чт, 28 март
15:12
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

«Надо изобретать велосипед, который интересен тебе»

20 апреля 2018, 18:32Статьи
Фото:

В центре Ставрополе, в городском ЦУМе открылась фотозона, похожая на небольшой музей. Внутри – необычные велосипеды. Они не подойдут для гонок или трюков, но поездка на таких точно не останется незамеченной. Это кастомные велосипеды, которые собрал Игорь Кутний или, как ещё его знают, Игорь Diesel. Он занимается кастомизацией и тюнингом двухколёсного транспорта – велосипедов и мотоциклов – делая из них произведения искусства. Корреспондент «Победа26» посетил фотозону и встретился с мастером, чтобы узнать, откуда взялась позитивная механика, какое послание можно зашифровать в деталях и какой велосипед стоит в гараже у губернатора Ставрополья.

– Как вы относитесь к фразе «не надо изобретать велосипед»?
– Каждый раз, когда человек говорит: «Не изобретайте велосипед», он, видимо, хочет найти оправдание, почему не двигается с места и не смотрит на проблему под другим углом. Но тогда не будет никакого прогресса и никакого движения вперёд. Это неправильно. Надо изобретать велосипед, который интересен тебе.
– Что такое тюнинг велосипеда и что такое кастом?
– Тюнинг – это когда ты не затрагиваешь важнейшие детали, в том числе раму: угол рулевой колонки, педальный узел и его расположение. Меняется в основном навесное оборудование. Кастом – это когда ты изначально делаешь раму с расположением узлов «под себя». Велосипеды, которые тут стоят, по большому счёту, тюнингованы. Использованы в основном фабричные рамы, за исключением велосипеда «Стимпанк». Но эти тонкости важны для кастом-шоу. Я всё равно называю свои велосипеды кастом-байками, потому что пусть они даже на заводской раме, но она – одна на Ставрополь, второй такой всё равно нет.
– Ваши велосипеды выглядят как техника 50-60-х годов. Это реставрация?
– Я предпочитаю не реставрировать, а изготавливать в так называемой Старой Школе. Времена меняются. Меняются требования к безопасности. Хотелось бы, чтобы моя техника выдерживала эти критерии и плюс была готова к ежедневной и интенсивной эксплуатации, чего зачастую невозможно добиться при реставрации.
– Как началось увлечение модернизацией велосипедов и мотоциклов?
– Это всего лишь была поездка в Геленджик. Жена сказала, что я зачахну без мотоцикла, поэтому будем брать велосипед на прокат. Но где я, и где прокат? Быстренько, недели за две, я собрал свой первый лоу-райдер – велосипед. Он не помещался по длине ни на один багажник для авто, поэтому пришлось примотать его скотчем. Уже на месте, когда собирал его, сбежалась вся гостиница. Катался на нём по вечерам. Народ был в шоке. Вплоть до того, что, когда полицейские привязались ко мне за то, что ездил там, где стоит знак «катание на велосипеде запрещено», женщина с ребёнком бросилась меня отбивать: «Он нам не мешает, дети только рады, не приставайте к мужчине!». Оттуда и пошла «Позитивная механика», по тому, как люди реагировали. А от того велосипеда пошёл плясать: захотелось большой круизёр – сделал. Потом захотелось сделать чоппер. За чоппером – ещё что-то. Сейчас ещё целая куча планов.
 
Велосипед арахнид
Это название я использовал чуть раньше, чем сделал сам велосипед в форме паука. Есть рама, сделанная в виде паутины, можно собрать очень интересную затею, но это всё упирается в финансовый вопрос, так как и рама стоит дорого, и то, что хотелось туда поставить, – тоже. Но есть планы собрать два велосипеда, которые будут дополнять друг друга. Один – арахнид, другой – богомол.
Пришла идея сделать велосипед для байкеров. Он собран на базе рамы «файер-байк». Логотип её – буква Ф – это цифра 6 – активно используемый байкерами символ. Сзади написано «френд-фемели форевер» (666). Он имеет три паутины – переднее колесо, заднее и посередине. Каждая паутина – по 6 веток. Он имеет ровно 6 мальтийских крестов. Сидение, передняя фара, задняя фара, два колпачка и на сумке – шестой. Байкеры понимают эти зашифрованные понятия.
– Как приходят идеи таких сложных шифров и вообще конечного образа велосипеда?
– Идеи рождаются и держатся в голове. К тому же, я не умею рисовать, максимум – провести две параллельные линии, которые всё равно пересекутся. Чтобы как-то закрепить всё, я составляю спецификацию того, что я хотел бы сделать с рамой, какие запчасти найти. Недостаток в том, что до того, как я что-то сделал, продемонстрировать, как будет выглядит байк, невозможно. С другой стороны, на этапе, пока что-то делаешь, никто не сможет скопировать идею.
– Это о конкуренции? В России есть сообщество, которое этим занимается?
– Да, самые большие – это «Растабайк клуб» в Москве и «Айрон Виллс» в Санкт-Петербурге, «Пираты асфальта» – тоже из Питера. Ребята из «Айрон Виллс» мне хорошо помогают, когда надо заказы сделать на запчасти, клуб «Растобайк» помог на первоначальном этапе, когда надо было разобраться во многих понятиях.
 
«Я делаю велосипеды так, как это видят байкеры»
– Один известный в Ставрополе байкер и велосипедист увидел меня на велосипеде в парке и попросил сделать фото: «У меня есть друзья, которые утверждают, что байкеры – это вершина эволюции. А я говорю им, что велосипедисты – это вершина эволюции. Давай я тебя сфотографирую, чтобы можно было доказать, что эти вершины где-то соприкасаются».
– Можно ли сказать, что в этих велосипедах визуальным деталям уделяется больше внимания, чем технической составляющей?
– Нет, технические особенности просто не бросаются в глаза. Эти велосипеды просто сделаны так, что первый шок, первое «вау» происходит именно от визуального. Но рядом не зря стоят таблички с расшифровкой – я стремлюсь к тому, чтобы сделать как можно больше технических изюминок. Например, в «Стимпанке» полностью автоматическая трансмиссия, два велосипеда с полуавтоматической трансмиссией, в зелёном стоит ABS. У «Супермена» задний фонарь работает на бесконтактной динамо-машине, такой нет больше нигде: магниты вращаются на колёсах. Автоматические натяжители, отказ от ламп, переход на светодиодную технику, 72 или 144 спицы люблю воткнуть, обода шириной от 64 мм до 100 мм. Они оснащены технически очень сложно.
– Как происходит поиск запчастей, чтобы они подходили и технически, и по задумке – внешне?
– Везде! Например, только один человек в городе – владелец веломаркета «Адреналин» – умеет спицевать колёса с 72 спицами, обкатывал технологию на мне как раз. Большая проблема – покрышки и камеры, приходится заказывать в Германии, и стоят они дорого. К примеру, задняя покрышка на «Супермене» стоит около 5 тысяч, плюс специальная велосипедная камера под 4 дюйма – ещё 1,2 тысячи. В итоге только одно заднее колесо стоит, как обыкновенный велосипед из магазина.
– И сколько в итоге занимает сбор велосипеда?
– Не меньше четырёх недель приходят запчасти. Обычно приходится разбивать на две-три посылки, чтобы они не пересекались на таможне из-за таможенных правил. Дальше начинается подгонка, покраска, добавляются какие-то мелочи. В итоге – полтора-два месяца от идеи до готового байка.
– У вас есть техническое образование, или всё это пришло с опытом?
– По образованию я военный инженер радиосвязи, это помогает разбираться с электрикой, но в основном это опыт. Как-то само приходило.
– А вы ездите по городу на велосипеде?
– Самый излюбленный маршрут велопрогулок – Парк Победы. Прошлый сезон был пропущен, я порвал мышцу. Зато при помощи единомышленников и активистов этого образа жизни Аллана Мисикова, Николая Визера, Татьяны Гарьевны и Алексея Пряникова был создан «Велокружок», поэтому в этом сезоне всё должно сложиться интереснее. «Велокружок» – это сообщество людей, которые уважают нестандартные велосипеды. Алексей на Nirve Cannibal ездит – это такой чоппер, Аллану и Николаю любой велосипед дай – стандартный или нет – он будет рад кататься. Татьяна на изготовленном мною лимузине Жёлтая Субмарина (велосипед можно увидеть в клипе Димосса Саранчи «Незнакомка»). Людей не очень много, но всем нравится эта идея. Осталось организовать выезды, чтобы народ видел и понимал, что велокультура – это не только стандартные велосипеды, есть и другая сторона. Как на мотоциклах: есть спортбайки, есть чопперы, есть каферейсеры. Куча градаций, которых, к сожалению, пока нет в велосипедах.
Хорошо, сейчас фэтбайки появились в Ставрополе. Хотя асфальт – это не их стихия, им сложно в городе, где нет ни песка, ни болот, для которых они предназначены. Но это показывает появление тяги людей к тому, чтобы быть не таким, как все. Но в Ставрополе пока недостаточно понимания того, что единичная вещь, которая действительно выделяется, стоит дорого.
– К этим велосипедам больше подходит слово «ездить», например, по делам или на работу, или «кататься»?
– В плане «ездить» – запас прочности у них практически бесконечный. Все рамы – это высоколегированная сталь, которая даже сверлится с трудом. Как-то я наскочил на бордюрную плитку, и она раскололась пополам, а на раме, кроме царапин, не было никаких повреждений. Все каретки – от BMX, только одноэлементные шатуны. Цепи выдерживают на разрыв не меньше тонны – за три года она не тянется ни на ползвена, порвать такую ногами просто нереально. Ездить на нём ежедневно – без проблем, никаких ограничений нет. Ну а понятие кататься – можно и неспешно кататься. Любой велосипед реально сильный шоустоппер.
– Каждый ли может сесть и поехать на таком велосипеде?
– Нужно переучиваться, чтобы ездить. Были товарищи, которые говорили, что ходят в спортзал – и проблем не будет. Но они садились, поворачивали педаль и падали на бок. Надо понимать сто иная геометрия рамы, иное расположение ездока и иные нагрузки в том числе и на другие группы мышц, требуют привыкания. Если ты всегда ездил на спортбайке и пересел на чоппер, тебе нужно будет менять манеру езды. Так же и тут. Если ты умеешь ездить на велосипеде, привыкнуть будет труднее, чем если ты впервые сядешь на такой кастом-байк.
– Можно ли зарабатывать в Ставрополе тюнингом велосипедов или мотоциклов?
– Нет, в настоящее время ни тем, ни другим при том менталитете, который у нас сложился, невозможно заработать. Была ситуация, когда люди с достаточным количеством денег узнавали, можно ли сделать велосипеды на заказ по их требованиям. Я считаю, сколько это будет стоить, озвучиваю ценник, и на этом всё останавливается. Потом оказывается, что куплен велосипед, который стоит в два раза дороже, но это BMW. Просто сколько стоят велосипеды BMW и Mercedes, все знают, сколько стоит такой байк – знают немногие.
– Чем отличается тюнинг велосипедов от тюнинга мотоциклов?
– Изготавливая велосипед, я могу сделать то, что я не могу сделать на мотоцикле из-за соображений безопасности или транспортного потока. К примеру, мне нравятся барабанные тормоза. На мотоцикле впереди поставить такой сложно, чтобы он выдерживал скорость. Мне очень нравятся обратные рычаги, но они не адаптируются под гидравлические тормоза. Чтобы поставить такие на мотоцикл, пришлось бы решать много технических проблем.
– Какой порядок цен на такие велосипеды?
– От 70 до 160 тысяч.
– Кто и для чего их заказывает?
– В основном на подарок. В Ставрополе весь спектр подарков исчерпан, всё уже передарили: кинжалы, сабли, картины – всё это уже было. Зато есть кастом-велосипед. Для него не нужно, в отличие от мотоцикла, иметь категорию, это безопасно, можно находиться в общественных зонах. Но при этом ты ощущаешь себя байкером, чувствуешь, что ты выделился. Как говорится в поговорке, любой мужчина отличается от мальчишки только ценой игрушек.
– Правда ли, что один из ваших велосипедов есть в коллекции губернатора Ставрополья?
– Да, это бежевый с чёрным круизёр на немецкой раме в духе американских байков 50-60х годов. Он был сделан с расчётом под рост и вес, удлинилась вилка, тормоза с ABS, трёхступенчатая автоматическая коробка передач.
– Какова география обитания ваших велосипедов?
– В основном это Ставрополь. Один велосипед, как мне рассказали, уже на вечном приколе в музее в Карачаево-Черкессии, велосипед «Чкалов:.Сталинский Маршрут» сейчас находится в баре ХХХХ. А вообще, их не очень много – единицы.
– У вас татуировка «Live to ride, Ride to live». Что она значит именно для вас?
– Жить, чтобы ездить. Ездить, чтобы жить – это мировоззрение, стиль жизни. Мне нравится всё, что на двух колёсах.
 
Никита Пешков.
Фото: Личный архив Игоря Кутний.