пт, 29 март
09:52
Ставрополь
+7 °С, ясно
Эксклюзивы

Как заработать много денег за два года и почувствовать себя Суперменом

Статья

15 ноября 2018, 18:06

Основатель и руководитель компании LiveLinux. Алексей Жадан рассказал, чем интересна IT-сфера и как добиться финансового благополучия всего за пару лет.

– Расскажи о себе и своей деятельности.
– Мне 32 года. Родился и вырос в Ставрополе. До 2011 года работал в телекомпании «АТВ» начальником отдела информационных технологий. Мы поднимали web-студию, получили награду за лучшую рекламную кампанию.
После этого я уехал в Москву, и с тех пор я занимаюсь web-системами, инженерией в системе Linux. Это достаточно интересное направление. На этих технологиях построена работа большинства сайтов компаний. Грубо говоря, программисты пишут код, но они не совсем понимают, как сделать, чтоб их сайт работал хорошо. Это уже наша задача.
– Куда устроился после работы в «АТВ»?
– С 2011 года я занимаюсь с высоконагруженными web-системами. Делаю так, что сайты работают максимально быстро и никогда не падают. Вообще я в сфере IT-технологий нахожусь больше 14 лет. Работал в компании MediaMarkt, потом перешёл в Netbynet – это известный провайдер в Москве. Почти два года работал в компании Acronis – это крупнейший производитель программного обеспечения для резервного копирования. Затем попал в Rambler&Co. Следующей стезёй стала работа в компании EPAM, в эти дни я жил в Белоруссии, примерно полтора года. Работал с Thomas Cook – это первая компания в мире, которая ещё в позапрошлом веке изобрела туризм в современном его виде. Я у них занимался кластерами баз данных. Это достаточно серьёзный уровень.
К этому моменту у меня образовалась своя небольшая команда. В данный момент у нас более 100 достаточно крупных клиентов. Они из России, Европы и Силиконовой долины, а также стран СНГ. Их много. Накопили опыт в различных областях. Когда я только начинал и приглашал в свой коллектив первых сотрудников, они приходили на минимальную зарплату, но очень быстро выросли. Зарплата могла вырасти четыре раза за год.
Люди, с которыми я начинал, ушли в свободное плавание, занимаются своим направлением. На их смен пришли новые ребята. Они не только из Ставрополя, я взаимодействую со специалистами из других городов России, а также Белоруссии. Инженеров мы готовим, обучаем. Я получил большой опыт работы, умею работать с клиентами – этим и делюсь. Ну и не забываем про технические моменты, эти навыки мне тоже несложно рассказать своим коллегам. В настоящее время у меня есть ребята, которые умеют обучать с нуля.
– Процесс обучения проходит успешно?
– Недавно взял человека, который был совершенно не в теме IT-технологий. Уже сейчас он может решать достаточно серьёзные задачи. Меня это воодушевило – в последнее время я стал наставником для многих людей, мы стали серьёзно расширяться. Продолжаем искать ребят, которым это направление интересно.
– Как это происходит?
– Люди оформляются в штат, им платится зарплата. Условия такие, словно у них уже всё сложилось. В дальнейшем они оправдывают авансы, возложенные на них. Не скрываю, в планах есть открыть обучающие курсы за определённую сумму. Они будут в режиме оффлайн. Заработать деньги можно и на онлайн-обучении, но у меня цель не обогатиться за счёт клиентов, а дать рынку IT грамотных специалистов.
– Тебя можно назвать системным администратором? Или есть другой, более точный термин?
– Назвать меня сисадмином – это неверно. Правильно говорить «системный инженер». Я перерос должность старшего системного инженера и получил должность team leader. Тимлиды отвечают за команду, работу и мотивацию. На сегодняшний день я основатель и руководитель собственной организации. Можно сказать, что я перерос уровень тимлида и вышел на новую ступень.
Изначально мы с ребятами были как раз сисадминами – знаешь, приходили, мышки меняли, картриджи в принтеры вставляли, ну и тому подобное. Работа с серверами тогда была мне незнакома, но интересна. Сразу скажу, что учиться было сложно, особенно в те времена. Чтобы поставить какое-то приложение, приходилось навещать друзей, скачивать программы на съёмный диск, потом приходить домой, загружать и разбираться в этой «каше» самостоятельно. Арендовали офис. Всякое бывало – ночевали на работе, спали на столе, под ним… Пытались найти какую-нибудь новую штуку, которую можно будет предложить клиентам. Этому мы посвятили дикое время, но такое решение принесло плоды – новые операции был получены и внедрены.
К примеру, мы дали возможность работодателям жить спокойно – человек знал, что ему не помешают вирусы, никто не будет скачивать много информации, система находится под контролем, ведётся статистика.
– Что было дальше?
– Работая на «АТВ», я обогатился новыми знаниями, работал с почтовыми серверами. Кроме того, здесь мы построили с нуля корпоративную систему. Приходилось много работать в базе Linux.
Знаешь, это интересно, в Москву я поехал устраиваться как администратор сразу двух систем – Windows и Linux. Был уверен, что «шарю» в обеих сферах. На деле оказалось иначе. Я пытался трудоустроиться в нескольких крупных компаниях. Мне сказали: «Парень, ты в Windows вообще ничего не знаешь. Но как linux-специалист ты достаточно крутой». Это был момент, когда я точно определился, чем буду заниматься. Попал в компанию MediaMarkt. Сначала работал над интернет-магазином организации. Это был мой первый клиент, с которым мы подписали договор на сопровождение. За свою работу я попросил 500 долларов в месяц. Тогда эта валюта стоила дешевле, как ты понимаешь (смеётся). Естественно, заказчики согласились. Договор действовал до того момента, пока магазин не закрылся. Сумма, конечно, со временем возросла.
– Чем занялся потом?
– Каждое новое место – это вызов. Взять тот же период работы в Acronis. Большая компания, массивный коллектив, широкий объём задач. Каждый день нам приносили различные мясные нарезки, фрукты, овощи, кофе, чай, какао. Всем давали карточки, деньги с которой ты мог спокойно тратить на еду. Если в конце месяца что-то остаётся, ты можешь на эту сумму брать всё, что угодно. Некоторые в течение месяца старались экономить на еде, (смеётся) зато потом тратили всю сумму на разные ништяки. Кстати, оплачивался спортивный зал, занятия по английскому языку. Понимаешь, такие штуки для работника любой компании очень важны.
Если бы мне на тот момент предложили работу две компании: одна – на вышеозвученных условиях, другая – без рабочих «прелестей», но с более высокой зарплатой, я бы выбрал первый вариант.
– Почему ушёл?
– Постоянно менялось руководство, соответственно, изменялись задачи. Как-то раз у нас в коллективе организовали оценку сотрудников со стороны руководства и коллег по цеху. Они смотрели на твою работу и твои планы, выставляли баллы, после чего составлялся общий рейтинг. Лидеры должны были получить повышение либо по зарплате, либо по должности. Я в этих списках всегда был на первой строчке. А потом пришло новое руководство, и все «забили» на эти рейтинги. Смысла оставаться на этой работе не осталось. Новые вещи я перестал узнавать. Мотивация – это штука важная.
Я попал в Rambler&Co, работал над проектом «Топ-100». Был такой счётчик на сайте, он считал количество посетителей интернет-портала. Уже тогда эту функцию собирались закрыть, но делать это надо было постепенно, поэтому я продолжать поддерживать жизнеспособность этого проекта. В офисе всё было супер: красиво, стильно, общительный коллектив. Но мне хотелось технически развиваться, пришлось пойти дальше.
– Работать в крупных компаниях сложно?
– Да. Тебя берут под конкретную задачу, и ты сидишь на своей должности постоянно. Меня это напрягает. Стимул развития в IT-сфере играет весомую роль.
Я уехал в Минск. Полтора года там прожил. Начал заниматься фрилансом. Это направление меня затянуло. С этого момента и образовалась моя компания. Когда я работал в EPAM, мне разрешили работать удалённо. Не было необходимости даже находиться в стране. Зарплату платили в долларах. Условия суперские. Но тогда я понял, что нужно заниматься самостоятельным проектом. Например, когда я основал Opera AC, это не только помогло мне научиться работать с Linux, но и увидеть потенциал в подобных разработках. Мне даже звонили из Яндекса, помимо того я сейчас встречаю много людей, которые работали с этой "Оперой".
– Как сейчас обстоят дела в IT-сфере?
– Сфера IT сейчас очень востребована, специалистов требуется много. Я хочу брать больше проектов и обучать профессии новых людей. Мы поместили вакансии на всех сайтах, где есть раздел объявлений. Указали всю информацию – кто требуется, куда звонить, где нас найти. Наша организация расположена в центре Ставрополя.
– Кого принимаешь на работу?
– Мы не берём всех подряд. Провожу собеседования, в которых у меня большой опыт. Могу общаться с потенциальным работником почти час. Возраст и пол не имеют значения. Наличие высшего образования также не играет роли. Важно, чтобы человек был заинтересован в работе в данной отрасли. Иногда приходят мамы со своими детьми, просят устроить на работу своё чадо (смеётся). А я вижу, что у ребёнка глаза не горят к этой работе. Таких персонажей, конечно, в коллектив не принимаю. Ещё бывают случаи, когда человек приходит устраиваться, но не может вспомнить, как называется наша компания и чем занимается. Это тоже несерьёзно.
Образование не играет роли. Не уверен, что у моих коллег вообще есть профильный диплом. Научиться можно кому угодно. Начальные знания не помешают, но в принципе, они роли не играют. Главное – желание.
Приходит человек. Мы ему что-то рассказываем, после чего он садится и пишет документацию, как эта задача была выполнена. Если результат нас устраивает, то мы берём человека к себе.
Работа творческая. 70 процентов времени – это общение с клиентами. Можно не сильно разбираться в теме, которую озвучивает человек, но нужно уметь с ним разговаривать. Получив заказ, наш сотрудник может передать задачу коллеге, который «в теме» или разобраться в этом самостоятельно, с помощью интернета. Помимо прочего, много ручной работы можно автоматизировать. То, как ты это будешь делать, зависит только от тебя, это, по сути, и есть творчество.
– Какие плюсы есть в работе в сфере IT?
– Первый плюс в том, что специалисты в этой сфере – невероятно дорогие. Работа ценится очень высоко, вакансий много, желающих – пока не очень. Средний инженер в Москве может зарабатывать 90-100 тысяч рублей. Ребята с опытом получают 160-200 тысяч. У тимлидов зарплата стартует от 200 тысяч рублей и выше. Специалисты в области DevOps получают не меньше 240 тысяч рублей в месяц.
У меня есть знакомый в Минске. После работы в Белоруссии он переехал в Дубаи. Там ему не понравилось, и он мигрировал в США. В Штатах его тоже что-то не устраивает. Планирует перебраться в другую страну. Таким образом, я намекаю на второй плюс работы в IT-сфере. Нормальный инженер может найти работу по «удалёнке» и жить где его душе угодно. Профессия востребована в любой стране. Ты можешь жить в Таиланде и работать на российском проекте. Заметь, при этом на твоё образование никто не смотрит. Важны только навыки.
У меня есть такая история: знакомый барабанщик в Ставрополе уехал в Москву, где отучился на специальность IT-специалиста, потом его пригласили работать в Черногорию. Получал хорошие деньги. Но ему стало скучно, и он вернулся в Ставрополь (смеётся). К слову, в зарплате не потерял ни копейки.
– У этой работы есть минусы?
– Недостатки… Работа требует страсти. Если ты хочешь офисный график, с 9:00 до 18:00, эта сфера не для тебя. Нужно быть в теме постоянно. Можно дорасти до такого состояния, когда будешь работать всего один час в день. Но при этом ты должен быть на связи, гаджеты всегда обязаны быть при тебе. Нельзя уйти из дома и забыть обо всём.
У нас другой подход. Коллектив большой. На одной и той же задаче сидят сразу несколько человек. Проектов много, и моментов, когда работы нет, практически исключены. У нас всегда есть чем заняться. Нужно чувствовать себя эдаким Суперменом. Помогаешь людям, они говорят тебе «спасибо».
Недавно одна звестная инстаграм-блогерша отдала нам в разработку свой сайт. У неё 1,2 миллиона подписчиков. Её страница полностью нами «хостится».
Есть приложение Welltory – оно записывает твоё состояние здоровья, выстраивает схемы и даёт рекомендации в стиле: «ты скучный баклажан, займись спортом». Архитектура приложения, сопровождение находится на наших личных серверах. Мы занимаемся клиентами полностью – от «железа» до сопровождения. В перспективе – создание сайтов.
– Как комфортнее работать – в офисе или по «удалёнке»?
– В офисе комфортнее. Два монитора, очень удобное кресло. Постоянно покупаем всякие плюшки, заказываем пиццы по пятницам, устраиваем тимбилдинги. Есть вся атмосфера, чтобы человек чувствовал себя максимально комфортно. Офис должен быть таким, чтобы туда хотелось приходить.
– Какие личные качества важны для работы системным инженером?
– Важно быть трудолюбивым, открытым, доброжелательным. Мне кажется, эти составляющие – главные.
–  Можешь рассказать о подходах к работе и разнице между Россией и другими странами в сфере IT-технологий?
– У меня есть интересная история. Когда мои коллеги работали с компанией Thomas Cook, то периодически летали в Англию на встречи с руководством. В первый раз, когда они прибыли в главный офис организации, англичане были в шоке – приехали какие-то дети (смеётся), ребята в возрасте 20-25 лет в должностях «синьор-администраторов». У них до такого статуса дослуживаются в 35-37 лет. В России специалисты в IT-сфере очень быстро растут. Мы пропускаем стадию академического образования. Оно котируется только в крупных организациях, вроде Mail.ru или Яндекса. Соответственно, человек уже в 20 лет может быть крутым инженером.
– Как с этим обстоят дела на Ставрополье?
– В Ставрополе сфера IT как таковая отсутствует. То, что у нас считают работой системного администратора, во всём мире называют технической поддержкой. Это люди, которые меняют мышки и подключают клавиатуру, образно говоря. На самом деле администратор должен разбираться в серверном обеспечении и оборудовании. Ступенькой выше стоит инженер, и вот их на Ставрополье нет совсем. Проблема в том, что сильному администратору и инженеру здесь попросту нечем заняться. Но есть люди, которые хотят работать, и я хочу помочь им.
– Расскажи какой-нибудь интересный случай, связанный с работой.
– Есть история. Ко мне приходили люди на зарплату в 15 тысяч рублей. Спустя считанное время они вырастали в профессионалов и стали получать по 120 тысяч в месяц. Потом ребята отправлялись в крупные компании, где им платили от 160 тысяч рублей и выше. Твоя зарплата за пару-тройку лет вырастает в несколько раз. Это же классно? Классно.
Ещё один момент – мы работаем с клиентами, которые имеют общероссийское и общемировое имя. Возьмём, к примеру, колбасу «Мираторг». Я её в жизни не пробовал. Но мы сопровождаем эту организацию, занимаемся её серверами. И вот идёшь по Ставрополю, натыкаешься на рекламу и различную продукцию и понимаешь, что ты работаешь с этими брендами, а они тебе доверяют. Это забавно.
Максим Ковалёв.
Фотографии – Алексей Жадан.