Тема дня: Дымка над Ставрополем здоровью жителей краевого центра не угрожает

Понять Батуми

26.06.2018, 19:44 Ставропольский край
Как столица Аджарии стала самым интересным городом постсоветского пространства

Конечно, со временем wow-эффект пройдёт. Все привыкнут к этому новому имиджу грузинского Лас Вегаса, все сделают селфи на фоне итальянского вида квартальчиков в старом городе и небоскрёбов – в новом. Толпы туристов со всего мира будут сновать вдоль самой протяжённой в Европе набережной, умножать бесчисленные фото и видео, привлекая в Батуми ещё большие толпы… Но это потом. А сегодня этот город ещё способен по-хорошему обескуражить и показать то, чего сроду не ожидаешь от двухсоттысячного черноморского курорта.

Не претендуя на полноту описания, мы попробуем зафиксировать этот момент – когда город с древней, но сугубо провинциальной историей переживает второе рождение в новом, до конца ещё не понятном статусе.

Как добраться

Дорога из Ставрополя в Батуми представляет собой отдельное приключение. Конечно, проще всего добраться на самолёте. Ближайший город, откуда осуществляется прямое авиасообщение, это Ростов-на-Дону. Возможны и альтернативные способы. Например, многие предпочитают вначале доехать на поезде до Владикавказа (проходит через Невинномысск), затем на такси попасть в Тбилиси, а оттуда снова на поезде, только новеньком, импортном и двухэтажном. Выглядит довольно сложно в организации, но масса впечатлений и погружение в национальный колорит обеспечены. Есть и совсем экстравагантный маршрут: через Сочи, откуда в Батуми курсирует скоростной катер «Комета». Правда, владелец задрал конский ценник (6000 со взрослого в одну сторону), так что такой вариант актуален для тех, кто может себе его позволить.

Многие россияне, в том числе Москвичи, ездят в Батуми на своём автомобиле. Такой вариант выглядит довольно сложным, но если техника и водительские навыки не вызывают сомнений, то на деле всё куда проще. Мы уже писали о том, как добраться на машине в Грузию. Главное – соблюдать элементарные правила безопасности и здравого смысла, заблаговременно оформить страховку, не лихачить и быть вежливым. В общем, как и везде.

Стоит помнить, что Грузия развивается неравномерно. Тбилиси и Батуми – суперсовременные города, где жизнь кипит, иностранцев едва ли не больше, чем местных и в целом всё весьма благополучно. А в некогда втором городе страны Кутаиси обстановка более напряжённая, а местные попрошайки столь навязчивы, что лучше заранее заблокировать двери и окна в машине.

Где остановиться

В этом плане проблем не должно возникнуть даже в разгар курортного сезона. Варианты есть на любой вкус и кошелёк – от скромных хостелов и мини-гостиниц в обычных советских панельках до номеров в отелях с мировым именем. В Батуми уже работают Radisson, Hilton и Sheraton, на очереди и другие представительства акул гостиничного бизнеса.

Жилья в Батуми уже сейчас гораздо больше, чем собственно жителей. А так как добрая половина города представляет собой огромную стройку, то проблем в этом вопросе не предвидится. К слову, некоторые крупные застройщики устраивают бесплатные туры для жителей России, Украины и Казахстана. Им показывают все прелести Батуми и предлагают приобрести квартиру в очередной высотке на берегу моря за весьма скромные деньги. Квартира в 50-этажном небоскрёбе с шикарным видом по стоимости сопоставима с аналогичным жильём в спальном районе Ставрополя.

Опять же, следует понимать, что как и в любом динамично развивающемся городе, уровень сервиса в Батуми очень разнится. Если слишком гнаться за дешевизной, можно нарваться на мошенников. Поэтому читайте отзывы на booking и не доверяйте сомнительным вариантам.

Грузинский Лас-Вегас

Вслед за этими дежурными пунктами обычно следует «Чем заняться», но здесь советы будут излишними (впрочем, поездку на канатной дороге крайне рекомендуем). Батуми – город, который подходит всем. Пляжники могут валяться под солнышком и купаться в тёплом море, любители гастрономических туров – знакомиться с прелестями одной из лучших национальных кухонь планеты (причём за весьма скромные деньги), то же самое касается всех остальных категорий туристов.

Но главная ставка делается на игорный бизнес. Именно ради казино строятся престижные отели и жилые небоскрёбы. Всё остальное – скорее приятный бонус. Секрет прост. Грузия – маленькая и бедная страна с габаритами и населением Ставропольского края, только фактически без реального сектора экономики. Руины советских заводов ещё окружают города (в Тбилиси и Батуми они активно рекультивируются), сельское хозяйство представлено разве что виноделием, специями и цитрусовыми, но масштабы всего этого ничтожны на фоне той же соседней Турции. Главный драйвер роста – туризм, но в условиях политических разногласий с Россией и частых волнений в самой стране он мог привлекать разве что дешевизной – как в той же Абхазии. Но Грузия решила вкладываться в инфраструктуру, заточенную именно под этот сектор. Чтобы привлекать не тех, кто ищет подешевле, а тех, кто выберет эту страну даже при наличии альтернатив.

В этой ситуации конкурировать с условной Джубгой за эконом-отдыхающими из условной Рязани или с турецкими all-inclusive за более состоятельными «пляжниками» Батуми не смог бы. Поэтому ставка была сделана на игорный бизнес. В исламском мире он, как известно, не поощряется, так что создать в 20 КМ от Турции суперсовременный город с развитой инфраструктурой и казино на любой вкус оказалось верным решением. Опять же, русские тоже не остались за бортом: цены здесь в разы ниже, чем в тех же Сочи, а качество жизни и сервиса ничем не уступает (спасибо низкому уровню коррупции и иному менталитету). Судя по масштабу застройки, эксперимент удался: богачи на то и богачи, что не вкладывают деньги в безнадёжные проекты.

Порт Франко

В итоге сегодня Батуми – это своеобразный маленькой Вавилон. На сравнительно небольшом пятачке соседствуют совершенно разные уклады, ментальности, перспективы, виды и доступные активности. Местами город похож на типичный черноморский курорт – с кафе, музыкой, неприятным рынком и суетой. Местами напоминает итальянские городки и красивыми и неплохо отреставрированными домиками, брусчаткой и патио. Старая советская застройка тоже никуда не делась, и сейчас составляет существенную проблему для местных властей: сносить дорого, оставлять – некрасиво. Но чем дальше в сторону аэропорта, тем выше небоскрёбы, современнее инфраструктура и вообще всё по-западному. В принципе, достаточно одной прогулки по «самой протяжённой в Европе набережной» (которая продолжает облагораживаться участок за участком), чтобы проследить всю эту эволюцию. Начиная от морского порта и вплоть до забора аэропорта город демонстрирует свою историю и амбиции.

К слову, в этом плане никакого ноу-хау современные грузинские власти не нашли. Ещё в XIX веке царская Россия ввела в Батуми режим «Порт Франко» для того, чтобы придать ему динамики, и вполне преуспела в этом вопросе. Советская власть предпочла видеть здесь небольшой курорт для своих, а теперь всё вновь возвращается на круги своя.

«Приусы» починяем

Соседство старого и нового, а также уже модернизированного и того, что оставили на потом, создаёт особый, но в целом приятный диссонанс. Едва ли не единственное работающее предприятие, оставшееся с советских времён – Батумский пивзавод. Внешне он мало отличается от прочих промышленных руин Грузии, но продолжает работать, выпуская единственный сорт с тем-самым-вкусом, от которого наворачиваются слёзы умиления у всех мужчин старше 30 лет. И распивают его тут же: в местных полустихийных «пивняках», закусывая скумбрией горячего копчения и обсуждая текущую повестку, параллельно играя в нарды. В квартале от этого великолепия – 50-этажные башни, самый-красивый-Макдоналдс-планеты и совсем другая жизнь. И всё это, что называется, через запятую.

Отдельного слова заслуживает местный автопарк. Грузины с радостью забыли о существовании российского автопрома. Наша Lada XRay воспринималась ими как неизвестное науке чудо-юдо, а старые «Жигули» остались разве что у самых консервативных. Зато отслужившие своё иномарки со всего мира обретают здесь свою вторую жизнь. Столько рычащего и коптящего автохлама, половина из которого едва едет, но была бы вожделенной мечтой любого коллекционера, можно встретить, говорят, разве что на Кубе.

При этом, всячески демонстрируя соответствие европейским трендам, местные власти поощряют переход на экологический транспорт (ужасно дорогой бензин этому крайне способствует). Нередко можно встретить на улицах Батуми потрёпанный электрокар, а уж автомобилей с гибридными двигателями здесь едва ли не больше, чем с обычными. Особенно популярна здесь марка Toyota Prius. Практически все таксисты, да и многие жители ездят именно на них. В процентном соотношении это примерно как вся продукция «АвтоВАЗа» на наших дорогах.

Разумеется, новых машин среди них крайне мало, так что автосервисов в городе хватает, но скорее «гаражного» формата, только расположенных в жилых зданиях.

Главное богатство

Всё это было бы не столь привлекательно, если бы не главное сокровище Батуми – его жители. Аджарцы (да и почти все коренные батумцы, независимо от национальности и вероисповедания) воплощают всё лучшее, что есть в грузинской ментальности. В целом тёплые воспоминания о временах, когда мы были одной страной, выгодно отличают их от жителей остальной Грузии, а влияние Турции придало им своеобразный восточный колорит. Официанты в кафе учат есть хинкали по-грузински, торговцы на рынке если и обвешивают, то незаметно, молодёжь не проявляет агрессии, а люди в возрасте и вовсе общаются как с родными.

Разумеется, везде есть исключения, но на данный момент Батуми – это город, в котором хорошо и русскому, и грузину, и турку. Если ничего страшного не случится, со временем он превратится в ментально свободный, ганзейский по духу мегаполис, куда с радостью будут приезжать из любых уголков нашей планеты.

Пока что Батуми сложно назвать по-настоящему прогрессивным городом, идеальным для жизни в XXI веке. Он всё ещё слишком маленький и не вполне оправился от вековой провинциальности. Но небоскрёбы стремятся ввысь, набережная – в сторону Турции, а местный аэропорт год за годом бьёт рекорды пассажиропотока. Пока сюда переезжают в основном грузины из других провинций, а также русские и украинцы – кто набегами, кто и насовсем. Но география туристов и новых жителей города растёт вместе с самим Батуми. Если он при этом останется таким же гостеприимным, душевным и безопасным городом, его ждёт поистине великолепное будущее.

Станислав Маслаков.

Фото: Станислав Маслаков, Николай Сорокин.

Великие Имена России
«Мужчины созданы для всего» Ставропольский предприниматель запускает всероссийский проект «Братство». Он хочет воспитать мужчин, сильных духом и телом.
Рука помощи Ставропольские власти борются за жилищные права детей-сирот. Им приходится сталкиваться с дороговизной «квадратных метров» и ограничениями в федеральном законодательстве.
Здесь будет город-сад Как ставропольские аграрии возродили утерянную отрасль и вернули веру в будущее 
Тихое место С наступлением сумерек ставропольцам советуют переходить на шёпот. Правда, бояться нужно не голливудских чудовищ, а недовольных соседей.  
У страха глаза велики – и пробки широки  Ставропольские водители боятся оформлять европротоколы. Они «по старинке» вызывают сотрудников ГИБДД и провоцируют транспортные коллапсы.
Кони веселятся с грустными глазами Как в Ставрополе ухаживают за прогулочными лошадями и почему наши представления о них ошибочны?
Я не лучшая, но точно самая креативная Восемь лет назад Ольга Хенри переехала из Ставрополя в США. Уже за океаном девушка попробовала слэклайн и его дисциплину – триклайн. Сейчас она одна из самых оригинальных спортсменок в мире и в Книге рекордов Гиннеса есть запись о ней. О жизни за границей, спорте и визите на малую родину спортсменка рассказала «Победе26».
От клыков и когтей защищают людей  Ставропольские спасатели регулярно сражаются с ядовитыми змеями, мохнатыми пауками и бешеными собаками. Защищая граждан, они не причиняют вреда животным.
«Два года назад здесь было поле» О чём говорили Владимир Путин и Дмитрий Медведев со ставропольскими аграриями
Мастер приглашает в гости Как ставропольский музыкант начал делать уникальные электрогитары
Генеральная уборка Как проходит «мусорная реформа» на Ставрополье и где она буксует
Краткая история ставропольских сыщиков в уголовных делах 5 октября 100-летие отмечает, без сомнения, ведущая полицейская служба – уголовный розыск. «Победа26» рассказывает о самых интересных делах в истории подразделения. В этом материале читатель узнает о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться сыщикам в их непростой работе, и о достигнутых успехах в раскрытии преступлений.