чт, 28 март
18:09
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

«Посадку запрещаю»: что делать, если самолёт отправили на запасной аэродром

22 января 2018, 11:19Статьи
Фото:

Так уж вышло, что, когда вылетаешь из Москвы или Стамбула в Ставрополь в период с ноября по март, существует вероятность попасть куда угодно, только не в Ставрополь. Люди, которые часто летают из краевой столицы, знают, что в эти месяцы аэропорт бывает закрыт по метеоусловиям, а конкретно — из-за знаменитого ставропольского тумана, наглухо парализующего работу воздушной гавани.

Откуда вообще берётся туман и как узнать, работает ли аэропорт?
С точки зрения метеорологии этот самый ставропольский туман — это просто низкая облачность. Обусловлена она тем, что Ставрополь стоит на возвышенности. Аэропорт при этом расположен чуть ниже города, из-за чего нередки ситуации, когда в Ставрополе светит солнце, а в его воздушной гавани чуть ли не нулевая видимость.
Кстати, о видимости. У каждого аэропорта имеются свои показатели погоды, в зависимости от которых он принимает или не принимает самолёты. Это называется метеоминимумом. Чем выше категория метеоминимума, тем хуже могут быть погодные условия, в которых на этом аэродроме можно посадить лайнер. Большая часть современных воздушных судов способна выполнить полностью автоматическую посадку при даже нулевой видимости, однако в мире пока не существует хабов, способных обеспечивать приём самолётов в таких ситуациях.
Что до ставропольского аэропорта, то он относится к I категории метеоминимума. Это значит, что для безопасной посадки видимость на взлётно-посадочной полосе должна составлять не менее 550 метров. Кроме того, нижняя кромка облаков должна находиться как минимум в 60 метрах от земли. Если видимость падает ниже этих цифр, прибывающие самолёты либо отправляются на запасные аэродромы, либо кружат в ожидании улучшения погоды.
Узнать о том, работает ли ставропольский аэропорт, можно на его официальном сайте https://flystw.com/. Если погода ухудшится, на главной странице сайта появляется информация о текущей видимости в аэропорту и возможных задержках рейсов. Узнать погодные условия можно и на специализированных сайтах вроде AllMetstat (погоду в Ставрополе проверяем здесь: http://ru.allmetsat.com/metar-taf/russia.php?icao=URMT).
Ставропольский аэропорт закрыт из-за плохой погоды. Куда отправят самолёт?
Для ставропольского аэропорта есть два запасных аэродрома: Минеральные Воды и Краснодар. Иногда используется и сочинский аэропорт, но туда самолёты отправляют редко.
Выбор запасного аэродрома зависит от метеопрогноза. В Минеральные Воды самолёты отправляются, когда улучшения погоды в Ставрополе не ожидается в течение нескольких часов. В Краснодар же лайнеры уходят, если видимость нормализуется в ближайшее время.
Самолёт перед нами сел в Ставрополе, а нас отправили в другой город. Почему?
Как правило, на это есть две причины. Во-первых, уровень подготовки пилотов. Как и у аэропортов, у пилотов воздушного судна есть свой метеоминимум, или, иными словами, уровень допуска к посадке при различной видимости. Возможно, у самолёта, севшего ранее, более квалифицированный экипаж, допущенный к посадке в условиях столь низкой видимости.
Кроме того, не стоит забывать про «окна» — просветы в тумане, когда видимость резко увеличивается. Держатся такие просветы недолго, поэтому часто бывает, что один самолёт успевает проскочить и совершить посадку, а идущий следом — нет.
Наш самолёт приземлился на запасном аэродроме. Что будет дальше?
Помните, что авиакомпания обязана доставить вас в пункт назначения, и никто не бросит вас в другом городе. Поэтому в случае ухода на запасной аэродром есть два варианта: пассажиров доставят в конечный пункт либо на специально арендованном автобусе, либо на самолёте, при условии улучшения видимости.
Первый вариант связан с дополнительными тратами для авиакомпании, поэтому её представители будут всеми силами стараться отправить вас самолётом, даже если для этого придётся подождать несколько часов. Однако если прогноз неутешительный — приготовьтесь совершить поездку до Ставрополя на автобусе.
После посадки на запасном аэродроме нас не выпускают из самолёта. Что делать?
Как это ни странно, но выпускать из самолёта вас никто не обязан. Тем более, если в аэропорту Ставрополя в ближайшее время ожидается улучшение погоды. Так что вполне нормально просидеть в самолёте и час, и два. Впрочем, даже если вылета в ближайшие часы не предвидится, сразу покинуть воздушное судно у вас тоже вряд ли получится. И на это есть свои причины.
Любой самолёт, совершивший посадку на запасном аэродроме, нарушает режим работы этого самого аэродрома, ведь он не вписывается в существующее расписание. И если вас не выпускают из самолёта, скорее всего, зал выдачи багажа или зал ожидания заняты пассажирами, вылетающими регулярными рейсами. Так что, даже если вас и решат выпустить из самолёта, придётся подождать.
На запасном аэродроме нас отправили в зал ожидания. К кому обращаться за информацией?
В случае если по прилёту на запасной аэродром у вас возникли претензии или вопросы относительно ваших дальнейших действий — обращайтесь к представителю авиакомпании. Узнать, где находится её офис, можно либо у сотрудников аэропорта, либо на схеме терминала.
Если представительства нужной авиакомпании в аэропорту нет, позвоните по телефону горячей линии, указанном на сайте перевозчика. Можно также обратиться к авиакомпании в социальных сетях, благо группы и аккаунты там есть почти у всех.
Я хочу сойти с рейса на запасном аэродроме. Это возможно?
Возможно, если у вас только ручная кладь. В этом случае никто не мешает вам покинуть зал ожидания и отправиться по своим делам. Главное, не забудьте сообщить об этом сотрудникам авиакомпании. Но вот если вы путешествуете не налегке, забрать свои вещи из багажного отделения на запасном аэродроме точно не получится. Просто потому, что никто не будет разгружать самолёт ради пары ваших чемоданов.
Подводя итоги, скажем, что от таких обстоятельств не застрахован никто. Особенно если летишь в Ставрополь. Особенно — с октября по апрель.
Главное — оказавшись в подобной ситуации, помните, что пилоты будут всеми силами стараться посадить самолёт в аэропорту назначения. Даже если для этого придётся покружить над городом в ожидании «окна». Ведь уход на запасной аэродром связан с дополнительными тратами: расходом топлива, оплатой стоянки в аэропорту, да и схема полётов, по которой в дальнейшем полетит самолёт, «ломается», что влечёт за собой убытки для авиакомпании.
С другой стороны — безопасность превыше всего. И если существует хоть малейшая вероятность неблагополучного завершения полёта, экипаж уведёт воздушное судно на запасной аэродром.