пт, 29 март
01:59
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

Не всегда скорая помощь

Статья

5 февраля 2019, 16:55

Почему «неотложка» может опоздать, а больным бывает проще обратиться в поликлинику

За исключением немногих везунчиков все мы имеем опыт взаимодействия со «скорой помощью». Кто-то вызывал бригаду себе, кто-то родственникам; у одних это случалось пару раз за жизнь, другие вынуждены набирать заветные цифры на телефоне катастрофически часто. Послевкусие от общения с врачами тоже разное: от восторгов и благодарности за спасённую жизнь, до проклятий и обвинений в непрофессионализме. 
Главврач ГБУЗ СК «Станция Скорой медицинской помощи» города Ставрополя Александр Михайловский оценивает работу своей службы на твёрдую четвёрку, но говорит, что в каждом случае надо разбираться индивидуально. Если бригада действительно проявила халатность и сделала что-то не так, то спрос будет самый строгий – благо, все звонки фиксируются, все выезды записываются. Но зачастую речь идёт о банальном непонимании того, как функционирует вся эта система. Мы не медики, а заодно и не юристы, но пообщались с обеими сторонами потенциального конфликта, дабы попытаться наладить диалог между ними. Оставим за бортом вопиющие ситуации, в которых разбираются специалисты, и остановимся на типичных историях. 
 
Гонка со временем 
Пожилая женщина заболела. Температура доходила до 40 градусов, и «скорую» вызвали сразу же, только приехала она через несколько часов – когда удалось сбить жар своими силами. 
Обычно такое происходит зимой, в разгар эпидсезона. Если обычно в Ставрополе фиксируется около 400 вызовов, то в эти дни их число может превысить 800. Так как машин и экипажей всегда мало, вызовы делят на две категории: экстренные и неотложные. Первых, к слову, в течение года примерно всегда одинаковое количество – 200-250. Так вот, экстренные вызовы – это реальная угроза жизни больного: опасная травма, приступ и так далее. Тогда «скорая» мчит на всех парах, с мигалками и сиреной, потому что каждая секунда на счету. По закону, она обязана приехать в течение 20 минут, и, как правило, успевает уложиться в это время. Конечно, пробки и нештатные ситуации на дорогах никто не отменял, но бригада действительно делает всё возможное, чтобы успеть. 
Неотложные вызовы – это все остальные. На них тоже всегда выезжают, не отказывают никому. Но если у одного пациента высокая температура, а у другого подозрение на инсульт, то приоритет очевиден.  
Вопрос как диспетчер по телефону может отделить зёрна от плевел и принимать решения о порядке выездов, сложный. Но, прежде чем получить эту должность, фельдшер должен минимум 10 лет «откатать» в бригаде и за это время, несомненно, получает огромный опыт. 
Отдельная история – маленькие пациенты. Даже если случай не вызывает особых опасений, к детям выезжают как можно скорее. А вот если взрослый и в целом здоровый человек слёг с гриппом, ему всё же лучше звонить в поликлинику: врачи обязаны выезжать на дом в любой день недели. 
 
Неверный диагноз 
У студента ставропольского вуза, приехавшего из другого региона, аллергия. Обычно она себя никак не проявляет, но стоит съесть не тот продукт – и начинается сильный отёк. Не дожидаясь опасных последствий, он сразу звонит в «скорую». Бригада приезжает оперативно, парню делают укол и отвозят в краевую больницу. Там в приёмном отделении ругаются, что нужно было колоть не внутримышечно, а внутривенно, впрыскивают лекарство и отправляют домой. Через некоторое время история повторяется, несмотря на попытки объяснить, что и как нужно делать. 
Дело в том, что у врачей «скорой помощи» задача вполне конкретная: купировать опасные симптомы и передать пациента уже тем докторам, которые будут лечить саму болезнь. В зависимости от ситуации это может быть госпитализация или звонок в поликлинику. Но в любом случае бригада снимет высокую температуру, но не будет назначать курс лечения. 
Увы, для большинства из нас все врачи – это такие всезнайки, которые во всём разбираются, всегда ставят верные диагнозы после короткого словесного описания, да ещё и рецепт нужный дадут. Увы, это не так.  
 
Бело-красные пепелацы 
К пациентке приехала «скорая», в которой не оказалось нужного оборудования, а сама машина была в ужасном состоянии, вся грохотала и еле ехала.  
Александр Михайловский в ходе эфира на местном телеканале заверил, что все бригады «скорой помощи» укомплектованы необходимым оборудованием. А вот автопарк довольно старый, хоть понемногу и обновляется. 
Судя по отзывам ставропольцев, реальная ситуация немного хуже, но в каждом случае всё объясняется стечением обстоятельств: весь кислород мог «выйти» на предыдущего пациента, а старая машина могла сломаться или попасть в аварию – и какими бы самоотверженными врачи ни были, тут ничего не поделаешь. 
Часто возникают вопросы и к самим бригадам: бывают грубоваты, не проявляют должного уважения и заботы. С одной стороны, это результат пресловутой профессиональной деформации: когда ты ежедневно работаешь с человеческим страданием, трудно не зачерстветь. С другой — низкие зарплаты и постоянные переработки. Фельдшер «скорой помощи» — очень трудная и далеко не самая высокооплачиваемая работа. Впрочем, если вам нахамили, то всегда стоит позвонить в диспетчерскую и пожаловаться: в вашей ситуации обязательно разберутся. 
 
Семь вёрст не крюк 
Здесь примеров хоть отбавляй. Пациенты из Дёмино (той части, которая не относится к краевому центру) или Татарки могут часами ждать бригаду из Михайловска и потом ещё ехать в Шпаковскую райбольницу, хотя Ставрополь – под боком. Или КМВ, где можно оказаться не на той стороне речки, разделяющей два давно сросшихся населённых пункта, и из-за этого ожидание помощи может вырасти в несколько раз. 
Это давно назревшая проблема. Каждый муниципалитет обслуживается своей станцией «скорой помощи», и медики зачастую оказываются заложниками административно-территориального деления. Но в нашем регионе наконец взялись за её решение. В этом году на Кавминводах, а затем и в Ставропольской агломерации (Ставрополь и Шпаковский район) будут созданы единые диспетчерские службы, которые позволят организовать выезд к пациентам более оперативно и без привязки к городам и сёлам. Кто окажется ближе, тот и поможет. 
*** 
Несмотря на все претензии к работе «скорой помощи», это, безусловно, героическая профессия. На каждый случай некорректной работы и опоздания на вызов приходятся сотни и тысячи спасённых жизней. Работу экстренных служб, конечно, необходимо улучшать: обновлять автопарк, обеспечивать оборудованием, повышать зарплаты, но всё это задачи властей. Нам же, простым пациентам, стоит забыть о потребительском отношении и не вызывать «неотложку» попусту. Если же что-то пошло не так, всегда стоит позвонить диспетчеру и оставить жалобу. Не берут трубку – значит все заняты, но до вашего звонка обязательно дойдёт очередь. И в любом случае не стоит забывать об элементарном «спасибо». 
 
Станислав Маслаков 
Иллюстрации: Сергей Лычак