Тема дня: Четверо ставропольских подростков, госпитализированных с медикаментозным отравлением, находятся в сознании

Перекрасим серые стены

15.08.2018, 07:57 Ставропольский край
Чем живут бывшие и действующие уличные художники Дагестана и сможет ли регион обеспечить райтерам достойное будущее?

Искусство многогранно. Людям интересны не только классические работы, выполненные по всем правилам изобразительного искусства. Иногда творчество выходит на улицы, заполняет собой серые стены, разрывает будни ярким свободным самовыражением. Речь пойдет о стрит-арте, который старшему поколению Дагестана не очень нравится. А вот молодежь, напротив, заглядывается немногочисленными современными, кричащими картинками на стенах. Немногочисленными, потому что стрит-арт в Дагестане постепенно исчезает.

Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (англ. rat и art). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь, – Роберт Бэнкс, один из самых провокационных райтеров мира.

– Стрит-арт – это навсегда

– Кто лучше всех понимает, что происходит с искусством улиц в регионе? Конечно же, райтеры со стажем, которых можно назвать аксакалами стрит-арта. Многие давно вышли из дела, сложили баллончики, словно воины мечи, и оставили в прошлом борьбу с серостью городских улиц. Времена, когда очередная вылазка могла закончиться неожиданной игрой в догонялки с сотрудниками полиции, остались далеко позади. Каким был стрит-арт в далёком 2010 году? Своими драгоценными воспоминаниями с нами поделился райтер, скрывающий своё настоящее имя под никнеймом 314, больше напоминающим пароль.

– Восемь лет назад стрит-арт был другим?

– Существовали исключительно отдельные работы, которые не получили большой известности. Например, рисунок райтера Sergio. Художники создавали изображения с социальным подтекстом, но такие работы всегда согласовывались с мэрией.

– Что стрит-арт значил лично для вас в то время?

– Можно сказать, что я был полностью захвачен стрит-артом. Я часто гулял по городу, искал новые изображения, пытался копировать. Такого свободного интернета, как сегодня, в то время не было. Мне часто доставалось от родителей за истраченный на бесполезные картинки трафик.

– Что сегодня местные жители думают об уличном искусстве?

– Всё как всегда: кто-то «за», кто-то «против», а кому-то просто не до этого. Однако защитников стрит-арта очень мало. Пожилые люди, когда видят очередного райтера за работой, стараются помешать ему и предотвратить «порчу» стен. Многое зависит от того, насколько легально действует художник. За бесхозный бетонный забор на окраине вас никто не поругает. А вот если вы покушаетесь на частную собственность и решили украсить стенку чьего-нибудь магазина – придётся побегать.

– Куда исчезли райтеры, которые были популярными в 2011 году?

– Самыми известными в регионе командами были 49crew и «СПАМ», они часто устраивали небольшие баттлы и проверяли мастерство друг друга на прочность. Не могу сказать, что были конфликты. Обе команды рисовали на высоком уровне, но из-за творческих условий, а вернее их отсутствия, коллективы распались, ребята разъехались.

– Москва и Питер притягивают талантливых райтеров?

– Думаю, не только райтеров…

– Может ли сегодня Дагестан похвастаться по-настоящему провокационными художниками? Как на них реагирует общество?

– Единственный провокационный дуэт, который я знаю – ребята из Bat-and Dark. Не думаю, что ни сильно страдают от общественного давления. Хотя, однажды они столкнулись с негативной оценкой. Негатив вызвала работа, в которой были отражены человеческие пороки, среди прочих элементов была и свастика. В результате рисунок закрасили. Это их не остановило, они создали ещё ряд провокационных артов и от своих идей не отступят, будьте уверены.

– А вы поддерживаете провокационный стрит-арт? Или он должен быть созидательным?

– Главное, чтобы творчество было свободным. Каждый художник сам для себя решает, что он хочет сказать обществу.

– Стрит-арт в регионе – перспективное направление? Какие перемены должны произойти для его расцвета?

– Я верю в будущее стрит-арта, но для этого нужна мощная поддержка администрации и властей: от проведения выставок до предоставления мест для рисования.

Стрит-арт вечен

Дагестан может похвастаться тем, что стал площадкой для первой на Северном-Кавказе официальной школы граффити. Правда через несколько лет от неё не осталось и следа. Сегодня сообщество райтеров Махачкалы представлено в основном отдельными художниками, которые не объединены концепциями и стилями. Некоторые идут по пути дуэта Bat-and Dark и бросают обществу вызов, другие предпочитают использовать для самовыражения неприметные городские стены. Даже оставшись без поддержки властей и сильно потеряв в весе (большинство райтеров регион покинули) сообщество уличных художников продолжает творить. Что чувствуют пионеры, которые своё дело не бросили даже тогда, когда оно, казалось бы, умерло? Своим видением будущего дагестанского стрит-арта с нами поделился райтер-одиночка под ником Art1st.

– С чего начался ваш путь в стрит-арте?

– В школе я любил перерисовывать надписи DBC, эта команда в то время была очень популярной. Не особо понимал, что значат надписи. Моё творчество не покидало тетрадные листы, в основном я рисовал скетчи на бумаге, а не граффити на стенах. В 2009 году мы с братом увидели в одном из книжных магазинов журнал про стрит-арт, это изменило нашу жизнь. В один прекрасный день мы присмотрели стенку получше, купили краску. Первые работы, конечно, были ниже среднего, но именно они стали тем самым трамплином к новым свершениям. Впоследствии брат оставил стрит-арт, а меня взяли в команду VFC, чем я очень гордился.

– Чем стрит-арт прошлого отличается от современных реалий?

– Творчество, как и общение, раньше было более активным. Каждую неделю на стенах появлялись новые рисунки.

– Неужели все толковые райтеры уехали из Дагестана?

– Активных художников сейчас очень мало. Знаю, рисуют ребята из Bat-and Dark и соло-райтер Raino. Остальные или бросили, или уехали.

– Как вы относитесь к творчеству дуэта Bat-and Dark?

– Они создавали действительно крутые рисунки, но я давно о них ничего не слышал.

– Почему вы не уехали из Махачкалы, когда была возможность?

– Потому, что я люблю свой город и регион и не вижу смысла уезжать отсюда. Сейчас я не могу себя отнести к активным и деятельным райтерам, я редко рисую на стенках в последнее время. Некоторые работы вообще можно только на фото увидеть.

– Где вы ищете вдохновение?

– Меня вдохновляют люди, которые рядом, музыка, яркие эмоции. Не могу сказать, что ждёт меня в будущем, но я буду стремиться к оттачиванию собственного стиля.

– Какой подтекст вы фиксируете в своих работах?

– В моих рисунках нет никакого посыла обществу. Чаще всего я изображаю свой никнейм или название команды. Я считаю, что стрит-арт не должен подчиняться строгим требованиям. Только автор решает, каким будет творчество.

– Часто ли вы конфликтуете с владельцами стенок и полицейскими?

– Нет, я мирный художник. В качестве холста стараюсь выбирать бесхозные стенки или договариваться с владельцами заранее. С полицейскими конфликтовал один раз и то в процессе создания официального проекта к 9 мая. Мы тогда разрисовывали стенку по заказу администрации. Стражи порядка хотели забрать нас, но отец одного их райтеров, который на тот момент работал в полиции, ситуацию уладил.

– Местные жители никогда вам не угрожали?

– В самом начале своей карьеры я любил тегать, то есть оставлять никнейм на чужих стенках. В те времена я частенько слышал, что меня ищут.

– Кроме общественного давления и полиции, что ещё актуально для начинающего райтера? О чём он должен знать?

– Сложнее найти не то, на чём рисовать, а то, чем рисовать. Краску лично я заказываю из Москвы. Конечно, отсутствие поддержки от администрации тоже накладывает негативный отпечаток на стрит-арт в регионе.

– Многие бывшие райтеры открыли собственный бизнес. Помогает ли стрит-арт во взрослой жизни?

– Я сейчас активно занимаюсь графическим дизайном, неплохо зарабатываю. Не могу сказать, что в обычном бизнесе навыки райтера чем-то помогают, но в творческих профессиях это определённо становится неплохой базой.

– Как вы считаете, на дагестанском стрит-арте можно ставить крест? Или движение способно возродиться?

– Шансы есть, но нам, художникам, для этого необходимо активизироваться. В свою очередь администрация должна поддерживать нас, выделять площадки, реализовывать творческие проекты. Эту субкультуру можно пустить в легальное русло.

– Напоследок скажите, есть ли у вас какие-то масштабные и грандиозные задумки?

– Несколько действительно масштабных идей есть, но для их реализации мне необходима поддержка администрации. Получу одобрение – всё смогу воплотить.

Ирина Крымская.

Великие Имена России
«Мужчины созданы для всего» Ставропольский предприниматель запускает всероссийский проект «Братство». Он хочет воспитать мужчин, сильных духом и телом.
Рука помощи Ставропольские власти борются за жилищные права детей-сирот. Им приходится сталкиваться с дороговизной «квадратных метров» и ограничениями в федеральном законодательстве.
Здесь будет город-сад Как ставропольские аграрии возродили утерянную отрасль и вернули веру в будущее 
Тихое место С наступлением сумерек ставропольцам советуют переходить на шёпот. Правда, бояться нужно не голливудских чудовищ, а недовольных соседей.  
У страха глаза велики – и пробки широки  Ставропольские водители боятся оформлять европротоколы. Они «по старинке» вызывают сотрудников ГИБДД и провоцируют транспортные коллапсы.
Кони веселятся с грустными глазами Как в Ставрополе ухаживают за прогулочными лошадями и почему наши представления о них ошибочны?
Я не лучшая, но точно самая креативная Восемь лет назад Ольга Хенри переехала из Ставрополя в США. Уже за океаном девушка попробовала слэклайн и его дисциплину – триклайн. Сейчас она одна из самых оригинальных спортсменок в мире и в Книге рекордов Гиннеса есть запись о ней. О жизни за границей, спорте и визите на малую родину спортсменка рассказала «Победе26».
От клыков и когтей защищают людей  Ставропольские спасатели регулярно сражаются с ядовитыми змеями, мохнатыми пауками и бешеными собаками. Защищая граждан, они не причиняют вреда животным.
«Два года назад здесь было поле» О чём говорили Владимир Путин и Дмитрий Медведев со ставропольскими аграриями
Мастер приглашает в гости Как ставропольский музыкант начал делать уникальные электрогитары
Генеральная уборка Как проходит «мусорная реформа» на Ставрополье и где она буксует
Краткая история ставропольских сыщиков в уголовных делах 5 октября 100-летие отмечает, без сомнения, ведущая полицейская служба – уголовный розыск. «Победа26» рассказывает о самых интересных делах в истории подразделения. В этом материале читатель узнает о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться сыщикам в их непростой работе, и о достигнутых успехах в раскрытии преступлений.