чт, 18 апр.
13:00
Ставрополь
+27 °С, ясно
Эксклюзивы

Они сказали своё «Слово»

Статья

21 октября 2015, 15:44

В 1993 году в Ставропольском Дворце детского творчества появилась первая группа ребят, которых актёрскому мастерству стал обучать заслуженный артист России Владимир Владимирович Гурьев.

Наш рассказ — о тех, кто приносит пользу и радость при помощи слова, о тех, кто своей искренней игрой покоряет сердца ставропольских зрителей. Это театр-студия актёрского мастерства «Слово».
— Тогда, в 1990-е, разрушались основы, устои общества. В культуру средства почти не вкладывались, молодёжь была предоставлена сама себе, как говорил Владимир Гурьев, «улице», вот в это время и возникла студия «Слово». Мы, студийцы Гурьева, чувствовали себя очень уверенными. Он всегда верил в нас и говорил, что все мы талантливые, и самое главное, он эти таланты мог раскрывать в любом, и мы верили, что у нас всё получится, — так вспоминает о своём учителе Юлия Пересыпкина, пришедшая в студию в 1994 году. Сейчас Юлия вместе со своим супругом Евгением — тоже студийцем «Слова» — возглавляет театр-студию.
Владимир Гурьев руководил театром-студией в течение 17 лет. За это время «Слово» сыграло более 30 спектаклей по произведениям русских и зарубежных авторов. Игру молодых и талантливых «гурьевцев» ценили зрители — спектакли всегда собирали полные залы.
— У нас было и есть настоящее театральное братство. Обучение в студии длится около пяти лет, принимаются школьники с 14–15-летнего возраста, а также студенты 17-20 лет. После окончания обучения уже повзрослевшие студийцы входят в репертуарную группу, наш театр своих выпускников бережёт, — рассказывает Юлия Пересыпкина. — Они продолжают играть в действующих спектаклях, а также участвуют в создании новых интересных постановок. Владимир Владимирович всегда учил новичков относиться к «старым» студийцам с уважением. Он называл нас «корифеи» или «крокодилы». Когда мы приходили на репетиции, Владимир Владимирович просил молодое поколение встречать нас аплодисментами. Мы смущались и не понимали этого. Не понимали, зачем он это делает. А потом, через много лет, когда его не стало, — поняли. Он воспитал целое поколение людей, которые относились к нам с уважением, как к преподавателям, как к старшим товарищам. И это помогло нам как руководителям студии в первые месяцы после его «ухода» организовать её работу, сохранить творческий коллектив. Наверное, он всё предвидел… — говорит Юлия Пересыпкина.
В 2010 году Владимира Гурьева не стало. Но осталось его детище — студия, последователи.
— За время существования студии через неё прошло около трёх тысяч человек. Десять выпускников студии работают в ведущих театрах страны. Ян Новиков работает в коллективе Иосифа Кобзона, Алексей Щелаковский учится в школе Олега Табакова, Юлия Киршина играет в театре «Сопричастность». Среди выпускников студии много дикторов, режиссёров, сценаристов — тех, кто работает в так называемой «околокиношной» сфере. Но самое главное — все, кто приходил учиться в студию,
научились понимать себя и других, не оставаться равнодушными, — подчёркивает Юлия Пересыпкина.
В репертуаре студии — пьесы различных авторов. Большинство пьес поставлены в технике коллажа — это визитная карточка Владимира Гурьева. Для своих постановок он выбирал основной материал — как правило, произведение русского или зарубежного автора — и усиливал его другими, перекликающимся по теме, произведениями. Так, спектакль «Fandus» («Предвещающий)» поставлен театром в 1997 году на основе трёх пьес — «Игры в фанты» Николая Коляды, «Любовь, джаз и чёрт» Юозаса Грушаса и «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.
Ещё одна отличительная черта и «фишка», придуманная создателем «Слова», — хоровое чтение.
— Это когда студийцы как один читают текст. Казалось бы, ничего особенного, но хор — это единая команда. Хоровое чтение произведения всегда настолько его усиливает, что, как говорят зрители, у них бегут мурашки, — уверяет Юлия Пересыпкина.
Игра актёров ставропольского любительского театра отмечена на многих театральных конкурсах. Коллектив театра-студии «Слово» — лауреат премии Президента России, лауреат Всероссийского фестиваля молодёжных театров «Русская драма». Удостоен премии Союза молодёжи Ставропольского края. Из последних наград — второе место на театральном фестивале «Феникс», проходившем в Ставрополе в сентябре этого года. Евгений Пересыпкин был назван лучшим режиссёром. Актёр Денис Цопарь получил приз за лучшую мужскую роль. На суд жюри театр представил спектакль «Эти свободные бабочки».
Сейчас театр готовит масштабную премьеру сезона — постановку по произведению Михаила Шолохова «Судьба человека».
— Мы сами шьём костюмы и изготавливаем декорации. За свой счёт. Разумеется, пока эта работа продвигается медленно. Нам не хватает средств. И очень кстати пришлась бы помощь и поддержка спонсоров, — замечает Юлия Пересыпкина.
Занятия в студии проходят бесплатно. Сейчас обучение сценической речи и движению в студии проходят 70 человек. Из них 30 — это новички, дети в возрасте от 12 лет. Среди учеников студии есть ребята, которые имеют проблемы с речью. Чтобы помочь таким ребятам, Юлия Пересыпкина получила своё третье образование. Она дипломированный логопед-дефектолог.
— Несмотря на особенности речи, все студийцы занимаются вместе. Они очень быстро адаптируются и быстро всему учатся. Я стараюсь научить их принимать и любить себя такими, какие они есть, не обращать внимания на свои проблемы. Перевести дефекты в плюс. Провожу индивидуальные занятия. Постепенно проблемы сглаживаются и исчезают, — делится руководитель студии.
— Мы рады, что можем быть полезными. Это очень важно — вкладывать силы и средства в молодое поколение. Потому что из них потом вырастают сильные, умные и, самое главное, неравнодушные люди, — говорит Юлия Пересыпкина о своей работе и работе всего коллектива театра-студии «Слово».
Ставропольские зрители могут увидеть спектакли театра студии «Слово» в концертном зале Дворца детского творчества. Расписание спектаклей можно узнать на сайте театра-студии.