пт, 29 март
00:44
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Кони веселятся с грустными глазами

Статья

12 октября 2018, 17:59

Как в Ставрополе ухаживают за прогулочными лошадями и почему наши представления о них ошибочны?

Лошади давно стали неотъемлемым атрибутом нашего парка Победы. Идёшь по дорожке, мимо цокает запряжённый скакун. Иной раз жалеешь, мол, глаза грустные. Иногда побаиваешься подойти ближе, чем на два шага. Ведь все помнят по видеороликам, как кони пускают в ход копыта. Однако не все эти опасения и сомнения оправданы.
– Да, к коням опасно подходить сзади, удар копытом очень опасен. Но наши питомцы безопасны, мы их специально учим не лягаться, – Родион слегка ущипнул скакуна Бугра за круп, – Но всё же советуем людям не испытывать судьбу, всё-таки это животное, у него всякое может быть на уме. И вообще кони – это не то, что показывают в кино или сказках.
У лошадей в парке Победы два владельца, и Родион один из них. Дюжина скакунов живёт в зоопарке. Сегодня на смене великолепная пятёрка.
Кармелита. Довольно сообразительная лошадь, абсолютно безопасная, ею все гордятся. Она очень добрая, её можно гладить без опасений. Но любит обманывать: если не хочет работать, делает вид, что хромает. Но нет ничего страшного, в том, что она иногда ленится, ей всего шестнадцать лет.
Пони Клякса. Здесь родилась, здесь же и работает, здесь и живёт. Очень добрая и очень ленивая. Однажды решила прилечь поспать прямо во время работы в упряжке. Настолько любит поесть, что ловит буквально каждый листик. Вообще пони злее обычных лошадей, но многое зависит от воспитания. Большие лошади тоже кусают, а маленькие… это уже концентрат злобы. Но не всегда. Родион говорит, что в их «штате» кусается и дерётся только один пони.
Пони Марсик. Полное имя Марс. Само имя бога войны даровало ему ярость, так что он иногда пускает в ход зубы, но клиентам его бояться не стоит. Ему уже 25 лет, работает хорошо и не вызывает претензий. Очень хорошо срабатывается с детьми.
Тяжеловоз Джаспер. Пришёл из спорта, поэтому пришлось его перевоспитывать. Но сложностей то не вызвало, он сам по себе довольно ленивый, любит зевать на работе. Всё время спит. Обычно, если заходишь к лошади в загон, она проявляет активность. Джасперу всё равно. Возможно даже так оно и лучше, безопаснее. Он добряк, но людей, которые ему не нравятся, толкает носом.
А это Бугор. Так его зовут не потому, что он старший. Имена лошадям дают по первым буквам от мамы и папы. Его отца зовут Гоша, или Гугенот, а мать – Буквой. Так и получается Бугор. Он взрослый, но выглядит как молодой. Весёлый парень. Любитель позаниматься ерундой, но очень дружелюбный и общительный, на контакт идёт сам.
Кого-то из них выкупали, некоторых вытаскивали буквально из-под ножа: когда лошадь перестаёт оправдывать ожидания владельца, её могут отправить на мясокомбинат. Таких и забирали, перевоспитывали, учили заново жить среди людей и доверять им. Некоторых приводят после спортивных клубов. Всем нужно объяснить, что теперь они будут возить не жокеев, а детей.
– Нужно дать понять им, что здесь совершенно другая работа. Допустим, в спорте используются свои способы воздействия на лошадь, у нас свои. Главное – не давать им садиться тебе на шею. Если лошадь тебя отпихивает, толкает, значит, не уважает. Тут нужна жёсткая рука, нужно показать им, что ты сильнее. Хотя не со всеми такой подход работает, – говорит Родион.
Есть такие скакуны, которым от физических наказаний становится только хуже. Поэтому, когда ребята получают новую лошадь, они гуляют ней, приглядываемся, смотрят, на что реагирует, а потом понимают, как с ней нужно себя вести.
Все кони, которые работают здесь, относятся к скакунам хобби-класса. Существуют также спортивные и селекционные лошади. Хобби-класс это самый безопасный тип, они специально обучены для прогулок, они не будут паниковать, если на них сядет кто-то другой. Правда, даже они иногда пугаются. Например, они боятся дронов: если что-то неведомое с мотором подлетает сзади, лошадь убегает. Салюты тоже вызывают беспокойство. Родион говорит, что порой причиной для паники становится одиночество:
– Вообще конь может испугаться, даже если останется один. В таких случаях достаточно просто подойти и пообщаться с ним. Иногда нужно наказать, есть для этого хлыстики, но это редко требуется, у нас они в целом воспитанные. Они боятся неизвестного: первый раз испугаются, а в следующий раз подумают, что страшного ни увидели.
Пожалуй, главный вопрос, который задают люди в парке – не устают ли лошади? Оказывается, для них эта нагрузка волне сносна. Зимой, когда желающих прокатиться меньше всего, коневоды сами седлают их и гоняют по полям Даже без нагрузки их нужно гонять впустую. Животное должно уставать, иначе оно становится опасно весёлым. Примерно, как человек, который долгие годы сидит без дела. По природе своей лошадь должна бегать восемьдесят процентов своего времени.
Правда, загонять коня, как в кино, тоже нельзя. Это на экране он скачет из одной страны в другую без передышки. В реальности на дальние дистанции натренированы только арабские скакуны, да и у тех есть предел на одну поездку – восемьдесят километров. Дальше животное просто падает.
Если уж зашла речь о фильмах: знаменитое ржание и пыхтенье – это примерно как «мяу» леопарда, практически не услышишь. Так кони общаются только между собой в леваде, искусственном пастбище для лошадей. Там же они дурачатся, играют и просто высвобождают оставшуюся энергию.
– Люди подходят, смотрят, им кажется, что у коней глаза грустные. Да нет, у них у всех форма глаза такая. Они выглядят так, будто им плохо, ещё слезу пустить и всё – картина маслом. На самом деле, они с такими же глазами веселятся, – говорит Родион.
Скакунов ежедневно кормят по два раза, причём с избытком. Кому-то требуется похудеть, а кому-то наоборот набрать вес, например, Бугру. А Джасперу не мешало бы наоборот похудеть. Летом питомцев купают из шлангов, после этого довольные кони сохнут на солнце. Зимой же так не сделаешь, поэтому хозяева просто вычёсывают их специальными щётками, этот процесс коням особенно нравится.
– Допустим, спортивных лошадей зимой опасно выпускать, потому что их в конюшнях содержат в таком тепле, что даже не дают им обрасти шерстью. Мы нашим даём зарасти, они линяют, живут в нормальном режиме, как всякие животные. А спортивные болеют, когда попадают в холод, – Родион погладил Бугра против шерсти, конь довольно махнул головой и стукнул копытом, – А если стукнул вот так, значит, что-то просит. Или муха села. Например, в горах кони буквально облеплены мошкарой, они к ней привыкли, а наши постоянно чистые, нежные, даже одно насекомое сразу вызывает дискомфорт.
Как ни странно, в обращении с лошадью нужно быть психологом. Чтобы контролировать животное и не давать ему валять дурака, нужно иногда включить жёсткий режим, главное – не перейти грань, иначе потеряешь уважение. Хотя опять же напомню, не всем скакунам нужна твёрдая рука. Нельзя сказать, что человек должен сойтись характером со скакуном, скорее лучше понимать каждого в отдельности, ведь работать приходится не с одной лошадью, а сразу с дюжиной. Тем не менее, у каждого из работающих наездников есть свой любимчик.
Родион:
– Меня в детстве повели на конно-спортивную базу здесь в парке. Потом её закрыли, и года два я к лошадям вообще не подходил. Потом мне знакомая сказала, что нужно работать с лошадьми. Я попал сюда, работал и постепенно взял всё на себя. Мой любимчик – Буян. Его сегодня на смене нет. Он как раз из тех, кого нельзя физически наказывать. Если он паникует, достаточно подойти к нему и погладить возле глаз. Довольно забавный конь. Например, одно время он боялся скульптуры коровы, которая стоит у МКС. Со временем, привыкнув к ней, злился на неё, когда пробегал мимо. Та же история была с динозавром из динопарка.
Наталья:
– Любимая лошадка у меня Техасик. Он хороший трудолюбивый, у него характер приятный. Не любит все эти «ути-пути», трудолюбивый очень и спокойный. Я пришла сюда всего на один день. На 1 сентября не хватало людей, а в итоге так и осталась, понравилось работать с лошадьми.
Светлана:
– Бугор у меня любимчик. Я на нём один раз прокатилась, и сразу поняла, насколько он хорош. Он темпераментный, прыткий, нескучный. С такими интересно работать. Вообще первый раз я встретилась с лошадью года в четыре. Я подбежала вот к такому же коню, как Бугор, села ему в ноги. Обняла и так сидела.
Наталья:
– С детства я ходила в конно-спортивную школу, работала тренером. Потом школу закрыли. Нужна была работа, подруга мне рассказала, что здесь нужен человек, который знает как обращаться с лошадьми. Я пришли сюда и осталась. А любимчик у меня Бугор, потому что он похож на спортивную лошадь, высокий, тоненький. Ну и к тому же он добрый, правда, любит поскидывать наездника поиграть с ним.
Мила:
– Я прожила в Турции два месяца, многое пересмотрела в своей жизни и по прилёту встала на пусть самосовершенствования и познания мира. Я пошла на работу с лошадьми для опыта: хотелось научиться их понимать, ухаживать за ними. Мой любимчик Техас. Ему 23, мы ровесники и сошлись характерами. Он очень сильный конь и физически, и морально, один из самых надежных. Мне с ним бесконечно комфортно.
Возможно, у каждого из этих коней тоже есть любимый наездник, но их спросить об этом довольно сложно, да и воспитаны они так, что приветливо машут всем, кто к ним подходят. Но очевидно, что своих хозяев они хорошо воспринимают, хоть иногда и ленятся и валяют дурака. Ну а куда же без этого? Это такие же работники, которым тоже иногда хочется расслабиться и повеселиться. И не нужно вестись на их грустные глаза.
Сергей Гаврилюк.
Фото Сергея Пархисенко.