чт, 28 март
21:26
Ставрополь
+8 °С, ясно
Эксклюзивы

Останавливайтесь, вас снимала скрытая камера

Статья

19 июля 2016, 11:26

В Ставрополе прошла масштабная операция «Вежливый водитель». На самых аварийно-опасных участках нарушителей ПДД ждали машины скрытого патруля. Вместе с сотрудниками Госавтоинспекции в рейд отправилась и корреспондент информагентства «Победа26» Ольга Осипова.

О создании специализированного взвода по борьбе с «автохамами» краевое управление ГИБДД объявило два месяца назад. За это время, рассказал начальник управления Алексей Сафонов, подразделение доказало свою эффективность — более 1100 нарушителей были оштрафованы. Лично увидеть, как устроено скрытое патрулирование, поговорить с инспекторами и нарушителями ставропольские журналисты смогли во время масштабного рейда 15 июля.
Нашему экипажу достался участок на улице Пирогова, от Тухачевского рынка до 45-й параллели. В пятницу вечером там проезжает довольно активный автопоток. Жители Юго-Западного района возвращаются домой после трудового дня. На многих близость выходных действует расслабляюще, так что сообщение о нарушении инспекторы передают патрульным машинам буквально в первую минуту дежурства. Это сигнал о водителе, который не пристегнул ремень безопасности.
Сотрудники ГИБДД одеты в обычную неформенную одежду, а едем мы в непримечательной «Гранте». Понять, что в машине не обычные горожане, а инспекторы при исполнении, можно разве что увидев в руках пассажира видеокамеру. Авторегистратор для скрытого патрулирования подходит хуже. Ситуация на дороге постоянно меняется, нужно увидеть и снять нарушителей и из своего, и из встречного потоков. Инспектор не только успевает это сделать, но ещё и запоминает и передаёт коллегам по рации номер машины нарушителя.
Посередине нашего участка, напротив «Пятёрочки», стоят несколько обычных патрульных автомобилей ДПС. А рядом уже припарковались первые выявленные нарушители. Остановившись, спрашиваем, есть ли необходимость показать видеозапись водителям, проигнорировавшим правила дорожного движения.
— Нет, все согласны, что остановили их правильно, — говорит один из патрульных.
А мы едем дальше, разворачиваемся, и вдруг идущая навстречу машина подмигивает нам, предупреждая о посте ГИБДД, который расположен впереди. Взаимовыручка водителей распространяется и на скрытый патруль.
Улица Пирогова совсем недлинная, чуть более полутора километров в один конец. Но поток с каждым нашим кругом всё плотнее. Рация, кажется, не умолкает. Сообщения о нарушителях идут одно за одним: «Чёрный «Форд» 058 — тонировка, коричневый «Опель Астра» 176 — дети без кресел, Нисан x-trail 311 — завернул на парковку через сплошную».
Всех нарушителей встречаем через пару минут около патрульных машин. Кто-то рассказывает, что ушёл от патрулей на Кулакова и Доваторцев, а здесь всё же попался.
Впрочем, в паре случаев при остановке обнаружилось, что у автомобилистов всё в порядке: и тонировка сделана не кругом, и ребёнок пристёгнут к удерживающему устройству. Тогда инспекторы желали хорошей дороги и отпускали водителей.
Около патруля ДПС рядом с «девятками» и «Приорами» стоят «Мерседесы» и «Ауди». Инспекторы выполняют указание начальства и останавливают за конкретное нарушение ПДД, невзирая на «корочки» и материальное положение водителей. Журналистам перед рейдом рассказали, что за два месяца работы взвода на нарушениях попались сотрудники всех силовых служб. Все нарушения задокументированы и переданы дальше по инстанциям. И на них последовала серьёзная реакция.
На обочине среди других нарушителей припаркована белая наглухо затонированная «Приора». Её водитель наотрез отказывается снимать плёнку. Спрашиваю, как часто его останавливают за тонировку.
— Да я так уже почти год езжу. Не останавливают обычно. Мне так удобно, потому что солнце светит, а в очках не могу ездить, у меня глаза болят. Я затонировал стекло и поехал спокойно, и не вижу в этом какого-то сверхъестественного преступления. Ну вызвала машина сомнения, остановил инспектор, всё проверили, багажник открыли. Всё. Счастливого пути.
— Тонировку не будете снимать?
— Ну если протокол не будут составлять, тогда сниму и поеду. Но, видите, уже начали составлять.
— Если вы требования нашего не выполните, то будете привлечены по статье 19.3 административного кодекса «Невыполнение законного требования сотрудника полиции», — вмешивается в разговор инспектор.
— Ну у меня же есть время, я могу в течение суток…
— Нет у вас времени, вы обязаны выполнить незамедлительно требование сотрудника полиции. Для того, чтобы устранить плёнку, не нужны специальные навыки.
— Хорошо, я сдираю тонировку, и у меня остаются следы клея…
— Во-первых, от такой плёнки следы клея не остаются, а во-вторых, вы можете доехать до первой мойки, где вам и устранят этот клей.
— А что помешает второй вашей машине меня остановить через 20 метров за следы клея?
— Следы от клея ничем не препятствуют обзору видимости, — завершает разговор инспектор.
Молодой человек уходит снимать тонировку. А потом говорит мне, что ему наплевать, штраф со скидкой за быструю оплату — всего 250 рублей, а у него друг тонировкой занимается. Так что скоро чёрная плёнка опять будет скрывать салон его автомобиля от окружающих.
Тем временем рядом останавливается «Нива», у которой на буксире ещё одна «Приора». На этот раз без номеров. У её водителя день явно не задался. Парой часов ранее он попал в ДТП.
— Въехали сзади, догнал машину спереди. Вот номера и отлетели, лежат теперь в багажнике, — объясняет он и добавляет в сердцах: — получается, буксировать машину незаконно?
— Буксировать законно, но нужно было прицепить номера так, чтобы их было видно с 10 метров, — говорит инспектор.
Один из нарядов в это время собирается и уезжает. Оказывается, неподалёку столкнулись два автомобиля, и теперь их водители устроили драку.
Пока на посту затишье, опять сажусь в машину скрытого патруля. Уже привычную дистанцию начинаем проходить быстрее, но и результат меньше. Все водители уже разъехались по домам.
— Говорят, что в ваш спецвзвод набирали только инспекторов из других регионов, чтобы не было связи с местными и их нельзя было подкупить, — начинаю разговор.
— Это хорошо, что так говорят. На самом деле просто выбрали лучших из лучших, а потом они ещё дополнительно прошли подготовку по контраварийной езде.
— А за какие нарушения чаще всего специализированный взвод останавливает?
— В основном за те, которые создают аварийную ситуацию на дороге, — выезд на встречную полосу, проезд на красный, объезд пробок по обочинам, гонки по ночам. Ещё ночью часто пьяных останавливают. Скрытый патруль дежурит у клубов, баров, ресторанов. Очень эффективно получается.
И тут наш разговор прерывает срочное сообщение по рации. Участники драки после ДТП на Перспективном не успокоились. Наоборот, теперь там «назревает массовая драка на 30 человек». Когда мы приезжаем, на месте аварии уже спокойно, но метрах в 30 стоят группки людей. Не очень понятно, это потенциальные участники драки, случайные прохожие или просто досужие зеваки.
Оказалось, что всё произошло из-за того, что водитель «Шевроле» притормозил, чтобы пропустить машину, которая поворачивала во дворы. В этот момент в иномарку врезалась «шестёрка». Парни из российской легковушки решили разобраться с водителем «Шевроле». Сначала его обвиняли в том, что из-за него «шестёрка» разбита, а потом и в том, что он якобы украл из отечественного автомобиля 300 тысяч рублей. Решить проблему на словах не получилось. Ситуация разрядилась только после приезда ДПС и полиции.
Убедившись, что массовой драки не будет, возвращаемся на дежурство. В это время поступает общая команда «активизировать контроль за пешеходными переходами». В тот вечер трое горожан попали под колёса автомобилей. Так что последние полчаса дежурства проводим, припарковавшись в 30 метрах от зебры. В основном редкие машины останавливаются заблаговременно, но есть и те, про которых по рации сообщают патрульным. А они уже составляют протокол о нарушении.
За восемь часов рейда в этот день было оштрафовано 250 водителей. Примерно десятая часть из них пришлась на наш экипаж. В этот вечер инспекторы остановили 84 любителя полностью затонировать автомобиль. За непропуск пешеходов было составлено 15 административных материалов. Без специальных устройств перевозили детей в 30 машинах. А ещё двое получили наказание за езду в пьяном виде. За неисполнение требований инспекторов четверо водителей доставлены в дежурную часть. Им грозит до 15 суток ареста.
Уже скоро ещё один такой масштабный рейд пройдёт в Кавказских Минеральных Водах. Но расслабляться не стоит и другим автомобилистам. Скрытый патруль работает по всему Ставрополью.