чт, 28 март
21:59
Ставрополь
+8 °С, ясно
Эксклюзивы

Общественный транспорт на грани нервного срыва

20 апреля 2018, 12:27Статьи
Фото:

Ставрополь. 22:30. Остановка «Краевая больница». Вот уже 30 минут я стою под промозглой моросью в надежде дождаться хотя бы маршрутку. Они ездят, но торчащие в окна пятые точки как бы намекают, что попасть внутрь можно только если ты — кот.

Красивые обещания
Проблемы с общественным транспортом в краевой столице существуют достаточно давно. Решаются ли они? Да, но только «с трибун». В реальности, кроме красивых слов, делается мало. Но обо всём по порядку.
Впервые о глобальной транспортной реформе заговорили в начале 2014 года. Меры предлагались действительно решительные, а главное, очень нужные. Итак, какой же праздник в сфере общественного транспорта обещали городские власти:
Во-первых, улицы Ленина и Мира должны были стать односторонними с формированием кольцевого маршрута. Прошло четыре года, но об этом больше не вспоминают, хотя идея казалась весьма интересной.
Во-вторых, именно в 2014 году впервые зашла речь о возможности безналичной оплаты за проезд. К этому вопросу мы вернёмся, но тогда же предлагалось ещё одно очень интересное решение — единый билет, за счёт которого пассажир бы передвигался по городу с пересадками. Увы, но и эту идею, похоже, похоронили.
В-третьих, было принято решение объединить автотранспортное предприятие с более успешным троллейбусным. По задумке, это должно было решить сразу несколько проблем. Власти города планировали выстроить автобусные и троллейбусные маршруты более оптимально и обещали жителям надёжный общественный транспорт с чётким интервалом работы. Кроме того, маршрутки постепенно собирались переместить на окраины, чтобы на самых загруженных направлениях ездил вместительный и экологичный вид транспорта.
Позитивные изменения горожане должны были ощутить уже через полгода, осенью. Ставропольцы с энтузиазмом восприняли грядущие перемены, но головы их опустились так же быстро, как разбирают легендарные блины с лопаты на Масленицу.
В сентябре 2014 года к теме транспортной реформы вернулись вновь. Об идее кольцевого маршрута на Ленина-Мира речи уже не шло, а основной упор был сделан на введении безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Власти города обещали, что кроме специальных карт оплаты расплатиться можно будет с помощью банковских карт и мобильных телефонов.
Собирались в администрации ужесточить требования к проведению конкурса на обслуживание городских автобусных маршрутов. Здесь и наличие собственной ремонтной базы, и обновление автопарка, и повышение культуры обслуживания. Поэтому, когда в очередной раз вам нахамит водитель автобуса или маршрутки, представьте, что могло быть ещё хуже.
Кстати, один из так называемых «трёх китов» транспортной реформы в Ставрополе, о котором заявили городские власти — это введение платных парковок. В общем-то, это единственное, что городским властям удалось сделать. Парковки введены и работают почти хорошо, но это — тема для отдельного материала.
Тем временем, дорогой читатель, мы движемся дальше, и на очереди у нас год 2015-й. Традиции собираться и обсуждать животрепещущие вопросы в Ставрополе очень сильны, но вот с выполнением получается так себе.
В апреле власти города гордо рапортовали, что за год сделали немало. Например, объединили автобусное и троллейбусное предприятия и создали единую диспетчерскую службу. А ещё ввели безналичную оплату проезда при помощи специальной пластиковой карты. Откровенно признаемся, никто из нас за все эти годы такой карты ни разу не видел.
Опять была поднята тема новых требований к частным перевозчикам. Среди них: обязательное наличие навигатора для соблюдения графика перевозок и наличие терминала для безналичной оплаты.
Время шло. Наступил ноябрь 2015-го. И вновь в администрации города решили обсудить транспортную реформу. И опять много говорили о конкурсе по отбору перевозчиков. Мол, процедуры подходят к концу, а одно из условий победы в них — наличие безналичной оплаты проезда. Спустя полтора года в администрации вспомнили и о едином проездном билете на все виды муниципального и коммерческого транспорта.
Этот разговор, практически слово в слово, продолжился и в начале 2016 года. При этом городские власти подчёркивали, что конкурс вытеснит с рынка пассажирских перевозок как недобросовестных перевозчиков, так и «внушительный парк автохлама». Кстати, о водителях-нелегалах. В Ставрополе госавтоинспекторы иногда проводят рейды по борьбе с такими маршрутчиками. И тогда в краевой столице с общественным транспортом начинается самый настоящий коллапс. Причина проста — водители-нелегалы, узнав о проверке, просто не выходят в рейсы.
«Успешное» троллейбусное предприятие
А дальше наступает суровая реальность. Словно по мановению волшебной лопаты палочки разговоры о транспортной реформе постепенно сходят на нет. Единственное, что осталось от громадья планов — это введение платных парковок.
Ситуация же с общественным транспортом стала не просто хуже — она близка к тому, чтобы пробить дно. Беда пришла, откуда не ждали. Троллейбусное предприятие (ну то самое, с которым, как с более успешным, объединили автотранспортное) вдруг оказалось в долгах как в шелках. В конце 2016 года выяснилось, что за последние четыре года администрация вложила в предприятие более полумиллиарда рублей. Крупные вливания были необходимы, чтобы погасить долги и выплатить сотрудникам зарплату. Несмотря на солидное инвестирование, на ситуацию это особо не повлияло: долг в 120 миллионов рублей, который растёт с каждым месяцем.
Глава города даже провёл встречу с работниками предприятия, чтобы совместно найти пути выхода из кризиса. Водители во время общения с Андреем Джатдоевым отмечали, что одна из главных проблем — это наличие огромного числа маршрутчиков-частников, которые перехватывают пассажиров. Глава города пообещал подумать над решением этого вопроса.
В итоге в 2017 году было принято решение выделить почти 200 миллионов рублей, чтобы сохранить СМУТП в городе. Кроме того, был разработан антикризисный план: оптимизация маршрутов троллейбусов, сокращение штата предприятия и контроль над сбором денег. В итоге на весь Ставрополь осталось по пять муниципальных маршрутов троллейбусов и автобусов. Маршрутки с центральных улиц убраны так и не были.
У «разбитого корыта»
В апреле 2017-го администрация бодро отрапортовала о том, что ситуация с троллейбусным предприятием сдвинулась с мёртвой точки — оптимизация помогла. Среди очередных ближайших планов — введение безналичной системы оплаты проезда. Отметим, о возможности рассчитываться в общественном транспорте картой говорили ещё в 2014 году. Ввели безналичную оплату только в 2018-м и только на муниципальном транспорте. При этом работает она ни шатко, ни валко. Между тем ещё в 2015 году в администрации сообщали: одно из главных требований к частным перевозчикам — наличие возможности безналичной оплаты. Либо это требование пересмотрели, либо разрешения частникам выданы в обход закона.
В итоге за те четыре года, которые прошли с начала транспортной реформы, администрация города не сделала практически ничего из обещанного. На дорогах всё также творится полная вакханалия с общественным транспортом: чётких графиков нет, водители-частники гоняют по городу, нарушая правила дорожного движения и перевозки пассажиров. На маршруты, по информации самого муниципалитета, выходят от 300 до 500 нелегалов. И администрация совершенно бессильна как перед ними, так и с реализацией многострадальной транспортной реформы.
 
Евгений Кайбе