чт, 28 март
21:11
Ставрополь
+8 °С, ясно
Эксклюзивы

Причинили добро: почему приют для животных в Кисловодске могут закрыть

Статья

21 января 2019, 18:22

Почему при открытии приюта для животных в Кисловодске разразился такой скандал? Мы попытались разобраться, как такой долгожданный проект с первых дней стал причиной раздора между любителями животных

В Кисловодске под Новый год был открыт приют для животных. Об этом в начале 2019 года не написал разве что ленивый. О том, что он жизненно необходим Кисловодску, говорили уже несколько лет. В городе-курорте стаи бродячих собак иногда нападали на прохожих, что вызывало напряжение и гнев в адрес местной администрации. Наконец-то нашелся инвестор, который за немалые деньги (более 30 миллионов рублей) построил в окрестностях Кисловодска приют, рассчитанный на 100 животных, среди которых могли оказаться и собаки, и кошки, и лошади. На фото, опубликованные на сайте администрации — ладненькие домики и вольеры в живописном месте на фоне гор. Любители животных в восторге. Красота!
Но уже через несколько дней интернет запестрел фото и видео очевидцев, которые приехали в приют на экскурсию и увидели пустые миски и затравленные глаза собак. Полетели сообщения о том, что открыли не приют, а концлагерь, что у собак нет воды и вообще там не убирают. Тем более, работники приюта не приняли кашу, которую привезли с собой волонтеры.
А дальше – больше. Неравнодушные граждане отловили на улицах Кисловодска несколько собак и сняли на видео незатянувшиеся швы после стерилизации. Животные практически с дырками в животах и незажитыми ранами. Кто-то опубликовал в сообщениях данные врача, которая делала операции в приюте, и полетели камни в ее личность. «Коновалы!», «что вы делаете изверги?», «почему из приюта собаки были вывезены и выброшены на улицу?» - шквал вопросов в социальных сетях и слухи, слухи без внятных ответов.
Посовещавшись в интернет-сообществах, онлайн-комментаторы предложили закрыть приют, не мучить животных. Не разбираясь в нюансах, принялись клеймить позором работников приюта. Однако у них — своя правда. И её тоже нужно учесть в сложившейся ситуации.
Записываем со слов руководителя волонтерского движения «Мягкие лапки» Юлии Ивановой, которая оказалась в эпицентре этих событий.
17 октября 2017 года Кисловодский городской суд постановил выселить из квартиры на улице Коллективной злостную «любительницу собак» Марианну Степанову. В решении суда были такие строки: «На протяжении длительного периода времени Степанова в квартире содержит большое количество собак. В различные периоды времени число животных менялось, но никогда не составляло менее 30 единиц. Установить точное количество собак не представляется возможным, так как она не предоставляет доступ в жилое помещение и не осуществляет выгул животных. В результате нарушения Правил содержания животных в данной квартире, в прилегающих квартирах, особенно в находящейся под ней, сложилась антисанитарная обстановка, угрожающая жизни и здоровью граждан».
Простыми словами, квартира Марианны не просто источала зловоние. Сосед этажом ниже после нескольких лет мучений, не сумев ни продать, ни разменять свою квартиру, умер от сердечного приступа. По потолкам и стенам в его комнатах стекали фекалии животных, в округе постоянно был слышен лай и вой. Кроме того, из-за испражнений стал разрушаться фасад дома.
В 2015 году к Марианне пришли приставы и силой выволокли на улицу около 60 собак. Животные, годами жившие и плодившиеся в тесной квартире, никогда не видели солнца и других людей, не были на улице и не знали, что делать. Обезумевшую ораву вывезли в лес и бросили там. Благо, было лето. Волонтёры каждый день приносили им еду. Собаки были полудикими, с хроническими болезнями, некоторые – мутировавшие. Скорее всего, они потом погибли в страшных муках, не сумев прокормиться в лесу.
В этот раз 24 декабря 2018 года комиссия в очередной раз наведалась к Марианне, но теперь уже с целью выселить женщину из дома насовсем. При этом никто не подумал о животных, которых в ее квартире на тот момент оказалось 48. Собачью ораву, как и тогда, выволокли на улицу. Животным была одна дорога — в лес. Зимой. И тогда Юля Иванова, которая на тот момент налаживала сотрудничество с новеньким приютом «Дарсе», кинулась договариваться с руководством срочно принять собак. Приют на тот момент ещё не был открыт, в нем ещё не было персонала, не было врачей. Там была всего одна работница Гуля и два сторожа.
Здесь нужно отметить, что люди, которые болеют за бездомных животных всем сердцем, как правило, очень эмоциональны. Они знают, что любое правильное оформление занимает время. А это может стоить жизни «хвостику». Поэтому волонтёры в особо острых ситуациях просят и уговаривают поступить «по-человечески», а потом уже по закону. Так вышло в этот раз. Приют, по сути, был открыт в авральном режиме. Животных привезли и разместили в вольерах 24 декабря, когда вся страна готовилась к новогодним праздникам. Администрация города также пошла навстречу и быстро заключила контракт стоимостью почти 100 тысяч рублей.
А дальше — как хотите. Для исполнения контакта в столь ограниченное время сотрудники приюта связывались с поставщиками лекарств из других городов, консультировались с руководителями других приютов. Из-за новогодних праздников многие организации и поставщики были закрыты, в городской ветстанции также были нерабочие дни, и даже обратиться за консультацией было не к кому.
Условия контракта — программа «ОСВВ» (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск в среду обитания). И всё это в десятидневный срок. Волонтеры торопились, искали пути решения, чтобы собаки потом не оказались на улице. Руководство приюта «Дарсе» пошло навстречу, и, несмотря на 10-дневный контракт на содержание, на личные средства продержало собак выше положенного срока. Волонтёрам нужно было это время, чтобы успеть подыскать собакам новых хозяев. Сейчас руководитель уже десять раз пожалел, что пошел на поводу у неравнодушных людей и сам сделал доброе дело.
В авральном режиме удалось найти врача, Марию Евгеньевну, которая приехала из Ставрополя и с 3 января, не поднимая головы и работая по 12 часов в сутки, стояла у операционного стола. В один из дней навестить собак приехали горожане из города. Привезли корм, сено, попоны. Но увидели одну из собак в вольере.
— Эта собака хрипела после стерилизации, — рассказывает руководитель Кисловодской городской общественной организации «Общество защиты животных «Зов сердца» Нина Бенедиктова. — Её без попоны положили в сарай с двумя активными собаками. Они могли разгрызть шов, учуяв запах крови. Ночью собака умерла, а нам сказали, что её забрали. А потом признались, что умерла. Нельзя стерилизовать нездоровых и ослабленных собак! Это ответственность ветврача, она сама сказала, что собачка была ослаблена.
На следующий день Нина Бенедиктова снова приехала в приют, и волонтёры пошли снимать на видео остальную территорию приюта: в мисках пусто, воды нет, собаки запуганные. Также их заинтересовало, почему на собаках нет защитных воротников, которые положены после операции?
— Да они же в жутком стрессе, — парирует Юлия, — Собаки никогда в жизни других людей не видели, чтобы надеть на нее воротник, надо удавку закидывать, а это еще больший стресс. А по поводу погибшей собаки — она не вышла из наркоза, но вы бы видели, насколько это проблемные собаки. У одного пса оказалось восемь пальцев, это генетическая мутация. Здоровых среди них почти не было. Когда волонтеры «ОЗЖ» стали требовать пересадить собак в вольеры, руководство приюта указало им на дверь. Кашу, воду они оставили рядом со зданием. Потом появился пост в Инстаграм, а затем посыпались публикации в СМИ.
После этого в приют нагрянули проверки, одна за одной. И вот новая беда: согласно условиям контракта, хозяин приюта обязан вернуть собак в среду обитания в 10-дневный срок. Срок вышел давно. Любой проверяющий имел повод наказать приют. Обратились в администрацию – что делать? Там сказали: делайте по закону. И собак вывезли на улицу Коллективную, под окна бывшего дома.
— Мы ездили, искали их, — рассказывает Нина Бенедиктова. — Часть нашла Марианна. Они её любят, сразу кинулись к ней. Моё личное мнение: администрация способствовала появлению в городе ещё одного человека без определенного места жительства, и добавила в город стаю собак, которые обречены на гибель.
Ну и как водится, в Инстаграм появился следующий пост: «Из приюта собаки были вывезены и выброшены. Что делать, не знаем, передержек нет. Они могут на улице погибнуть, с такими швами может появиться перетонит. Некоторые собаки умерли после операции. Уши не побриты, хотя обязательно нужно было побрить и вставить только после этого клипсу, теперь у них ещё и ухо гнить будет. Вот как зарабатывают на беззащитных деньги!»
И фото с подробностями после операций.
— Если бы не публикации в Интернете, травля самого приюта и врача, эти собаки не оказались бы сейчас на улице, — уверена Юлия. — Мы бы сейчас спокойно подыскивали им новых хозяев, а они сидели бы в вольерах. Там работают хорошие неравнодушные люди, вот только они ещё даже не открылись толком, а уже их обвинили во всех грехах. Вместо того, чтобы заниматься выстраиванием работы, руководство приюта «Дарсе» было вынуждено ездить по инстанциям, отписываться от обвинений, выслушивать угрозы.
После скандала владелец приюта решил не пускать на территорию приюта волонтеров от «ОЗЖ». И вообще ограничить круг посетителей. Бывшая владелица собак Марианна Степанова не исключает, что подаст иск на администрацию за то, что чиновники лишили её имущества (а собаки — это имущество). В «Обществе защиты животных «Зов сердца» считают, что приют построен с большим количеством нарушений и их нужно исправлять.
— Мы будем только за, если этот частный приют приведут в соответствие со всеми нормами. А там не должно быть щебёнки, вольеры должны быть построены по правилам, с крышей, должен работать грамотный медперсонал и должна быть нормальная дорога к нему, — считают в организации.
А сам хозяин приюта уже задумался о том, чтобы вообще закрыть своё заведение, подальше от проблем.
Как рассказали в муниципалитете после публикаций в социальных сетях, где говорилось об избиении собак и отсутствии корма, сотрудники управления городского хозяйства выехали на место:
— На момент посещения приюта выяснилось, что все животные получают питание согласно графику, посуда после приема пищи подвергается санитарной обработке. Корм и вода для собак — в достаточном количестве. У каждой особи отдельная деревянная будка и небольшой вольер на свежем воздухе. То есть информация об избиении собак и отказе в принятии помощи в виде корма для животных не соответствует действительности. Сотрудники приюта отмечают, что при желании волонтеры могут привезти животным корм, но только закрытый сухой пакетированный.
Одной проверкой администрация не ограничилась, сотрудники управления городского хозяйства продолжают приезжать в приют, чтобы лично убедиться в соблюдении всех норм. Власти города намерены сохранить учреждение. Сейчас с ним заключены два контракта на отлов и содержание безнадзорных животных на общую сумму 200 тысяч рублей. При уточнении бюджета, которое состоится в конце января 2019 года, дополнительно на данные услуги из муниципального бюджета предусмотрено выделение 1 миллиона рублей.
А те 48 собак, которые попали в приют в начале 2019 года, были чипированы белыми, а не голубыми и чёрными чипами, как демонстрируют обвиняющие в жестоком обращении с животными зоозащитники в соцсетях.
Администрация Кисловодска в истории с приютом, по сути, столкнулась с «уловкой22» — какое бы решение не было принято, найдутся те, кто посчитает его неверным. Не выселили из квартиры владелицу собак — плохо, из-за её действий страдают соседи; выселили — плохо, город получил стаю беспризорных собак и человека без места жительства. Не помогли приюту с обработкой собак — плохо, нелюди. Помогли — тоже плохо, он наживается на беззащитных животных. Оставили собак в приюте после положенных десяти дней — плохо, нарушаете закон. Не оставили — изверги, обрекаете животных на смерть.
Татьяна Гущина