Тема дня: Бесплатная иммунизация охватит 1,2 миллиона ставропольцев

Оживающая история: удивительные экспонаты ставропольского мультимедийного музея

31.01.2018, 16:03 Ставропольский край
За пять месяцев работы в Ставрополе исторического парка «Россия — Моя история» здесь побывали 147 тысяч человек. Это второй в стране показатель по посещаемости аналогичных музеев: ставропольский уступает только московскому. Секрет в том, что мультимедийные экспозиции оказались интересны не только жителям края, но и гостям из других регионов, и даже иностранным делегациям. Привлекательность этого места объясняется просто — здесь оживает история.

На пороге истории

Во второй половине выходного дня гардероб исторического парка полон вещей. Судя по их количеству, здесь одновременно собрались несколько сотен человек. Но толпы и очередей не видно. Внутри тихо, как в музее, и минималистично, как в новеньком аэропорту. Стены аккуратно выкрашены в ненавязчивый серый цвет, а свисающие с потолка синие таблички указывают основные направления.

Оказавшись перед ними, чувствуешь себя богатырём на распутье: налево пойдёшь — в 20 век попадёшь, направо пойдёшь — царские династии найдёшь. Но раз уж историю принято учить по порядку, в путь следует отправляться из Древней Руси.

Из глубины манящего полумрака пробиваются полоски света. Шагнув за турникет, будто попадаешь в параллельную вселенную или компьютерную игру: повсюду цветные лучи, проецирующие изображения на все возможные поверхности. На полу нарисованы стрелки, прокладывающие маршрут, а рядом с ними обозначены места для просмотра экспозиций.

Первым на пути оказывается стол с проекцией руки. Вытянутую ладонь опускаю на изображение и вздрагиваю.

— Девушка, нельзя прикасаться! — взволнованно одёргивает меня смотритель.

Только тогда понимаю, что спускающиеся сверху лучи реагируют просто на движение. Чтобы управлять историей, не обязательно к ней прикасаться.

Перед глазами разворачивается сюжет из прошлого. Время движется вперёд вместе со славянскими племенами, а ты невольно погружаешься в происходящее.

Погружение в прошлое

Вокруг спокойно и размеренно ходят реальные люди. Разговаривают шёпотом, стараясь не мешать окружающим встречаться с прошлым. Кто-то вместе с друзьями разглядывает стенды, а кто-то в гордом одиночестве изучает необычные экспонаты. Тут и молодые пары, и студенты, и школьники, и семьи с детьми самого разного возраста, и пожилые люди.

Склонившись над сенсорным столом, мальчик лет одиннадцати заканчивает тест «Из варяг в греки» и отправляется дальше. Встаю на освободившееся место, и по команде «начать» отправляю ладью в плавание. Пока справляюсь с вопросами, лодочка размеренно плывёт вдоль поросших травой берегов русских рек и озёр. Из шести вопросов на каждый отвечаю верно. Зачётов здесь не ставят, но результат всё равно радует.

Чуть поодаль центральных столов горят мониторы информационных киосков, где можно почитать об исторических событиях. Их экраны работают по принципу смартфонов и планшетов — требуют тактильного контакта, а потому одним движением пальца можно перейти от чьей-то биографии к описанию целого периода.

По залам музея от славянских племён незаметно перехожу к крещению Руси и династии Рюриковичей.

— Ой, а тут прямо на полу война какая-то разворачивается! — выпаливает девушка, глядя на расползающееся у ног пламя.

Озираюсь вокруг и понимаю — добрались до раздробленности Руси, вот откуда пожарища и выжженная земля.

Каждый зал нишами и ширмами разделён на десятки мини-экспозиций, поэтому нет ощущения, что вокруг многолюдно — посетители плавно перетекают от стола к столу, скрываясь из вида.

В центре одной из экспозиций завлекающе высвечиваются обложки пяти крупных сражений.

— Ух, ты! — восклицаю неожиданно для самой себя.

Куликовская битва, Ледовое побоище, битва при Молодях, Невская битва и разгром хазарского каганата. К ним хочется в буквальном смысле прикоснуться, чтобы стать свидетелем. Одним движением руки начинаю Ледовое побоище. По разные стороны экрана-стола появляются полководцы, описание места сражения и его причины. А следующим касанием уже запускается бой.

Вот несутся навстречу друг другу всадники, начинается битва, а вскоре воды Чудского озера поглощают войска противника. Будто с соседнего холма видно как сражается дружина Александра Невского. И только когда победа одержана, понимаю, что позади меня стоят несколько человек, с не меньшим интересом наблюдавших за боем.

Помимо проекций, стены заполнены небольшими полотнами с высказываниями известных людей об исторических событиях и личностях. Прочитать хочется всё, но если это делать, в музее можно поселиться на несколько дней.

Всё время пока хожу по выставке, где-то под потолком лёгким эхом разливается низкий мужской голос. Он не мешает, но заинтересовывает. Источник звука обнаруживается у входа в кинозал. Потолок здесь куполообразный, именно на него проецируются документальные фильмы, как раз озвученные таинственным баритоном. По периметру круглой площадки расставлены кресла-мешки, где сидят зрители. Досмотрев один фильм, они начинают выбирать следующий. Прохожу через зал и двигаюсь дальше, а голос снова растворяется.

Спешно миновав Смутное время, добираюсь до Романовых. Именно в этой части экспозиции появляется, так называемый, региональный компонент. Ставропольская история обретает место в музее в момент закладки Азово-Моздовской оборонительной линии, становясь частью истории российской.

На последнем этапе ждёт встреча с золотым веком русской словесности, театром с системой Станиславского, великой музыкой и непревзойдённым балетом. Вот он — расцвет русской культуры, общемировая любовь, уважение и восхищение. Потом всё изменится. Но это произойдёт уже в следующем зале.

Свидетели времени

Последнему столетию отведена почти половина музея. Период с 1914 по нынешний год разобран чуть ли не по дням. У входа в него встречает мультимедийный стол в форме огромной чаши. На её поверхности мелькают лица политиков, солдат, а по кромкам этого сосуда внутрь стекает кровь — пусть и ненастоящая, она напоминает об ужасах Первой мировой войны.

Голос сверху ведёт рассказ об итогах четырёхлетнего кровопролития: «С карты мира исчезли сразу четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Россия и Германия потеряли по 7 миллионов убитыми, ранеными и пленными».

В этом зале история не только в изображениях, проекциях и картинках — она в деталях.

— Что такое сто лет для истории? Это же очень мало, — говорит проходящая мимо девушка своему спутнику.

— По сравнению с прошлым залом, — вообще ничто, — заключает её собеседник.

Сто лет для истории — это мгновение, но огромный срок для человеческой жизни. Все события в этой части музея хорошо знакомы, подробно изучены, а оттого уж очень пугающи: революция, гражданская война, репрессии, голод.

Дальше Вторая мировая и её значительная часть — Великая Отечественная война. За сражением под Сталинградом уже не наблюдаешь, как за кажущимся далёкой «сказкой» Ледовым побоищем. Если ты видел глаза воевавших людей и слышал их рассказы, страх понемногу проникает и в тебя. В этой части зала очень просторно и хороший обзор, но людей вокруг нет. Они минуют эту часть выставки достаточно быстро.

В экспозиции, рассказывающей о годах гонения на церковь, со стен на посетителей смотрят лики святых. Подёргивается огонь зажжённых свечей, — как в храме, когда открывается дверь. Атмосфера оказывается настолько естественной, что кажется, здесь пахнет ладаном. Но это только разыгравшееся воображение.

Но не всё так мрачно в ХХ веке и в этом зале. Страна восстаёт из руин и живёт мирно. Там, где становится светло и радостно, появляются люди. Они увлечённо знакомятся с Советским Союзом. На интерактивном стенде подростки собирают автомобиль: они крутят макет, пытаясь правильно прикрепить к нему колёса.

У электронного киоска маленькая девочка знакомится с мультфильмами. Она пока не достаёт до сенсорного экрана, и чтобы рассмотреть изображения встаёт на носочки. А всякий раз, когда малышке нужно на что-то нажать, её поднимает мама.

На одну из стен проецируется старый добрый советский телевизор, на экране которого мелькают кадры Олимпиады-80 — идут соревнования на брусьях среди спортивных гимнасток. Чуть поодаль, в другом углу экспозиции молодой человек листает книгу, на которую с потолка проливается электронное изображение. При каждом переворачивании страницы картинка оживает и меняется.

Меняются годы, времена, поколения. Перед глазами мелькает электрификация страны и создание ядерных боеголовок, проносятся жизни диссидентов и война в Афганистане.

А потом наступает перестройка. Проголосовать на референдуме за сохранение СССР можно и сейчас: просто выбираешь нужный вариант, и твой голос отправляется в урну. Он ничего не решает, но хочется почувствовать свою причастность.

Сенсорный стол показывает реальные результаты и нынешние. Они немного отличаются, но большинство людей и тогда, и сейчас предпочли бы сохранить Советский Союз. Однако, у истории свой взгляд на жизнь.

Потом наступят 90-е с криминалом, очередями в валютообменники, развалившимися комбайнами. Будут военные операции в Чечне, теракты и многое другое. Дальше наступят «жирные нулевые» и нынешние дни с Олимпиадой в Сочи, присоединением Крыма и всем, что происходило на наших глазах.

Уже за пределами зала понимаю, что от обилия информации просто кружится голова. Сюда нужно приходит несколько раз, чтобы знакомиться с прошлым постепенно — нельзя усвоить уроки столетий всего за пару часов.

А историческая летопись продолжает писаться прямо сейчас, чтобы вскоре пополнить экспозиции ставропольского мультимедийного музея.

Ещё больше фотографий музея «Россия — Моя история» в нашем репортаже.

 

Виктория Орлова

Фото: Денис Аликов

Восполняющие потерю Как в Ставрополе создают киберпротезы и делают сложные операции при помощи дополненной реальности
«История живёт с вашей помощью» На Ставрополье прибыли австрийские учёные. Они обсудили с российскими коллегами сохранение исторической памяти, свободу слова и работу пропагандистской машины.
Сбежал по собственному желанию На Ставрополье покинул свой пост очередной глава муниципалитета, который не справился с управлением на вверенной ему территории. Глава города Лермонтова Евгений Нуйкин не смог разрешить ситуацию с возможным отключением города от теплоснабжения перед холодами и подал в отставку.
Когда олень на Стрижаменте свистнет Корреспондент «Победы26» прошла по экотропе на горе Стрижамент вместе с егерем и послушала истории о лесных законах, подсчёте зайцев, чесночном мёде и старинном надгробии.
Разрушители мифов Почему первоклассный программист должен быть ещё и хорошим философом и как научно-популярные лекции помогают разрабатывать бизнес-проекты?
Цель – устойчивый рост пенсий Как региональные власти отреагировали на послание Президента
В поисках совести На Ставрополье продолжают бороться со злостными алиментщиками
Когда звонит незнакомец: как защититься от телефонных мошенников Жители нашего региона всё чаще становятся жертвами злоумышленников, которые звонят им и под разными предлогами пытаются выманить крупные денежные суммы.
Да будет жизнь! В малые населённые пункты Ставропольского края приходит долгожданная вода
В шаге от мечты Как юмористы из Ставрополя дошутились до финала Премьер-лиги КВН
«Ваше присутствие нежелательно» Как на Ставрополье поступают с нелегальными мигрантами
«Загляни в глаза, и ты всё увидишь»: история успеха ставропольского шансонье В июле зрители телеканала «Шансон ТВ» в программе «О чём поёт страна» увидели четырёхминутный клип под названием «Город Креста». Его автор – ставропольский исполнитель Игорь Душкин – спел о любви к краевому центру, рассказав о «тихом, спокойном, уютном и вечнозелёном городе», где он прожил лучшие годы своей жизни.