чт, 28 март
12:45
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

«Просто потому что могу»: хватит ли у вас денег на собственный автомобиль?

Статья

17 февраля 2018, 11:49

Всё в жизни бывает впервые. Первый поцелуй, первый выпускной, первые ошибки в жизни. Увы, первый автомобиль для некоторых из нас может оказаться такой ошибкой. Просто потому что не рассчитали свои силы или вовсе — не повезло. И тогда начнётся грустная цепочка событий: первый кредит, первый звонок коллектора, первое банкротство, а где-то во всём этом может вклиниться последним гвоздём в гроб вашей мечты первая серьёзная поломка или авария.

Разумеется, заранее всё просчитать невозможно. Но обязательно нужно хотя бы попробовать честно взвесить все «за» и «против». Этой публикацией мы открываем рубрику «Можете ли вы себе позволить?..», в которой постараемся помочь вам, дорогие читатели, с этим процессом. О том, что выгоднее (применительно к Ставрополю 2018 года) — приобрести собственный автомобиль или пользоваться альтернативными способами передвижения по городу, мы поговорим в следующий раз. А пока допустим, что вы твёрдо решили завести себе четырёхколёсного друга и что это у вас впервые. Постараемся ответить на некоторые вопросы и помочь вам с выбором.
Новая или б/у?
Будем считать, что вы — средний ставрополец, который недавно получил водительские права (с учётом всех прямых и косвенных расходов они, по результатам опроса, обходятся в 30-40 тысяч рублей). Вы собираетесь приобрести первый в своей жизни автомобиль и вряд ли располагаете безграничными финансовыми ресурсами.
Первое, что стоит решить, это какую машину брать: новую в автосалоне или с пробегом? Само собой, выбор зависит от размеров ваших накоплений и желания/возможности взять кредит. В пределах 500 тысяч рублей из нового вы можете приобрести либо автомобиль LADA (Granta, Priora или Нива в самой скромной комплектации и на механике), либо иномарки, которые таковыми можно назвать лишь условно — Datsun или Ravon (это реинкарнация UzDaewooAuto). Причём в данном случае «в пределах» — это всё равно больше, чем 450 тысяч.
За те же деньги вы можете взять с рук вполне породистых японцев, немцев и французов — но в возрасте и с пробегом. К примеру, Honda Civic 2009 года с автоматической коробкой и 155 тысячами км на спидометре продаётся на Avito за 460 тысяч руб. Полмиллиона стоит почти новый Renault Logan 2016 года, проехавший скромных 25000 км, Nissan Almera с аналогичными показателями или пятилетний Volkswagen Polo.
Вроде бы, выбор очевиден. Но есть некоторые нюансы. Приобретая машину в автосалоне, вы получаете гарантию (обычно 3 года), фирменный сервис и прочие радости начинающего автолюбителя. Покупая с рук, вы предоставлены сами себе. Если машина с неплохими характеристиками продаётся дёшево, значит что-то не так. В лучшем случае владельцу просто срочно нужны деньги (и, как правило, он так и скажет), в худшем — он нашёл в автомобиле серьёзный изъян, либо не всё чисто с правовой стороны.
Купить машину можно и дешевле — за 300, 200 тысяч и ниже. Но по мере падения цены растут ваши риски и последующие расходы на обслуживание. В любом случае это будет некоторое соотношение марки, места производства, возраста, пробега и технического состояния. Автомобили стареют быстрее, чем люди. Изначальное качество и запас прочности зависят от производителя и места сборки, но после первых нескольких тысяч километров пробега всё это начинает с разной скоростью, но неуклонно снижаться.
Если вы возьмёте старенькие «Жигули», накопив на них с пары зарплат, то вскоре вы наверняка много узнаете об устройстве автомобиля, постигните прелести гаражных автосервисов и прокачаете многие неведомые ранее навыки автомеханика-любителя. Купив чуть дороже старую, но породистую иномарку, вы должны быть готовы к довольно существенным тратам: детали изнашиваются одна за одной, а приобрести их бывает довольно сложно. Плюс самостоятельно провести ремонт уже никак не получится: придётся выяснять у бывалых, где находится гараж гениального кузовщика дяди Ашота, как связаться с не менее талантливым электриком дядей Толиком и так далее (имена реальные, контакты не дадим, ищите сами!).
Что точно не стоит делать, так это брать потребительский кредит, чтобы купить почти новый дорогой автомобиль. С одной стороны, там гораздо выше процент, чем у автокредитов, с другой — вы не получаете всех бонусов в виде скидок, гарантии, фирменного автосервиса и так далее. А вот тратиться на ремонт и содержание придётся куда больше.
Наша или иномарка?
Вначале притча. Автор этих строк когда-то купил «Ладу Гранта» в автосалоне, для чего на долгих пять лет влез в автокредит под 15 процентов. Его друг предпочёл купить неплохую иномарку с рук и сразу — за вдвое меньшую сумму. В итоге совокупные траты на запчасти, ремонт и расходники у него оказались примерно такими же, как если бы он взял кредит. После двух лет мытарств по гаражам и сервисам он продал свою лошадку, занял денег и взял новую — уже отечественную и у официального дилера.
Мораль сей басни такова: исходите из того, какими средствами располагаете и не стоит выдавать сложившиеся стереотипы за собственные суждения.
В большинстве ценовых сегментов российскому автопрому попросту нечего предложить. Но там, где наши работают всерьёз, они работают хорошо. Разумеется, упакованный иностранный внедорожник среднего уровня (1,5-2 миллиона рублей) гораздо комфортабельнее нашей «Нивы» (около 500 тысяч рублей). Но вряд ли кто-то может сравниться с ней в неприхотливости, живучести и, что важно, простоте ремонта. Не зря же это едва ли не единственный российский автомобиль, по-настоящему популярный за рубежом — в тех местах, где его суровая простота становится преимуществом, а возможность подлатать что-то в полевых условиях при помощи изоленты, женских колготок и слова доброго может реально спасти жизнь водителю.
Что интересно, наши современные городские седаны класса B — Lada Granta и Vesta в своей категории вполне успешно конкурируют с иномарками — Volkswagen Polo, Renault Logan, Hyundai Solaris, Kia Rio и так далее. Причины вполне очевидны. С одной стороны, АвтоВАЗ, управляемый концерном Рено-Ниссан, это уже не тот производитель вёдер с болтами, к которому мы привыкли. С другой — большинство доступных иномарок собираются точно так же в России. Так что, если вам нужна «обычная машина», то присмотритесь ко всем вариантам, а потом уже выбирайте, какая вам по душе: в целом если они и не равны по всем параметрам, то вполне сопоставимы.
А что потом?
Покупка автомобиля — лишь первая, пусть и самая большая трата. Если даже отбросить оплату кредита (тут всё зависит от суммы, сроков и процента), то ваша машина всё равно будет испытывать на прочность ваш кошелёк.
Топливо. В новом году бензин чувствительно подорожал. Даже если его цена немного скорректируется вниз, то при округлённых 40 рублях за литр бак вы заполните за 2000 рублей. При обычной ежедневной езде по городу (работа, дом, ребёнка в школу, по выходным в гипермаркет) этого хватит на 2-3 недели. Следовательно, закладывайте 4000 только на эту статью ежемесячно. О качестве топлива в разных сетях ходит много слухов. Присмотритесь, какая вам удобнее, узнайте о программах лояльности и таким образом сможете немного сэкономить.
Страховка. Если вы берёте новый автомобиль в кредит, то вам скорее всего навяжут КАСКО — эта форма страхования поможет вам в случае аварии или угона не остаться у разбитого корыта, но раз в год придётся отдать компании не менее 30 тысяч рублей. Плюс — обязательное для всех без исключения водителей ОСАГО. Новичкам придётся платить до 10 тысяч в год, опытным — немного меньше. Помните, что если вам навязали дополнительную страховку, то от неё можно будет отказаться в течение пары недель.
Сервис. Новый автомобиль проходит обязательное техобслуживание (в противном случае теряется гарантия) либо раз в год, либо при достижении определённого пробега. Обычно это 3 («нулевое» ТО), 15, 30, 45 тысяч километров и далее. Многие владельцы их игнорируют, но совершенно зря: своевременное прохождение ТО если и не гарантирует, что что-нибудь сломается в самый неподходящий момент, то сильно снижает такую вероятность. Техобслуживание отечественного автомобиля в официальном сервисе обходится в 6-9 тысяч рублей, у иномарок чуть дороже.
Резина и расходники. Как это ни печально, но даже новый автомобиль требует вложений. В любом случае придётся покупать комплект зимней резины (или, наоборот, летней) — от 12000 и выше. Помимо этого, дважды в год нужно будет ездить на шиномонтаж (600-1000 рублей) либо приобрести второй комплект дисков, чтобы менять колёса самостоятельно. Если же вы рискнули купить авто с пробегом, то сюда скорее добавятся масло, фильтры, свечи и вероятность ремонта любой сложности и стоимости. На этом фоне такие расходы, как на стеклоомыватель и щётки дворников (по правилам их надо менять дважды в год, но это мало кто делает) — несущественные мелочи в списке ваших затрат.
Суммируем
Итак, если вы располагаете суммой в полмиллиона рублей и выше, либо ваши доходы достаточно велики и стабильны, чтобы взять автокредит, то вам вполне по силам стать ещё одним ставропольским автовладельцем.
Заложите сюда ещё 10-40 тысяч на страховку раз в год, около 10 тысяч на ТО, 4000 в месяц на топливо, а ещё некоторый запас на ремонт и приобретение расходников. Страшно? Да, как и всем. Но, судя по утренним пробкам, очень многие жители Ставрополя вполне с этим справляются. Так что, добро пожаловать в клуб!
Станислав Маслаков