чт, 28 март
17:27
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Лариса Калинченко: «Принцип любого бюджета — максимальный результат с наименьшими затратами»

Статья

17 ноября 2016, 12:51

Министерство финансов Ставропольского края подготовило проект бюджета региона на 2017 год и представило его на рассмотрение в правительство. Совсем скоро станет известно, как Ставрополье зарабатывает и на что тратит деньги.

По каким принципам формируется бюджет, насколько важно планировать доходы и расходы? Об этом поговорим с заместителем председателя правительства края — руководителем финансового ведомства региона Ларисой Калинченко.
— Ставропольцы ежегодно из новостей узнают об основных параметрах бюджета: сколько планируем заработать, на какие цели потратить. Но обывателю сложно понять, почему на одну статью приходится 20% расходов, а на другую — 1%.
— Чтобы что-то потратить, изначально стоит понять, что составляет наши доходы. Источники поступлений в региональный бюджет определяет закон: это налоги на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество организаций, акцизы на алкоголь и ГСМ. Все вместе они формируют практически 70% налоговой базы. Любые изменения состояния плательщиков или законодательства, которое влияет на собираемость налогов, отражаются на бюджете.
Пример: налог на прибыль. Если предприятия сработали хуже или им предоставили преференции, это отражается на поступлении доходов в краевой бюджет.
— Такая ситуация сложилась в 2015 году?
— Да, мы это остро почувствовали, когда предприятиям разрешили переносить убытки на последующие налоговые периоды. Предположим, предприятие сформировало убыток в 2014 году и решило «разбить» его по годам. Это занизит прибыль в 2015-м, 2016-м и так далее.
Предприятия могут возвращать из бюджета переплату по налогу на прибыль, если она сформировалась по итогам года. Это обычная практика, мы ежегодно учитывали эту ситуацию. Средний объём возврата — 1,5 миллиарда рублей, а в 2015 году пришлось вернуть налогоплательщикам около 4 миллиардов рублей: перенеся убытки с предыдущего периода, они получили переплату. Мы не могли это спрогнозировать.
— Часто звучат громкие заявления: а давайте отменим налоги вообще. Такие решения могут быть чреваты критическими последствиями для региональных бюджетов?
— Верно. На мой взгляд, когда федеральный центр разрешил предприятиям переносить убытки, в полной мере не были просчитаны последствия для региональных бюджетов. Ведь налог на прибыль — их основная составляющая.
В то же время Ставрополье получает финансовую помощь из бюджета страны, она составляет до 30% собственных доходов. Если исключить средства, которые направляют региону для исполнения федеральных полномочий, зависимость краевого бюджета от перечислений с вышестоящего уровня составляет 20-22%.
— Это много или мало?
— Всегда нужно сопоставлять потоки: сколько с территории субъекта мы отдаём в Российскую Федерацию в виде налогов, сборов и что получаем. Баланс оказывается в пользу края, что достигается перераспределением средств регионов-доноров.
Почему так происходит? Налог на добычу полезных ископаемых в денежном выражении очень большой. Из ресурсных регионов в бюджет Российской Федерации отправляются немалые суммы. Но эти субъекты высокообеспеченные сами по себе, им не требуется финансовая помощь. На севере (а именно там активно добывают полезные ископаемые) в основном живут люди трудоспособного возраста. Когда они вырабатывают стаж, уезжают жить, в том числе к нам, на юг. Пенсию им уже надо платить здесь. Поэтому не вижу ничего необычного в том, что на уровне страны перераспределяются финансовые потоки, чтобы обеспечить все регионы.
Иной раз слышим: давайте не будем ничего платить в Российскую Федерацию, мы тут сами заживём. Не заживём. Мы получаем больше, чем отдаём.
Задача региональных властей, на мой взгляд, — так взаимодействовать с федеральным центром, чтобы жители субъекта не чувствовали разницы в объёме и качестве предоставляемых государственных услуг по сравнению с соседями. Если Конституцией определено бесплатное образование, оно должно быть таковым на всей территории страны, причём одинакового качества.
— Каким должен быть подход к составлению расходной части бюджета, чтобы обеспечить людей всеми положенными по закону благами?
— Бюджет — это оцифровка обязательств, которые в соответствии с законами на себя принимает страна, регион, муниципалитет. Расходные обязательства региона строго регламентированы и определены. Они могут быть обязательными к исполнению и возможными. Есть в федеральных законах две формулировки. Первая — «полномочия субъекта» — это действия, которые регион выполнить обязан, на них средства выделяют в первую очередь. Вторая — «субъект вправе» — это наши возможности, на которые тратятся деньги, оставшиеся после исполнения обязательных полномочий.
— Сколько в процентном отношении тратится на исполнение обязательных полномочий?
— Я назову две цифры, которые расставят всё на свои места. В бюджете 2017 года на заработную плату — всем понятно, что это обязательство безусловное — мы потратим 29,3%. Ещё 19,4% заложено на социальное обеспечение населения: выплату детских пособий, ежемесячные выплаты ветеранам, субсидии на жилищно-коммунальные услуги, пособие на третьего ребёнка и так далее. Если сложить эти две величины — это уже почти 50% расходов.
— Программы по ремонту окон, крыш — это и есть наше «вправе»?
— Именно так. Предоставить образовательную услугу — это обязательство. А отремонтировать здание детского сада или школы, чтобы оно было не только формально безопасным, а ещё и уютным, не входит в обязанности субъекта. Но мы можем это делать и делаем.
Социальные учреждения нуждаются в ремонтах. Об этом много говорят, люди обращаются к власти. Проблему мы решаем постепенно, через целевые программы. И стараемся сохранять преемственность. Например, в 2014 году в крае начали ремонтировать окна. Программа действует уже три года. Чтобы полностью отработать все поступившие от муниципалитетов заявки, нам нужно ещё столько же времени. Зато в результате окна будут обновлены во всех образовательных учреждениях — детских садах, общеобразовательных, музыкальных, художественных школах. Считаю, это правильно. Если мы за что-то берёмся, то доводим до конца, лишь после этого начинаем новое дело.
— Как минфин Ставрополья выстраивает взаимодействие с другими органами власти, чтобы повлиять на наполнение краевой казны?
— Сотрудничаем с ведомствами, которые являются главными администраторами доходов бюджета. Среди органов исполнительной власти региона больше всего мы взаимодействуем в этом плане с министерством имущественных отношений.
Ставропольский край владеет землёй сельхозназначения и другим имуществом. Министерство контролирует его передачу арендаторам, сбор платежей и эффективность использования. Например, если на участке земли организовано сельхозпроизводство, то в бюджет будут поступать ещё и налоги. Эти вопросы нужно постоянно контролировать. Рейды минимущества, их предложения по изменению законодательства приносят реальные плоды.
Самую большую работу по обеспечению поступлений в бюджет ведёт краевое управление по налогам и сборам. Это федеральная структура, которая не подчиняется субъекту. Но нам удалось выстроить качественную совместную работу. В первую очередь, по планированию доходов бюджета. Налоговая, как администратор, сообщает: мы намерены собрать такую-то сумму налогов. Мы берём свои расчёты, а минэк края составляет прогноз социально-экономического развития. При сравнении всех трёх подходов можно сделать наиболее точный прогноз.
Если посмотреть на прогноз по доходам, который составляет минфин края, то на протяжении уже, наверно, лет десяти он не сильно отличается от уточнённого бюджета. Это говорит о высоком качестве планирования, которое и достигается благодаря сотрудничеству с администраторами доходов.
— Мы подробно говорили о бюджете региона. Что важно планировать доходы, распределять расходы. Но существует и такое понятие, как семейный бюджет. Есть ли между финансовыми планами отдельной ячейки общества и целого субъекта федерации схожие черты?
— Бюджет — это план доходов и расходов. С этой точки зрения разницы никакой. Нужно планировать и свой личный бюджет, и бюджет страны, и бюджет субъекта и муниципалитета. Второй параметр, который их роднит, — это принцип эффективности: как с меньшими затратами достичь наибольшего результата. Например, чтобы сэкономить на уровне семьи, мы закупаем товары со скидкой, ездим на рынок, выбираем продукты дешевле, чем в магазине по соседству.
Подход везде один и тот же: достижение заданного результата с меньшими затратами на основе планирования. В этом идеологическая общность бюджетов любого уровня.
— Если житель Ставрополья захочет изучить, как составляется финансовый план региона, он сможет зайти на портал «открытый бюджет» (openbudsk.ru). Но на первый взгляд эти сведения — огромный набор цифр, разобраться в которых очень трудно. Чем портал полезен людям?
— Портал имеет несколько граней, он ориентирован на разные аудитории. Мы публикуем официальную отчётность об исполнении бюджета — это действительно огромные таблицы с данными, в которых трудно разобраться. Информация интересна нашим коллегам из регионов (для сравнения себя с другими).
Отчётами, пояснительными записками к закону о бюджете и аналитическими материалами пользуются студенты, аспиранты, преподаватели. Поскольку «суха наука», и опора на практические цифры очень помогает молодым финансистам в процессе обучения.
Сведения о бюджете могут быть интересны любому жителю края, чтобы понять, куда тратятся деньги. Сделать это можно по пояснительной записке к бюджету. Она содержит то, что мы называем «сетевыми показателями». Например, в крае 618 школ, 26 тысяч учащихся. На выплату зарплаты педагогическим работникам потрачено 12 миллиардов рублей. Эти показатели можно сопоставить между собой, оценить и сделать выводы.
На портале есть также бюджетный калькулятор, с помощью которого можно составить свой вариант бюджета и понять взаимосвязь между поступлениями и тратами. Сразу становится понятно, что невозможно одновременно увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт, дороги и не задуматься над источниками доходов.
В реальной жизни, если один член семьи будет говорить другим: я хочу одно, второе и третье, и мне всё равно, где вы возьмёте деньги, вряд ли такая семья будет жить спокойно и счастливо. Эту взаимосвязь между доходами и расходами нам хотелось показать людям. Чтобы запросы, предложения к власти были не на уровне «хочу и всё», а на уровне грамотного гражданина, который понимает, на что тратятся деньги. И у людей действительно рождаются интересные предложения, решения.
Именно ради такого диалога с гражданами создана программа поддержки местных инициатив, которая будет реализована в 2017 году. Идеи жителей отличаются от любой спущенной сверху директивы. Проект поддержки местных инициатив нацелен на то, чтобы объединить усилия граждан и власти, чтобы достичь результатов, которые принесут максимальную пользу. Пусть у Ставропольского края не так много свободных средств, как хотелось бы, тем более важно использовать их максимально эффективно.