чт, 28 март
13:52
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Кирилл Кузьмин: «Моя задача — наладить диалог между властью и бизнесом»

Статья

26 октября 2016, 15:48

Экс-депутат краевого парламента Кирилл Кузьмин накануне был назначен уполномоченным по правам предпринимателей. О задачах, которые стоят перед этим институтом, и проблемах, с которыми сталкивается ставропольский бизнес, Кирилл Кузьмин рассказал в интервью краевому порталу «Победа26».

— Кирилл Александрович, легко ли сейчас вести бизнес в Ставропольском крае?
— Сейчас время не самое простое с точки зрения развития экономики. Проблемы есть и у бизнеса. Но они такого рода, что свойственны не только краю, а всей стране. Президент в послании Федеральному собранию заявлял, что деловому климату мешает избыточная активность правоохранительных органов, и требовал прекратить «кошмарить» бизнес. И этот призыв правильный.
Но когда доходит до дела, до конкретных исполнителей на местах, до конкретного инспектора или специалиста, это всё переворачивается с ног на голову. И самые добрые, правильные, адекватные посылы и задачи они интерпретируют по-своему. Это негативно сказывается на состоянии предпринимательской среды, в том числе и на инвестиционном климате Ставропольского края.
Был принят закон о снижении количества проверок предпринимателей. Бизнес по плану должны проверять не чаще чем раз в два года. Но за прошлый год в крае было проведено более пяти тысяч проверок, из которых 75% — внеплановые.
Основная задача уполномоченного по защите прав предпринимателей — максимально содействовать тому, чтобы любые попытки со стороны тех или иных органов власти незаконно воздействовать на субъекты предпринимательской деятельности были пресечены через разные механизмы, которыми обладает институт уполномоченного.
— А какие задачи в целом призван решать уполномоченный по правам предпринимателей?
— Для начала надо понять, чего мы хотим добиться. Без комфортной бизнес-среды экономику развить не получится. А бизнес даёт возможность государству развиваться и обеспечивать людям нормальную жизнь. Он платит налоги, на которые живёт государство. Для того чтобы вся эта система работала, бизнесу нужно содействовать и помогать.
Поэтому бизнес-омбудсмен должен работать над тем, чтобы правильными посылами власти не спекулировали и не манкировали на местах. С этим делом явно нужно заканчивать, используя все механизмы, которые есть у уполномоченного.
Кроме того, омбудсмен должен взаимодействовать с деловыми организациями, с федеральным уполномоченным по защите прав предпринимателей, проводить мониторинг инвестиционного климата, давать свои идеи по развитию бизнес-среды.
— Краевые власти, на ваш взгляд, готовы к сотрудничеству с бизнес-омбудсменом?
— Я вижу, что губернатор заинтересован в стабильном функционировании института уполномоченного и в целом в развитии бизнес-среды. А на это может качественно повлиять омбудсмен. В этот созыв краевой Думы пришло много людей из бизнеса. Уверен, что они тоже заинтересованы в работе с уполномоченным.
У нас общая задача развивать бизнес-среду, создавать для ведения бизнеса максимально простые и прозрачные условия, чтобы предприниматель мог зарабатывать деньги и платить налоги в казну.
— Институт уполномоченного по правам предпринимателя появился в крае несколько лет назад. Но до сих пор не всё деловое сообщество знает о его существовании.
— Я считаю, что важно выстраивать грамотную информационную политику. О работе уполномоченного по защите предпринимателей должны знать. Доверие к общественному, гражданскому институту возникает тогда, когда видны результаты его работы.
Своими успехами нужно делиться, чтобы люди приходили, если попадут в сложную ситуацию. Иначе те, кто нуждается в помощи, могут элементарно не знать о существовании бизнес-омбудсмена.
Этот институт должен оказывать помощь и по конкретным проблемам отдельных предпринимателей или целого пласта бизнеса, и также с теми, с которыми сталкивается всё сообщество, если требуется усиление по развитию инструментов поддержки малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу проще самому проблемы решать. Сложнее всего малому бизнесу: у них меньше денег, меньше кадров, меньше возможностей справиться с проблемами.
— Год спустя после назначения по каким критериям вы будете оценивать эффективность своей работы в качестве бизнес-омбудсмена?
— Главную оценку даст предпринимательское сообщество. Мы должны совместно наладить диалог между уполномоченным, бизнесом и органами исполнительной и законодательной власти. Я не верю в рейтинги, я верю в честный открытый разговор глаза в глаза.
Большинство законов декларирует правильные вещи. Но когда доходит до дела, то оказывается, что никто его реально не хочет реализовывать, либо не обладает необходимыми возможностями. В этой ситуации важна коммуникация с конкретными предпринимателями, чтобы затем информировать власть, донести до них точку зрения бизнес-сообщества. И если власти не работают эффективно, нужно им на это указывать. Нужно требовать от них эффективной работы. Вносить предложения. Но разговор должен быть конструктивным.
Должна стоять задача, чтобы в структуре валового продукта не менее 50% давал малый бизнес. Сейчас эта цифра официально составляет около 30%. Почему так? Это непросто. Необходимы новые предприниматели, которые готовы рискнуть. Потому очень важно работать с молодыми людьми, чтобы у них было больше предпринимательской инициативы, чтобы они реализовывали свои амбиции, зарабатывали деньги, обеспечивали рабочие места и платили налоги. И чтобы это всё работало, нужно много работать для обеспечения нормальных рабочих условий, когда то, что написано в законе, исполняется. А не как у нас, когда исполнители законы трактуют так, как хотят. С этим нужно бороться.
 
 
***
Павле Мрвалевич — сопредседатель, член совета Ставропольского краевого отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:
«Омбудсмены помогают решать проблемы, когда они уже случились, если права предпринимателя уже нарушены. Было бы хорошо, если бы их в принципе не было и не было в них необходимости.
Легко Кириллу Кузьмину не будет. Омбудсмен может повлиять на деловой климат, но не кардинально. Экономическую политику на деле осуществляют министерства и ведомства».
 
 
Валерий Назаренко — председатель комитета Думы Ставропольского края по экономическому развитию, собственности, инвестициям, курортам и туризму:
«Очень рад этому назначению. С Кириллом Кузьминым мы в течение пяти лет работали вместе в Думе Ставропольского края. Он активный, грамотный молодой человек, и, думаю, проявит себя. Это назначение приведёт к позитивным изменениям.
Наверняка депутатский корпус поддержит кандидатуру Кирилла Кузьмина на этот пост. Порядка 50–60% депутатов работали вместе с ним в течение прошлого созыва и знают его лично.
Когда появилась информация о его назначении, мы созвонились и уже назначили ряд мероприятий и тем для обсуждения. У нас есть договорённость о плотном сотрудничестве».
 
 
Борис Оболенец — президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края:
«Оцениваю это решение положительно. Оно было неожиданным, но выбор правильный и разумный.
В предыдущем созыве Думы Кирилл Кузьмин работал заместителем председателя комитета по экономическому развитию, и много сотрудничал с Торгово-промышленной палатой. Мы говорили на одном языке, он быстро вникал в ситуацию и проблемы. Несколько лет назад он активно включился в работу над поправками в краевой закон о налоге на имущество организаций и проводил переговоры с минфином региона. Законопроект был принят.
Большое значение имеет его опыт депутата, наработанные связи. И даже его молодой возраст имеет значение. Насколько мне известно, федеральный уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов не согласовывал кандидатуру Виктора Федулова в том числе из-за его возраста.
Думаю, что предпринимательское сообщество края поддержит это решение губернатора. Я не слышал отрицательных отзывов».