чт, 28 март
12:34
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Первым делом самолёты

25 июня 2019, 17:41Статьи
Фото:

Легко ли быть бортпроводником? Где учат? И каково это, работать в облаках? На эти и другие вопросы корреспонденту «Победы26» ответила ставропольчанка Елизавета Мацаева.

Девушка с детства мечтала стать бортпроводником. По примеру своей тёти она хотела объездить весь мир, а из командировок привозить яркие фотографии с достопримечательностями из разных уголков. Так и случилось.
Бросив всё в родном городе, девушка устремилась в Москву. Именно в столице начался её путь к осуществлению заветной мечты. Бортпроводником Елизавета работает почти три года и сейчас трудится в чартерной авиакомпании Royal Flight.
— Как устроиться бортпроводником? С чего начать?
— Сначала просто приходишь на собеседование. Работодатель смотрит на твои личностные качества, спрашивает об опыте работы с людьми — бортпроводник должен хорошо коммуницировать и функционировать в команде. При устройстве учитывают как внешние данные, так умственные и физические способности.
Если всё складывается, идёшь на медкомиссию. После того, как подтвердят, что ты годен к работе, начинается специальное обучение. И тут нас учат всему: начиная от конструкции самолёта и заканчивая сервисом. Будущим бортпроводникам рассказывают, как проводить эвакуацию, что делать при пожаре и разгерметизации самолёта, как принимать роды, что нужно и нельзя делать, если на борту окажутся террористы и многое другое.
— С чего начинается, как проходит и чем заканчивается твой типичный рабочий день?
— Мы приезжаем в аэропорт за два или два с половиной часа до вылета. Вся бригада собирается в специальной комнате — брифинговой. Там старший бортпроводник распределяет обязанности: кто будет отвечать за кухню, кто встречает пассажиров и так далее. Потом повторяем аварийно-спасательные процедуры и оборудование, проходим врача, идём на границу и в самолёт. Там принимаем еду, бытовое оборудование и готовимся к встрече пассажиров. По прилёту, если это командировка, сдаём самолёт другой бригаде и едем в гостиницу на размещение. А если это разворотный рейс, то сдаём всё и едем домой.
— Сколько перелётов может быть за день и месяц?
— График всегда получается разный. Зависит от расписания рейсов и личного плана. За месяц бортпроводник максимум может налетать 90 часов. Меньше — да, больше — нет. За день, как правило, не больше двух полётов.
— Бортпроводники много путешествуют. Удаётся ли между рейсами что-нибудь посмотреть в новом городе?
— Удаётся, если это командировка. Например, мы можем прилететь в какую-нибудь страну и несколько дней там находиться. Конечно, тогда мы успеваем посмотреть всё, что хотим. Если времени на отдых мало то, тут уж приходится выбирать между сном и прогулкой. Но у нас есть рейсы «туда и обратно» — разворотные. В таком случае, естественно, ничего не успеешь посмотреть.
— Легко ли взять себе незапланированный выходной или отгул, работая бортпроводником?
— В этом плане непросто. Выходной или отгул нужно согласовывать с начальством за несколько недель. Дело в том, что план полётов составляется заранее, чтобы у нас было определённое количество часов. Поэтому мы стараемся решать свои вопросы на выходных.
— Ты летаешь за границу. Наверняка для работы необходимо знание английского языка. Это обязательное требование или можно отделаться базовым уровнем?
— Знание английского язык действительно необходимо, чтобы общаться с пассажирами или наземным персоналом за границей. Хотя бы на минимальном уровне. К счастью, с этим проблем у меня не было. В институте я училась на факультете романо-германских языков. По образованию — переводчик.
— Какие требования к внешнему виду у бортпроводников?
— Если это касается девушек, то обязательно должен быть дневной макияж. У нас в авиакомпании разрешена красная помада и красный цвет лака на ногтях, а также светлые тона и френч. Волосы должны быть собраны в «пучок» или косу. С распущенными можно, если они до плеч. У каждого бортпроводника обязательно должны быть часы на руке и бейджик на форме. Допускается носить не более двух колец на пальцах, в ушах — аккуратные серьги, чаще всего это гвоздики.
— Какие пассажиры чаще всего запоминаются в рейсе?
— Дети, пожалуй. В конце рейса они подходят, обнимают, дарят рисунки с самолётом и надписью «Спасибо». Также запоминаются пассажиры, которые делают комплименты. Кстати, чаще всего — это девушки. Например, они говорят, что у нас красивая форма и хороший парфюм.
— Как сказывается на здоровье твоя работа?
— Как и у многих, у бортпроводников есть свои профессиональные болезни — это варикоз и больные ноги, а также хронический недосып.
— Расскажи, какие есть приметы у бортпроводников?
— Бытует мнение, что перед рейсом бортпроводнику ничего нельзя зашивать на форменной одежде. А ещё вы никогда не услышите от нас слово «последний», только «крайний». Например, крайний рейс.
— Как долго можно работать бортпроводником? Какие у тебя планы на будущее?
— Бортпроводником можно работать до того момента, пока тебе позволяет здоровье. Пока я не решила, чем бы хотела заниматься в будущем. Сейчас я лишь хочу работать и наслаждаться своей профессией.
 
Фото: личный архив Елизаветы Мацаевой
Иллюстрации: Поленка Тарасевич