чт, 28 март
12:39
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Можно ли ходить на Пасху на кладбище и откуда взялась эта традиция

23 апреля 2019, 20:08Статьи
Фото:

28 апреля христиане празднуют воскрешение Иисуса Христа. В этот день православный мир делится на два лагеря с противоположными мнениями. Одни настаивают, что посещать погост в этот день запрещено. Другие уверяют, что ходить можно и нужно.

Чтобы получить ответ на этот вопрос корреспондент «Победы26» пообщалась с протоиереем, настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской Владимиром Волковым.
— Батюшка, можно ли ходить на Пасху на кладбище?
— Давайте обратимся к традициям. В священном писании сказано, что когда воскрес Иисус Христос, то многие мёртвые восстали из гробов и явились домой. Само воскресение означает, что смерти больше нет. Отсюда можно сделать вывод, что идти на Пасху на кладбище нет ни традиции, ни смысла.
— Почему же люди идут туда?
— Это пережиток тоталитарного коммунистического режима. Тогда были жёсткие гонения на церковь. Людям запрещали ходить в храм. Но каждая душа стремится к Богу, к единению с ним. На каждом кладбище есть церковь, поэтому люди шли туда. Тайком от власти, чтобы помолиться. В православии есть специальный день, чтобы пойти на кладбище и вознести молитвы за усопших — Радоница. На Пасху же нужно, в первую очередь, идти в храм, на службу. Принять участие в божественной литургии.
— Почему на Пасху на кладбище можно встретить священников?
— Дело в том, что нет некоего категорического мнения, что нельзя туда идти. К примеру, у человека сильная потребность побывать на погосте: не осталось друзей или родственников, к кому можно пойти в этот день. Церковь идёт навстречу христианам, поддерживает, не бросает. Поэтому можно увидеть батюшку, который по просьбе людей может совместно помолиться на могилках.
— Откуда пошла традиция красить яйца?
— Есть придание, что после воскресения Христова Мария Магдалина пришла к императору Понтию Пилату и рассказала о случившемся. Правитель не поверил и пренебрежительно заметил, что если это — правда, то белое яйцо станет красным. В тот момент произошло чудо и яйцо покраснело. Крашеные яйца — это напоминание о том, что воскресение Христа — реальность. Здесь не стоит искать гастрономическую подоплеку: просто случай, который был необходим в то время, чтобы доказать произошедшее чудо. Главная идея — это спасение рода человеческого.
— Вы сами красите яйца, бываете на кладбище?
— Как не красить. Сейчас, конечно, очень много пасхальной атрибутики в магазинах, но все равно стараемся всё делать сами. Каждый год матушка печёт пасочки, красит яйца. Что касается кладбища, то на Пасху — нет. Помню, в детстве, потихоньку с бабушкой или родителями ходили, потому что в храм не пускали. А теперь — ночная молитва, потом поздравления, Крестный ход, праздник в кругу семьи. На Радоницу — литургия, а потом по благословению Владыки идём совершать службу на могилки. Кстати, уже сейчас убираем их, красим, чистим от травы, мусора.
— Вы упомянули о семье…
— Да, у меня есть жена, сын и дочка, и даже трое внуков. Дети уже большие. Сын ушёл в науку, занимается исследованиями и публикуется в крупнейших мировых изданиях. Дочка — юрист по образованию, сейчас в декрете с малышом. Все они соблюдают посты, каждое воскресенье ходят в храм. Это естественный процесс.
— А с какими вопросами люди приходят к вам в храм? Ведь, как известно, случается беда – человек идёт в церковь.
— Не соглашусь. Не всегда человек идёт в церковь со своей бедой. Кто-то ищет спасения в бутылке, кто-то в чём-то ещё. Так же, как в радости забывает о Боге, — я знаю много обратных примеров. Вопросы задают самые разные. Ведь, как известно, нет людей неверующих, так называемых атеистов. Кто-то верит в свой желудок, кто-то — в совесть, государство, космический разум или Христа.
Вера определяет образ жизни человека, состояние и отношение. Если мы посмотрим на труды Уильяма Джеймса или Карла Юнга, можем узнать, что люди верующие имеют гораздо меньше неврозов, чем неверующие. Отсюда и идёт классификация вопросов. Что касается самых частых — это правила. Как правильно вести себя в храме, как исполнять заповеди, как соблюдать пост. Как жить, узнать своё место в мире. Увы, но в наш век бесперебойных потоков информации все пытается отвлечь человека от центральной миссии, самого главного — зачем ты, человек, живёшь? В чём смысл твоей жизни? Куда ты уходишь?
— Как звучат ответы на эти вопросы? Зачем человек живёт?
— Христианство очень чётко даёт ответы на эти вопросы. В раю человек отошёл от бога. Было нарушение одной из трёх заповедей во время поста: вкушение плодов с дерева познания добра и зла. Человек отсёк себя от Господа. А что такое человек — это душа и тело. Изгнание из рая стало равносильным отречению от души. Сейчас мы зависим от инстинктов. По сути, не можем даже отказаться от стакана молока, хотя называем себя хозяевами мира. Человек — дитя божье, поэтому вся его жизнь — это возврат к нему. В райские сады. Так или иначе, люди умирают. Тогда в чём смысл? Удобрять землю? Дать потомство? Но мы же не быки-осеменители. Власть, деньги, слава, — всё проходит. Цель человеческой жизни — быть в единстве с богом. Остальное — средство, абсолютно всё: посты, молитвы, добрые дела. Чтобы прийти сначала к смирению, осознанию себя.
— Становиться лучше, чище, добрее.
— В христианстве это следствия достижения цели. А цель — спасение души. Через осознание себя, через открытие своего сердца Богу.
— С самого детства у меня был такой вопрос. Почему человек попадает в ад, если Бог – всепрощающий?
— Я задам встречный вопрос, чтобы объяснить наглядно. Курение, алкоголь, сигареты — они убивают человека?
— Конечно.
— Почему тогда люди это делают? Свобода. Войдите в храм и посмотрите на икону воскрешения Христова. В аду ворота поломаны. Хочешь уйти — иди. Но человек сам выбирает направление. Божье прощение — это не насильный акт втаскивания человека в рай. Грех — это болезнь души, а прощение — процесс исцеления. В миру нельзя лечить человека без его на то разрешения, его желания. Также происходит и в религии. Человек сам выбирает, как ему жить и ради чего.
 
Фото: Эдуард Корниенко/«Победа26» и из архива героя
Иллюстрация: Поленка Тарасевич