще всего эта сумма всё же выше.
Очевидный плюс такого варианта — вы всегда можете поехать куда угодно. Нет проблем с тем, чтобы закупиться в гипермаркете на неделю вперёд. Как ни крути, автомобиль — это свобода.
Но есть и минусы. Помимо затрат это ещё и стояние в пробках, нервы и да, гиподинамия. Со временем вы будете тратиться либо на лекарства, либо на фитнес.
Общественный транспорт
Когда-то в Ставрополе было 12 троллейбусных и чуть больше автобусных маршрутов. Работали они с раннего утра до позднего вечера, ходили регулярно, но всё равно были временами настолько переполненными, что каждая поездка превращалась в пытку. С тех пор население и площадь города выросла едва ли не вдвое, а общественный транспорт деградировал до уровня райцентра.
Последние троллейбусы ездят по нескольким маршрутам довольно редко и как правило — полупустыми. Последние автобусы большой вместимости обслуживают главным образом дачные товарищества. Горожанам остались крайне неудобные ПАЗики и расплодившиеся маршрутные такси.
Тем не менее, машина есть не у всех, и перемешаться по городу исключительно общественным транспортом вполне возможно, хоть подчас это долго и неудобно. Зато — дёшево. Цена на проезд в троллейбусах пока держится на уровне 15 рублей, в автобусах (включая ПАЗики) — 18, в маршрутных такси — 20. Можно купить месячный проездной, но особого смысла в этом нет: в маршрутках всё равно придётся платить отдельно, а основную массу пассажиров перевозят именно они.
За счёт того, что их маршруты довольно замысловаты, ставропольцы довольно редко вынуждены пересаживаться. Поэтому будем считать, что в день вы потратите 40 рублей. В месяц выходит 1200. Даже если посчитать 1500, получается значительно дешевле, чем личный автомобиль. Это — главное преимущество общественного транспорта. Дополнительный бонус — возможность по пути почитать книгу или любоваться из окна видами любимого города.
Среди минусов — необходимость добираться до остановки, увеличение времени на дорогу и крайне низкий уровень комфорта. Плюс, в отличие от многих других городов, поймать маршрутку в Ставрополе после 20:00 бывает весьма трудно.
Такси
Советские люди на такси в булочную не ездили, а мы — ездим! Независимо от наличия собственного автомобиля и жизненных предпочтений иногда это попросту приходится делать. Задержался на работе — такси. Выпил немного на празднике — вообще единственный вариант. Да и во многих других ситуациях они нас выручают. Благо, сейчас их в городе очень много: на любой вкус и ценник.
В среднем одна поездка по Ставрополю на такси эконом-класса обходится в 100-200 рублей. За эти деньги вы получаете возможность добраться откуда угодно куда угодно в любое время суток. Универсальность общественного транспорта дополняется комфортом личного автомобиля.
И всё бы хорошо, но в ежедневном режиме выходит дорого. Считаем: в зависимости от того, как далеко вам ехать (но в пределах города), в день вы тратите 200-400 рублей. Если вызывать элитные автомобили, то ещё дороже. Умножаем это на 30 дней (допустим, по выходным вы дома не сидите) и получается... от трёх до шести тысяч в месяц! То есть, сумма вполне сопоставимая с тратами на личный автомобиль. Только вам его не чинить, не заправлять, не страховать, не платить штрафы и так далее.
На самом деле такси куда доступнее, чем кажется. Правда, если в день вы вынуждены совершать больше двух поездок, то затраты сводят это преимущество на нет.
Велосипед
Тут можно было бы написать: «Если вы молоды и здоровы...». Но на самом деле — нет. Велосипед стал своеобразным символом современного города не так давно, но уже не ассоциируется с транспортом исключительно для подростков, спортсменов и Почтальона Печкина. Пусть и не для всех, но для большинства горожан это вполне доступный способ не только покататься на выходных, но и ежедневно перемещаться в, что называется, штатном режиме. Зимой это делают пока немногие (но с каждым годом их всё больше), зато в тёплые месяцы, которых в Ставрополе куда больше, чем почти во всей остальной России, велосипедное движение стало массовым.
Инфраструктура для этого способа передвижения пока оставляет желать лучшего, но уже и не тождественна нулю. Велосипедные и смешанные велопешеходные дорожки есть в Юго-Западном районе, Парке Победы, Таманском лесу. Обещают, что вскоре они соединят все части города, но и сейчас в хорошую погоду ездить по Ставрополю на велосипеде если и не совсем удобно, то вполне можно.
Приобрести велосипед, достаточный для городской езды, можно за вполне скромные деньги: 10-20 тысяч рублей. Он прослужит многие годы, а сервис стоит копейки, не говоря о том, что его можно проводить самостоятельно. Плюс понадобится шлем (обязательное условие), велоформа или другая одежда, которую не жалко запачкать.
Ещё одно преимущество передвижения на велосипеде — скорость. Он едет медленнее автомобиля или маршрутки, но не стоит в пробках, даёт возможность выбрать оптимальный маршрут и во многих случаях это вообще самый быстрый способ добраться в Ставрополе куда-либо. Правда, только на относительно равнинной части города. Подняться с 204 квартала или Туапсинки в центр довольно сложно, а проехать по Кавалерийской, не переходя на шаг, могут разве что тренированные спортсмены.
Ну и главное — это здоровье! Если его хватает на то, чтобы вообще оседлать двухколёсного друга, то тратиться на фитнес уже не придётся.
Увы, пока упомянутые минусы не позволяют назвать велосипед лучшим способом перемещения по Ставрополю. Рельеф, инфраструктура и сезонность накладывают некоторые ограничения. Но в этот список точно не входит социальный статус и род занятий. Встретить едущего на двухколёсном друге вполне успешного, состоявшегося человека, который может позволить себе автомобиль, да и не абы какой — в порядке вещей.
Ноги
Возвращаемся к истокам! С одной стороны, нет ничего лучше и полезнее хорошей прогулки, с другой — Ставрополь — один из самых пешеходных городов страны. Он достаточно компактный и в нём есть несколько прекрасных пеших маршрутов через леса и парки. Если вы работаете и живёте в пределах одного района, то такой способ может оказаться ещё и самым быстрым. Но, конечно, чаще всего приходится добираться из отдалённых спальных окраин куда-нибудь в центр. И даже при хорошем темпе ходьбы вы потратите больше часа.
Так что, полностью переквалифицироваться в пешеходы для многих из нас — непозволительная роскошь. Но каждой возможностью сделать это надо пользоваться. Ведь прогулки — это лучший способ наладить физическое, да и психическое здоровье, настроиться на позитивный лад и зарядиться энергией для полноценной жизни.
И да, в данном случае затраты примерно нулевые. Если вы не на шпильках и не в вечернем платье, то затрат не предполагается никаких. А если вы отвыкли ходить пешком, но поняли, что самое время начать, то недорогая удобная обувь и одежда продаётся у нас на любой вкус.
***
В принципе, всё вышесказанное — вполне очевидные вещи. Но в ежедневной рутине, которая забивает нашу жизнь в определённый, временами довольно жёсткий формат, мы зачастую забываем о том, что всегда есть альтернатива. Пробуйте разное и будьте собой!
Станислав Маслаков
Фото Николай Суховский