чт, 28 март
22:29
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Карма — цветы, которые мы сажаем вокруг

Статья

4 февраля 2019, 18:35

Как большой буддистский тур во главе с Ламой Оле Нидалом приехал на юг России

Уже почти 30 лет буддисты Алмазного пути — представители школы Карма Кагью со всего мира — совершают зимний паломнический тур через всю Россию. Корреспондент «Победы26» составил им компанию в Краснодаре и Ставрополе.
Если с православием и исламом в России всё понятно, то про буддизм широкий обыватель чаще всего лишь «что-то слышал». В силу эрудированности кто-то знает энциклопедические основы, другие — шутки про дзен-безразличие и цитаты Далай-ламы. Есть ещё те, кто побывал в Бурятии или Калмыкии — традиционно буддистских республиках. Но мало кто представляет, что буддийские центры с начала девяностых появились практически во всех крупных городах России.
Они не похожи на объекты отправления ритуалов, там нет служителей или специального дресс-кода. Сами буддисты, несмотря на многовековые традиции своей школы, хотят видеть центры, как места встречи в дружеской обстановке для медитаций и общения. Так рекомендовал Оле Нидал — первый лама-европееец в истории.
Лама Оле родился в 1941 году в Дании. Его молодость пришлась на те самые шестидесятые, когда особенно активные духовные поиски часто приводили людей к знакомству с наркотиками. Такие эксперименты коснулись и Нидала, но окончательным результатом его исканий стало путешествие в 1968 году вместе с женой Ханной по Непалу. Там в следующем году они становятся первыми европейцами — учениками главы школы Карма Кагью Шестнадцатого Кармапы. Со временем он благословил путешественников на несение буддизма всему миру вместо многолетних ретритов в пещерах.
С тех пор Оле Нидал ездит в ежегодные лекционные туры. Зимний проходит по территории России. Вместе с сотней своих учеников с пяти континентов Лама едет по Транссибирской магистрали, стараясь посетить как можно больше центров по России.
Икея, пробки и Лама
Путешествие в Краснодар получилось словно сон во сне. Первый уровень — тревожный и нервный — это сам город с его пробками и грубым вождением, безвкусицей стеклобетона, захватившего улицы, единственная добрая беседа — с продавщицей IKEA. Подытожила это всё серая слякоть на небе и на земле. Но во всей этой суете случился второй уровень, в котором мы со спутницей пошли в Дом культуры железнодорожников, где Лама Оле проводил встречу со своими учениками, а заодно — со всеми желающими. Всех вместе собрался полный зал — весьма разношёрстная компания. Одни проехали в рамках тура немало сотен километров и прибывают на волне путешествия, а другие с удивлением смотрят на первых и пытаются понять, куда, собственно, они попали. Было ещё предостаточно пришедших вроде нас — догадывающихся, где оказались, и ожидающих, когда придёт Лама.
Вскоре он вышел на сцену, был бодр, демонстрировал ясный взгляд и светлое чувство юмора. Лекция представляла разбор какого-то древнего буддийского текста. Оле двигался от строфы к строфе с пояснениями, приправленными личным жизненным опытом и собственными мыслями.
Несмотря на то, что разбираемый текст был стар, пояснения не облачались в особую пыльную архаичность. Сами кагьюпинцы говорят, что их школа направлена на практику и применение знаний и методов в жизни вместо долгого штудирования догм. В конце концов, большинство последователей школы жили обычной мирской жизнью, работали, женились и растили детей, и хотели делать всё это с меньшим количеством страданий и большей осознанностью. Именно это незатейливое желание и привело их к буддизму.
«Люди приглашали к себе лам, а потом хватались за голову, как же теперь жить с этими новыми идеями», — сказал Лама Оле.
В конце трёхчасовой лекции Оле Нидал ответил на вопросы, а затем ещё два часа благословлял всех пожелавших принять буддийское прибежище.
Простое и ещё проще
После Краснодара тур приехал в Ставрополь. Здесь лекцию читал ученик Оле Нидала, уроженец Швеции Йоран Норлинг. На встрече ожидалось больше новичков, не сталкивавшихся раньше с буддизмом так близко. Беседа была посвящена основам: почему мы не являемся ни нашим телом, ни нашими мыслями, что такое пространство ума и что с ним делать, как, заканчиваясь, даже самые прекрасные моменты в жизни приносят нам страдание и как его можно уменьшить.
Кроме Йорина Норлинга в Ставрополь с зимним туром приехал Александр Койбагаров — президент всероссийской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью. Как атеист и учёный-естествовед, он не верил в загробную жизнь. Но он также не верил, что жизнь земная — это лишь родиться, учиться, работать, состариться и умереть. Позже учёный познакомился с буддистскими трактатами, которые воспринял, как что-то интересное, но сложное, а затем попал на лекцию к Ламе Оле и получил «разжёванный буддизм». Сейчас Койбагаров на пенсии и может посвятить себя развитию школы в России. Он охотно соглашается рассказать, что к чему, и мы решили этим воспользоваться, задав накопившиеся после Краснодарского путешествия вопросы.
В Краснодаре, как известно, сильное казачество, на Ставрополье — вообще полиэтничность. Как тут и там живёт буддизм? Не сталкивается ли он с противостоянием?
— Противодействий нет. Мы в России существуем уже тридцать лет, впервые Лама приехал в 1989 году. Тогда окружающие думали, что появилась новая религия, которая хочет вербовать своих сторонников, — отвечает Койбагаров. — Но буддизм не религия, несмотря на то что энциклопедии её так называют. Он очень непохож на авраамические верования из-за отсутствия бога-творца, высшего существа, которое следит за тем, как выполняются его законы. Буддизм больше похож на современные психотехники для людей, которые просто хотят развиваться и хотят повысить степень своей радостности, счастья и креативности.
Честно говоря, когда едешь на встречу с буддистами, ожидаешь увидеть людей в желтых одеяниях и, вероятнее всего, восточной внешности.
— Люди, которые гоняются за внешним, начнут задаваться вопросом, а точно ли это тибетский буддизм? И точно ли это — глубокий буддизм? Но Оле и наши учителя, отвечая на вопросы во время лекций, убеждают, что они знают о чём говорят.
Кстати, Будда, который вырос в индуистском обществе с жёсткими кастами, был первым демократом. Он сказал, что все люди равны, и что все могут достичь просветления, потому что у всех — одинаковый ум. С этим знанием он отправился на Юг, достиг Шри-Ланки — тогда Цейлона. После буддизм распространился на Восток — через Китай. Япония и Корея стали буддистскими. Но он пошёл и на запад, и те страны, которые сейчас являются мусульманскими, были буддисткими: Афганистан, Иран. В Киргизии и в Казахстане в скалах выбиты изображения Будд.
Если человек, который не сталкивался со школой Карма Кагью, решит узнать о ней из интернета, он увидит и критические отзывы. В них говорится, что в нынешнем виде это больше похоже на лайт-версию буддизма. Так ли это?
— Да, так говорит в том числе Кураев (российский богослов и философ — прим. ред.). Для него есть какой-то буддизм не лайт, а есть — лайт. Он даже назвал Карма Кагья Кока-Кола-Буддизм. Наш Лама на эти упрёки отвечал, что можно простые вещи объяснять сложно, и тогда человек растит свою гордость.
Но объяснения может быть недостаточно?
— Это как объяснить человеку способ накачивания мышц. Какие нужны тренировки, сколько использовать анаболиков и каких. От знания вы культуристом не станете, но это уже будет ваш выбор, использовать его или нет.
 Никита Пешков