чт, 28 март
11:26
Ставрополь
+9 °С, ясно
Эксклюзивы

Кувырком: как на Ставрополье готовится к Олимпиаде бразильский BMX-райдер

Статья

15 февраля 2019, 16:59

Жаром Эльяс Медейрос де Оливейра — 22-летний ВМХ-райдер, член олимпийской сборной Бразилии, мечтающий стать лучшим в мире. Сейчас он живёт в Ставрополе с женой Катериной и продолжает тренироваться. Как ему это удаётся, узнал корреспондент «Победы26».

В Невинномысске на весь день зарядил дождь, было промозгло — катания не получится. Мы попросили Жарома, привыкшего к бразильскому вечному лету, всё же сделать несколько трюков на камеру, несмотря на погоду. Пару прыжков он исполнил прямо перед Домом культуры Химиков, а потом перебрался в парк, немного раскатался в рампах и в один из заездов с вылетом на уровень второго этажа приземлил сальто и с какой-то поразительной простотой крутанул ещё пару амплитудных трюков.
«За всё время, сколько я занимаюсь BMX, никогда вживую не видел, чтобы кто-то делал что-то подобное. Только в ютьюбе», — говорит местный райдер Влад Волкодав. Они катаются вместе, когда Жаром приезжает из Ставрополя потренироваться.
За пару месяцев после первого его визита спортсмен уже успел стать кумиром местной спортивной молодёжи. Говорят, что звезда инстаграма — «без понтов», всегда согласится по полочкам разложить, как нужно сделать трюк, и будет не прочь сфотографироваться вместе. Несмотря на нелётную погоду, несколько юных райдеров со своими байками приехали посмотреть на его тренировку. Немного ещё подождали погоды, кинули ВМХ в машину и помчались обратно в Ставрополь, чтобы в гостях у Жарома пообщаться с ним и его женой Катериной.
 
Папа, мама, сын — спортивная семья
Они познакомились минувшим летом — не в России и не в Бразилии, а на нейтральной территории: в Китае, куда с разных концов света приехали работать в огромном парке развлечений. В такие обычно приглашают акробатов, фокусников, спортсменов со всего мира, чтобы гости каждый день могли наслаждаться зрелищными шоу.
Катерина — мастер спорта по прыжкам в воду и член молодёжной олимпийской сборной России — говорит, что это была судьба, ведь она могла уехать работать по-другому, более высокооплачиваемому контракту, а Жаром зарабатывал деньги, пока у него было травмировано плечо.
«Жаром сначала боялся ко мне подойти. Как оказалось, мы, русские, ходили с серьёзным выражением лица вроде «что тебе от нас надо». А в первый день, когда мы познакомились, учили русские частушки. И потом всё закрутилось», — говорит Катерина.
Пара жила вместе в Пекине до тех пор, пока девушка не уехала в Куньмин, но уже в декабре Жаром приехал в Ставрополь, они поженились и сейчас ждут сына.
«Родители сначала были слегка шокированы, но потом отнеслись спокойно: лишь бы я была счастлива. Мне кажется, сейчас они любят Жарома больше, чем меня», — смеётся Катерина.
Жаром не сразу рассказал родне, почему решил переехать Россию, но потом сделал сюрприз маме.
«Как-то я позвонил ей и сказал, что у меня есть отличная новость: она скоро станет бабушкой. Она сначала спросила, не сошёл ли я с ума, но уже скоро «вошла в роль». Сейчас постоянно спрашивает, как себя чувствует Катенька, как у неё дела», — говорит он.
Через год семья хочет поехать в Бразилию, чтобы познакомиться с роднёй там, а пока готовятся к появлению ребёнка, думают, по чьим спортивным стопам он пойдёт, и продолжают тренироваться: Жаром — катается, а Катерина — поддерживает и мотивирует.
«Она всегда поддерживает меня, даже в трудные моменты. Когда было холодно, а парка для тренировок рядом не было, мне не хотелось что-то делать. Но каждый раз она говорила, что мне нужно заниматься, — рассказывает спортсмен. — Спрашивала, что я хочу: расслабляться в кровати и работать на обычной работе? Нет, я хочу не этого сейчас».
 
«Если в Ставрополе не появится подходящий парк, я построю его сам»
С тренировками, правда, не всё так просто. В Ставрополе подходящего экстрим-парка нет. Тот, что был построен в Центральном парке, не соответствует нормам, фигуры там сделаны неправильно, да и качество оставляет желать лучшего. Одна из попыток Жарома покатать там закончилась порванной об какую-то торчащую железку покрышкой.
Ближайший подходящий парк есть в Невинномысске, ещё круче — тренироваться в Краснодаре. Оказывается, именно кубанская столица, а не федеральная или северная — является центром BMX-жизни в России.
Отсутствие условий и раньше не останавливало Жарома. Когда он познакомился с BMX, у него не было даже велосипеда. Первые попытки он сделал на байке брата — и, как говорит, его сразу зацепило. Уже спустя неделю он хотел заявиться на соревнования, которые проходили в его родном городе, но не получил допуск из-за отсутствия опыта и шлема. Правда, на следующий день он приехал на фигуры, когда там не было людей, и попробовал попрыгать там сам. Когда он показал, как умеет прыгать, своим приятелям, они были шокированы и позвали его тренироваться вместе с ними.
Перед первым же занятием на улице местные бандиты отобрали у Жарома велосипед. Он был очень расстроен, но лишать себя мечты не собирался. Парень устроился на работу к отцу и купил новый байк сам. Не самый лучший, но этого хватило, чтобы продолжить тренировки, да и друзья начали помогать с запчастями.
Через год на первых непрофессиональных соревнованиях он занял первое место. Вскоре — уже на более серьёзных — второе.
«Однажды я проснулся и спросил себя, чем я хочу заниматься. И ответил, что хочу быть профессиональным райдером», — говорит Жаром.
Для этого пришлось в 16 лет переехать в Сан-Паулу — центр ВМХ-тусовки Бразилии. Мать отпустила Жарома, сказав, что, в крайнем случае, он всегда может вернуться домой, если что-то не получится, но раз хочется — надо попробовать.
Первое время, как вспоминает спортсмен, было трудно, приходилось питаться вперемешку макаронами быстрого приготовления и протеином. Со временем появилась поддержка от спонсоров и первые победы, которые переросли в профессиональную карьеру, путешествия в десяток стран и крупнейшие соревнования.
В планах — пробиться на Олимпиаду 2020 в Токио и на Х-games — крупнейший мировой турнир экстремальных видов спорта. Но для этого Жарому нужна стабильная тренировочная база, где он мог бы заниматься постоянно, с перерывами на еду и сон, а не на междугородние переезды.
«Если в Ставрополе не появится подходящий парк, я построю его сам», — говорит спортсмен.
 
Про планы
Возможно, это не потребуется, говорит руководитель краевой федерации экстремальных видов спорта Григорий Муратов, ведь в городе уже планируется строительство парка, и возводить его будут под наблюдением райдеров. На новом объекте Жаром сможет тренироваться и, возможно, сможет тренировать других. Есть вероятность, что именитый спортсмен будет тренером в первой велошколе города, если удастся преодолеть некоторые бюрократические преграды.
В остальном препятствий для тренировок, кажется, почти нет. В Ставрополе, как и в Невинномысске, молодые райдеры любят Жарома, а он — видит в них потенциал.
«Они любят БМХ, катаются и в холод и в жару. Но они не имеют хорошего парка для прогресса и не имеют достаточной поддержки. Без этого не стать профессиональным райдером», — говорит Жаром.
Пока же спортсмен тренируется в Невинномысске и Краснодаре, не исключает возможность сотрудничества с российскими спонсорами и, может быть, в будущем станет частью нашей олимпийской сборной.
 
Никита Пешков
Фото из личного архива Жарома де Оливейра
Фото и видео Родион Колчанов/«Победа26»
Иллюстрация: Сергей Лычак