чт, 28 март
21:44
Ставрополь
+8 °С, ясно
Эксклюзивы

«Помогите, нас заливает кипятком»: хроника одного вечера ставропольской многоэтажки

18 апреля 2018, 11:02Статьи
Фото:

8 апреля около 17:30 в доме по адресу Шпаковская, 121 случился самый настоящий апокалипсис, правда, местного масштаба. У одного из жителей произошла авария — сорвало полотенцесушитель, и на пол хлынул кипяток. «Победа26» выясняла все подробности этой многочасовой «горячей» эпопеи.

Подъезд, в котором случился потоп, встретил нас сильнейшим запахом сырости, который ещё долго будет приветствовать каждого заходящего сюда человека. Жительница многоэтажки Ольга Четвергова, которая и придала историю огласке в социальных сетях, предлагает сначала заглянуть в подвал. Чтобы попасть внутрь, необходимо аккуратно ступать по небольшим островкам из плиток и паллет. В противном случае можно по щиколотку оказаться в воде. На вентилях — никаких маркировок, в опасной близости от воды электрический щиток с надписью «Система АВР». Расшифровывается как «автоматического ввода резерва».
— В воскресенье вечером мы с мужем подъехали к дому и увидели, как с верхних этажей валит пар. Выяснили, что на 10 этаже у соседа сорвало полотенцесушитель. У себя всё, что мог, он перекрыл, но кипяток продолжал литься. Пытались попасть в подвал, но он был закрыт на замок, а ключи только у директора ТСН, — рассказывает Ольга. — Куда звонить в случае аварии мы не знали. Никаких информационных табличек с номерами телефонов экстренных служб в доме нет.
Мы снова идём в подъезд. Ощущение, что запах сырости забирается под одежду и останется с нами навсегда. По словам Ольги, уборщица уничтожила следы потопа, однако кое-где они всё же заметны — с 10 этажа вода добралась до пятого, а оттуда по стенам лилась на улицу и в подвал.
— Директору ТСН долго не могли дозвониться. Потом он приехал, пьяный, начал ругаться с жителями дома вместо того, чтобы решать проблему. Дозвонился в какую-то компанию, и оттуда приехали специалисты, которые в конце концов остановили горячий фонтан, — отмечает Ольга Четвергова. — После этого мы до двух часов ночи боролись с последствиями потопа.
Нам удалось пообщаться и с директором ТСН «Парковый» Мусалином Шогеновым:
— Скажите, вы по каждой утечке в квартире в Ставрополе звоните и узнаёте, да?
— Не по каждой, но это достаточно громкий случай.
— Это не громкий случай, это бытовая утечка в квартире из-за неправильно установленного полотенцесушителя собственником квартиры. Полотенцесушитель не является общедомовым имуществом. Есть определённые требования, по которым он должен быть установлен. И за него отвечает исключительно собственник квартиры.
— Но люди не могли остановить воду, которая лилась?
— С момента получения сообщения было прозвонено в обслуживающую фирму, с которой есть договор. Специалисты приехали в течение 20 минут. С момента прибытия до момента устранения прошёл один час и пять минут.
— Насколько я знаю…
— Вы очень плохо знаете, поэтому давайте не будем насчёт этого дискутировать. По данному факту есть федеральные, краевые и муниципальные органы, которые могут заниматься проверкой. По данному факту проводится проверка МВД. Поэтому давайте оставим это дело профессионалам, которые дадут соответствующее заключение.
— Вы поймите, я одну сторону выслушал и хочу выслушать вас, но вы отказываетесь.
— Я не отказываюсь. Там был пьяный житель дома, который вёл себя неадекватно, рвался к общедомовому оборудованию. При вызове сотрудников полиции ему вдруг сделалось плохо. Женщина, которая развела весь этот сыр-бор живёт этажом ниже, практически не пострадала, насколько я знаю. Пытается просто решить проблему своего мужа привлечением внимания ко всему этому. Поэтому не надо всему тому, что написано, верить.
По словам начальника краевого управления по строительному и жилищному надзору Валерия Савченко, полотенцесушитель, из-за которого всё и началось, был установлен самовольно собственником квартиры. Однако вопросы у стройжилнадзора есть и к председателю ТСН, который заключил договоры с аварийными службами, но не развесил информационные щиты о том, как с ними можно связаться.
К слову, у «непострадавшего», по словам Мусалина Шогенова, соседа испорчена дорогая мебель, а на натяжном потолке вода. Чтобы выкачать её оттуда, необходимо вызывать специалистов, чьи услуги тоже не бесплатны.
Однако больше всего вопросов у жителей дома не к затопившему их соседу. И даже не к директору ТСН. Сильнее всего их интересует, почему от начала аварии и до прибытия специалистов, а это около полутора часов, к ним никто не приехал и никак не помог. Частники отказывались, а в 112 сразу заявили, что это не их юрисдикция. Однако руководитель комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Ставрополя Виктор Янчук заявил, что служба 112 сделала со своей стороны всё возможное.
— Мы не отказывали жителям дома в помощи. Направляли туда и управляющую компанию, и сантехников, поставили в известность главу района, замглавы города. Но было не совсем понятно, какую именно помощь хотели получить люди. Спасатели — это не сантехники. Они занимаются различными ситуациями, которые действительно связаны с риском для жизни людей. Люди звонили и просили перекрыть воду, а не вскрыть, например, замки в подвале или в котельной. Даже если бы мы приехали взламывать дверь, то туда бы вызывали участкового, старшего дома. Но здесь даже запроса такого не было, — подчёркивает Виктор Янчук. — Нельзя говорить, что нам звонили, а мы не помогли. В данном случае жизни и здоровью людей ничего не угрожало. Да, течёт вода, кипяток, но жители вполне адекватные, могут отойти в сторону.
Мнение эксперта
— В такой ситуации председатель ТСН должен был сказать, куда звонить или же звонить в аварийные службы сам. По закону администрация города контролирует, чтобы у всех управляющих организаций были заключены договоры на аварийное обслуживание. Служба должна приехать в течение часа и принять меры по устранению поломки. Пока она окажется на месте, председатель должен самостоятельно отключить всё в подвале, — рассказывает председатель одного из ТСЖ Ставрополя Алла Седых. — Везде должны быть сбросники. С их помощью можно сбросить давление в трубах и слить воду в подвал. Также должна быть в порядке запорная арматура. На это нужны деньги, собственники не всегда готовы их собирать, но она необходима как раз для таких ситуаций.
Закон говорит, что обслуживающая организация обязана следить за содержанием дома. В это входит обязательный обход помещений два раза в год, в том числе и поквартирно, чтобы проверить состояние стояков. Раз в год проходит общее собрание членов ТСН, которые принимают тариф на один квадратный метр за обслуживание и текущий ремонт. Инициировать общее собрание жителей может любой собственник. Только вот возмущаться все любят, а организовать собрание нереально.
Вместо послесловия
Конечно, можно много говорить о том, что в доме должен быть порядок, что его жители должны быть более ответственны, что спасатели — не сантехники и сделали всё от них зависящее. Но в итоге на примере по сути обычной бытовой ситуации, как бы страшно это не звучало, мы увидели локальное Кемерово. Полтора часа жители многоэтажки звонили по всем телефонам, которые находили в интернете, просили о помощи и не могли её получить. По сути люди оказались не нужны никому. К счастью, в этой истории обошлось без жертв. Но сколько ещё мы должны надеяться на «авось»?
P.S. 16-го апреля в социальных сетях появились новые видеоролики из злосчастного дома: на кадрах видно, как из батарей в подъезде льётся вода. По словам жительницы дома Ольги Четверговой, в этот раз для приезда сантехника хватило 20 минут.
 
Евгений Кайбе
Фото — Родион Колчанов