вт, 19 март
09:35
Ставрополь
+1 °С, ясно
Эксклюзивы

Мастер приглашает в гости

Статья

9 октября 2018, 10:58

Как ставропольский музыкант начал делать уникальные электрогитары

Многие в детстве мечтали освоить гитару и попробовать разбить Fender на глазах у изумлённой публики. А оказавших в магазинах музыкальных инструментов, зависали перед стойкой с новеньким Ibanez. Сегодня купить электрогитару можно где угодно и за сколько угодно. Это может быть разделочная доска за пару тысяч рублей, а может быть шедевр музыкальной мысли за полмиллиона. Однако в обоих случаях вы скорее всего получите экземпляр с конвейера. А как насчёт уникального изделия именно под вашу руку и под ваши вкусы?
Вот уже пятнадцать лет Вадим Уколов преподаёт в музыкальной школе Михайловска, а ставропольским рокерам он больше известен как один из экс-участников культовой группы Joker. А теперь и как гитаростроитель.
Его мастерская расположилась на перекрёстке улиц Серова и Широкой. В помещении пахнет древесиной, у лазерного станка сложены листы фанеры, вдоль стены стоят полки с инструментами, а в дальнем углу на верстаке сохнут склеенные бруски – гриф будущей гитары. В центре огромной комнаты три готовых «электрухи». Среди них очень странный семиструнный монстр с необычным грифом с наклонными ладами. На всех гитарах маркировка «Ukolov guitars».
Не так давно у Вадима выкупили первые три инструмента, постепенно процесс производства находит своих клиентов. Мастер подробнее рассказал о своём ремесле и самых странных вещах, которые спрашивают музыканты.
– Вадим, расскажи, когда ты понял, что хочешь делать собственные инструменты?
– Дело в том, что я преподаю в шпаковской музыкальной школе. По долгу службы занимаюсь с детьми, и как-то заметил, что у ребёнка струна стала позванивать. Мастера, который бы помог устранить это проблему, в городе не было, поэтому решил попробовать самостоятельно исправить этот недочёт и в итоге заинтересовался гитаростроением. Правда, тогда не было нужных мощностей, чтобы самостоятельно с нуля собирать полноценные инструменты.
– А что конкретно требуется для этого?
– Вообще даже того, что у меня есть, ещё недостаточно. Скажем, необычную форму гитаре я пока придать не могу, но могу придумать для обыкновенного корпуса какой-нибудь рисунок. У меня есть сверлильный станок, его же я приспособил и для шлифовки, ленточная пила, лазерный станок. Это та основа, которая позволяет собирать инструменты с нуля. Здесь как на заводе полный цикл: привезли тебе полено, и ты его превращаешь в дверь. Для гитар тот же цикл, но с более специфическими инструментами. Например, обыкновенный напильник стоит 150 рублей на рынке, а специальный пять тысяч. Ничего сверхъестественного, просто там японский рашпиль, который облегчает работу гитаростроителя.
– Вообще, что в процессе создания самое сложное?
– Ты знаешь, тут точнее будет сказать, что сложно всё. Дело такое, что одним неверным движением можно запороть всю работу. Тут от «как круто» до «да ёлки-палки!» всего один шаг. На каждом этапе нужна точность, всё идёт как мозаика. В идеале, когда у тебя большое производство, там идёт автоматизация, всё делается по готовым шаблонам. Крупные мастера так и делают, есть, например, такие формы гитары, которые вручную сам не сделаешь. А если и сделаешь, то цена будет огромная. Чтобы собрать один такой экземпляр, уходит примерно три-четыре месяца. Больше всего времени занимает стабилизация дерева. Склеил два куска – оставил, ждёшь, поддерживаешь температурный режим. Сразу детали обрабатывать нельзя, иначе дальше гитара может сыграть злую шутку на конечном этапе.
– Расскажи, в чём фишка мастерового инструмента и из чего складывается его цена?
– Гитара, сделанная мастером – это как костюм, сшитый на заказ. То есть ты как музыкант задаёшь параметры будущего инструмента, выбираешь дерево, из которого мастер соберёт его чисто под тебя. Понятно, что это не дешёвое удовольствие, потому что на такие инструменты никогда не поставят даже средненькие колки или звукосниматели. Готовая гитара должна идеально держать строй, по звуковым параметрам соответствовать тебе. В музыкальном магазине такую уже не купишь. Как в кино: «точно такой же, но с перламутровыми пуговицами».
– Ты говорил про дерево. Какие породы используют?
– Всё зависит от того, какие частоты в звуке тебе нужны. Так-то инструмент можно собрать из всего. Популярны ясень, ольха, липа. Допустим, тебе нужен высокий призвук, тогда нужно правильно выбрать накладку для грифа, то есть клён. Более мягкий звук даёт палисандр, довольно популярный вариант, но в Россию его трудно завезти, требует декларации при провозе. А это дополнительные расходы. Поэтому очень часто гитары с такой накладкой из-за рубежа не отправляют. Мне в этом плане помогает мастер Иван Стекляников из Пензы. Он продаёт мне индийский палисандр 35-летней выдержки.
– А если не оказалось запасов палисандра? Как тогда действовать?
– Есть вариант с чёрным деревом. Оно дешевле. Вообще если говорить об эксклюзивных материалах, я бы хотел собрать гитару из красного дерева. Но есть колоссальная разница в цене между его заготовкой и тем же ясенем. Хотя, что интересно, в Африке из красного дерева заборы строят, для них наш ясень дорог. Ещё у меня готовится накладка из грецкого ореха. Порода не популярная, но из неё собирают акустические гитары. У него трёхцветная структура, это будет диковинная накладка. Многие музыканты любят такое и готовы хорошо платить.
– Так тут не только в звуке дело. Визуальная составляющая тоже имеет значение.
– Сейчас тенденция такая, когда гитар величайшее множество, и нужно уметь хорошо подать свой инструмент. Вот смотрю я в Instagram: одни мастера делают ставку на очень долгий звук, у других инструмент-хамелеон, который под ультрафиолетом разными цветами играет.
– К слову о необычных гитарах. Ты недавно собрал мультимензурную гитару. Расскажи подробнее, что это за монстр такой?
– Такой инструмент идеален для тяжелой музыки. Сейчас объясню его особенность. В тяжёлых жанрах делается упор на мясистый звук, соответственно нужны толстые струны. А чем толще струна, тем больше у неё должно быть места для колебаний. Потому и лады так расположены. В этом плане «мультимензурка» от обычной гитары отличается, как рояль от пианино. У рояля звук глубокий за счёт длинных басовых струн, потому и сам инструмент огромный.
– Я так понимаю, её сборка требует больших затрат и усилий. Всё-таки под неё нужна уникальная фурнитура.
– Без спецоборудования её практически невозможно сделать. Разметку на грифе нужно делать станками. И да, запчасти для таких моделей непопулярны, фурнитуру для них сложно достать. На неё нужны бриджи с наклоном, лады и звукосниматели под определённый угол. Всё это нужно искать. В итоге и инструмент дороже, потому что не каждый мастер будет делать такой. Для обыкновенной гитары, допустим, звукосниматель стоит 5 тысяч, а с наклоном в 10 градусов на полторы тысячи дороже. Я вообще за четыре месяца до начала работы над этим монстром всё заказывал. Он был у меня нарисован на компьютере, я точно знал, что мне нужно.
– Тебе ведь как мастеру приносят инструменты и на ремонт. Бывает такое, что приносят просто уничтоженную гитару?
– Всё зависит от человека. Иногда приносят такие инструменты, кажется, будто на них пирожки кушали. Вообще здесь у нас востребована всякая мелочёвка: доводка после магазина, замена струн. Нередко приносят гитары с отломанными головами. При неправильном обращении их роняют, и зачастую отламывается головка грифа.
– Я думал, что после такого им место только на помойке...
– На самом деле всё поддаётся ремонту. Можно просто приклеить, это не так дорого будет, правда останется след. А вот прямо починить так, чтоб не было видно, что роняли, это уже другой ценник. Впрочем, это довольно трудоёмкий процесс и не стоит потраченного времени. Бывают не столько гитары, сколько сами клиенты забавные. Девочкам, например, хочется разноцветные гитары. Просят в розовый перекрасить. Приходится объяснять, что по деньгам выйдет столько же, сколько купить новую, при этом может ещё и поменяться звук. Дополнительное лакокрасочное покрытие повлияет на вибрации, и потом можешь не узнать собственный инструмент.
– Помню, была когда-то шутка, что цвет гитары влияет на её тяжесть. А вообще есть же разные безумные фобии перед электрогитарами. Например, что может разрядом убить или порванной струной палец отсечь.
– Нет, это мифы. Во-первых, электричеством она никогда не убьёт. Электрогитара так называется, потому что в ней используется принцип электромагнитных датчиков, которые снимают звуковые колебания с намагниченных струн. Она же не подключается напрямую к розетке. Чтобы пострадать, нужно конкретно прямой источник тока на неё кинуть. Что касается струны. Когда она рвётся, никакого рикошета не происходит. Просто тухнут мгновенно колебания. Нет такого, чтобы она отлетала и разбивала телевизор и стены. Единственное, отмечу, что при установке струн нужно обкусывать остающиеся «усики», чтобы не попали в глаз.
– Сейчас у тебя продано три гитары, ещё одна готовится. А что с теми, что стоят в мастерской? Продашь?
– Их я делал для себя и для демонстрации. Когда человеку станет интересно, я просто покажу ему конкретный продукт. Нельзя же просто заявить, что ты мастер, не имея конкретных примеров на руках. А так человек всегда может сам прийти и оценить инструмент, попробовать сыграть. Я всегда открыт для общения, поэтому всегда только за, если кому-то захочется посмотреть на результаты моего труда.
 
Сергей Гаврилюк.
Фото Сергея Пархисенко.