чт, 28 март
13:02
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Рост без химии

Статья

21 августа 2018, 18:17

Как Ставропольский край сохраняет динамику в промышленности даже на время ремонта химических гигантов

 Росстат подвёл итоги семи месяцев работы промышленного комплекса Ставропольского края. Согласно отчёту, главный показатель роста отрасли – индекс промышленного производства – превышает средний по России и составляет 104,8%.
Какие отрасли вкладывают больше всего в производственную динамику региона и почему аграрное Ставрополье на самом деле – ещё и мощный промышленный комплекс? Разбирается «Победа26».
Сложный показатель
Промышленное производство в России меряется двумя индикаторами. Кроме индекса промпроизводства есть ещё один. Правильно он формулируется следующим образом: «Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами», а по факту – просто сумма денег, которые заработали отраслевые предприятия за основную деятельность. Если какой-то товар вырастет в цене в четыре раза, а спрос и производство упадут вдвое – показатель всё равно будет в плюсе. В цифрах: 154,8 млрд рублей за 7 месяцев, рост на 3,9% к уровню прошлого года.
С индексом, хотя его название звучит проще, разобраться нелегко. Методология его расчёта занимает 8 листов, перед чтением которых надо прослушать курсы статистики и эконометрики.
За основу расчётов в российской статистике принят индекс Ласпейреса, он же используется в США, Германии и Великобритании, что позволяет корректно сравнивать их экономики с нашей. Сложная формула расчёта индекса служит одной цели: отшелушить от показателя инфляцию и рыночный рост цен, оставив представление о динамике реального производства. На этапе сбора первичной информации товары учитываются либо в штуках, либо в ценах базисного года.
В понятие промышленного производства раньше входили три, а сейчас четыре группы предприятий. Смена состава связана с тем, что налоговые и статистические органы стали иначе классифицировать предприятия по видам деятельности. В частности, снабжение коммунальными услугами разделилось на две категории: в одну вошли энергетические (свет, газ, тепло и холод), во вторую – неэнергетические (вода, мусор).
 
Колос и шестерёнка
О том, что Ставрополье – не только житница, но и кузница, неоднократно говорил губернатор края Владимир Владимиров. Несмотря на то, что Ставрополье является одним из крупнейших аграрных регионов страны, заводы и фабрики вносят в экономику края не менее существенный вклад.
– Мы увеличили объём инвестиций в основной капитал на 13%, переломив трёхлетний тренд падения инвестиций, – озвучил губернатор достижения промышленного комплекса на заседании коллегии регионального минпома.
О значимости производства можно судить и по структуре Валового регионального продукта (ВРП). Это аналог ВВП для регионов; статистика считает его полтора года – на сегодня доступен показатель только за 2016 год, но это максимально комплексная оценка экономики края. Так вот, в объёме ВРП сельское хозяйство, если включить в него рыболовство, занимает 17,6%, промышленное производство – 19,8%.
Превосходит промышленность и по уровню влияния на рынок труда; последняя информация на сайте Севкавстата на апрель текущего года. Если в сельском хозяйстве заняты 39,1 тысяч жителей Ставропольского края, то во всех промышленных отраслях – 89,9 тысяч; только на заводах и фабриках – 43,7 тысячи. Конечно, нужно учитывать особенности этих рабочих мест: так, промышленное производство сосредоточено в городах, а сельскохозяйственное – за их пределами. Но факт остаётся фактом – по ключевым показателям промышленность и сельхозпроизводство находятся на Ставрополье наравне.
Ключевой элемент
В структуре промышленности Ставропольского края ключевую роль занимает химическая подотрасль. Это следует из отчётов статистики: по итогам семи месяцев химическое производство снова опередило пищевое по объёмам.
Подробно о химической промышленности края мы уже писали в статье «Аммиак, полиэтилен, таблетки: “химический” состав Ставрополья». Но, говоря об итогах семи месяцев, профильный министр химию не указывает:
«Основной рост промышленного производства обеспечили такие отрасли как машиностроение и металлургия, отмечается рост в производстве бумаги и мебели», – приводятся слова Виталия Хоценко в пресс-релизе.
Почему так? Индекс промышленного производства в химической отрасли составил 97,4%, то есть – меньше, чем в прошлом году. Как это вышло, министр объяснил в своём выступлении на коллегии ещё в начале года:
– Это не отрицательная динамика, а «побочный эффект» крупнейших инвестиционных проектов по техперевооружению заводов «Ставролен» и «Невинномысский Азот», – сказал глава ведомства. Крупные проекты по замене оборудования на более эффективное получили государственную поддержку от правительства края, но на время реконструкции цеха пришлось остановить.
Стоит внести некоторые уточнения: к химии можно относить также производство нефтепродуктов и выпуск медикаментов, которые с точки зрения ОКВЭД являются отдельными видами деятельности. Подсчитать индекс промпроизводства в сумме возможности нет, зато объём отгрузки – вполне. Он составил 58,3 млрд рублей за 7 месяцев или 37,7% от всего промышленного производства в крае, а рост объёмов отгрузки составил 3,8% – на уровне среднего по отрасли.
Пока статистика бодро рапортовала о ежегодном росте на 8-10% за счёт «Азота» и «Ставролена», казалось, что Ставрополье – как тот синтоловый качок, раздувается под влиянием химии. Выбытие крупнейших производств помогает сделать важный вывод: химическая отрасль не монополизировала ставропольское производство, рост других направлений перекрывает падение по отдельной, пусть и крупнейшей, подотрасли.
Хлеб насущный
В первую очередь роль локомотива промышленного производства на себя перенимает пищевое производство. Эта отрасль «нос к носу» идёт с химпромом, занимая 35,3% в общем объёме обрабатывающих производств.
Пищевая промышленность – прямое продолжение сельскохозяйственной отрасли и даже регулируется на государственном уровне отдельно. В правительстве России за неё отвечает минсельхоз, а на краевом уровне отдельный комитет. В разрезе статистики сферу описывают две отрасли – производство продуктов и производство напитков.
Закономерно, что пищёвка развивается параллельно с самим сельским хозяйством: за 7 месяцев рост объёмов производства составил в сумме 5,1%, основной рост пришёлся на напитки.
Впрочем, утверждать, что показатели промышленного роста «вытянули» только производители хлеба и конфет, неверно. Можно провести грубый эксперимент и подсчитать, как изменилась бы динамика в промышленном секторе без этой важнейшей подотрасли: из полутора миллиардов рублей отгруженной продукции останется миллиард, а рост составит 3,2% вместо 3,9%. Удалите ещё и химию: оставшиеся отрасли произвели продукции всего на 416 млн рублей, но рост сохраняется: на 2,5%.
 
Господдержка для диверсификации
Крупнейшие химические производства расположены, по сути, в моногородах. «Невинномысский Азот» является градообразующим для Невинномысска. Каким бы стабильным ни было производство «ЕвроХима», для города это опасность – именно поэтому там создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), призванная диверсифицировать экономику химической столицы. Второй крупнейший завод города, «Арнест», тоже химический.
Будённовск, в котором расположен «Ставролен», тоже долгое время имел статус моногорода. После перемены в методологии на федеральном уровне этот статус город потерял, но по факту группа ЛУКОЙЛ имеет критический уровень влияния на экономику и социальную ситуацию в Будённовске, которое только усилится с запуском новых мегапроектов компании.
Тем важнее в этом свете развитие других отраслей, что активно поддерживает правительство края. За последние годы в этом направлении приняты системные шаги: создан механизм Специального инвестиционного контракта для крупных проектов; организована ТОСЭР для любых диверсифицирующих производств; и в Невинномысске, и в Будённовске работают индустриальные парки с особыми налоговыми условиями и льготной арендой; для малых производств появился механизм создания частных индустриальных парков – пилотным проектом стал СКИП «Мастер» в Ставрополе. Но это возможности, а как они реализованы – показывает статистика.
Замещение автоприцепов
Третий крупнейший сегмент региональной промышленности – машиностроение. Эта деятельность настолько разнообразна, что разбита в статистике на 5 кодов ВЭД. В сумме за 7 месяцев их выручка составила 13 млрд рублей, около 8,5% от всего промпроизводства, просев на 10% по сравнению с прошлым годом. Спад наблюдается в подсегментах производства оптического, электронного и электрического оборудования.
Традиционно машиностроители числятся одним из основных сегментов отрасли, но были в основном представлены мощным сельхозмашиностроительным комплексом; в той же категории есть Георгиевский арматурный завод по производству задвижек и вентилей на трубопроводы. Из-за высоких результатов прошлого года их ВЭД «производство машин и оборудования» показал индекс 79,8% (спад в физическом объёме), но в объёме продаж рост есть: по сравнению с прошлым годом объём отгрузки составил 103,6%.
Мощный тренд развития взял и не теряет завод «СтавПрицеп» – крупнейший современный проект по производству прицепов и полуприцепов, занимающий нишу выбывшего завода «Авротицеп-КАМАЗ». Параллельно развиваются небольшие цеха того же направления. В этой категории индекс промпроизводства составил 143,9%, а в финансовом выражении объём вырос в 2,2 раза: с такими темпами скоро уже прицепы, а не плуги, будут задавать тон в машиностроении.
Бум стройматериалов
На четвёртой позиции в рейтинге крупнейших промышленных отраслей Ставрополья находится производство «прочей неметаллической минеральной продукции». В этот ОКВЭД запакованы выпуск стекла, кирпича, строительных смесей, керамики, композитных материалов. За редкими, не встречающимися на Ставрополье исключениями вроде производства дисков для бор-машин здесь находятся производители строительных материалов.
Развитие подотрасли во многом обуславливается тем, в каком состоянии находится отрасль-рецепиент, а именно строительный рынок. В этом отношении стройпром похож на пищепром.
После затяжного спада в 2017 году, строительный бизнес оживился с февраля, следует из отчётов Ставропольстата. По итогам первого полугодия объём произведённых работ по сравнению с прошлым годом вырос на 30%, объём ввода жилья – в полтора раза, а значит, спрос на продукцию тоже растёт.
«Прочая неметаллическая минеральная продукция» в структуре обрабатывающих производств Ставрополья занимает 7,5%, а рост объёмов отгрузки зафиксирован на 14,5%. Здесь можно было бы сослаться на низкую базу (мнимый рост, возникающий после серьёзного провала), но за 2017 год подотрасль показала физический рост на 6,3%, стоимостный – на 29,4%.
Неметаллургический регион
Из месяца в месяц крупнейший рост показывает металлургическое производство. Крупнейшие производства в этой сфере выросли в индустриальном парке Невинномысска: завод «Ставсталь» и «Невинномысский радиаторный завод».
За 7 месяцев индекс промпроизводства металлургического сырья составил 290% – рост почти втрое; вторая составляющая, готовые металлические изделия, выросли меньше: 101,3%. Это может объясняться тем, что заводы предпочитают продавать заготовки, а не готовые изделия. Так, «СтавСталь» может выпускать как литую стальную заготовку («чушку»), так и сделанную из неё арматуру. В совокупности металлурги отгрузили 5,4 млрд рублей или 3,5% от промышленного производства края, рост их объёмов составил 19%.
Основное объяснение таких высоких темпов – низкая база прошлого года, когда завод «СтавСталь» фактически приостановил производство (хотя уже по итогам 2017 металлургическое производство показало 180% к прошлому году). Понимать тенденции в ставропольской металлургии можно будет через год, когда статистика будет сравнивать сходные по работающим мощностям периоды – тогда и можно будет ответить скептикам, не верившим в развитие сталеплавления на Ставрополье.
Полимерный кластер
Последняя позиция статистического учёта, перевалившая за 2% от объёмов промпроизводства – выпуск резиновых и пластмассовых изделий. Это разнообразные производства, такие как заводы «Полипак», «Полипропилен», «Метак», «Аметист-юг» и другие, с широким ассортиментом продукции от детских игрушек до пластиковых труб.
За семь месяцев их обороты выручка упала на 1,2% – падение незначительное, но всегда хочется видеть рост. Примечательно, что значительная часть производств использует сырьё «Ставролена» или аналогичное, но развивается изолированно, а значит, не имеет и общего вектора роста.
Между тем, именно выпуск резиновых и пластмассовых изделий – одна из потенциальных точек роста экономики Ставрополья, особенно учитывая производство полимеров и планы «ЛУКОЙЛа» по его расширению. Поэтому, в частности, краевым правительством в Будённовске создан индустриальный парк – его планируется «заселить» подобными переработчиками. Есть и более новые идеи по господдержке сегмента.
Напомним, в своём отчёте перед краевой думой губернатор Владимир Владимиров назвал кластерный метод основным в развитии высокотехнологичны отраслей производства и поручил проработать создание, в частности, полимерного кластера.
Идея кластерного развития подкреплена существующими на уровне правительства РФ мерами господдержки. Только предприятия, входящие в промышленный кластер, могут субсидировать до половины вложений в создание или развитие производства, если эти деньги приходятся на науку и исследования. Учитывая мощный «сырьевой» химический блок, льготную землю и перспективы субсидий, полимерный кластер видится вполне реальной перспективой – нужно только найти якорного переработчика.
Нестабильные малыши
Все не озвученные выше отрасли в совокупности приносят промышленности Ставрополья только 5% объёма. На этом небольшом уровне особенно заметны спад или рост производства: регулярно кто-то из этой категории попадает в число лидеров промышленного роста.
За семь месяцев, например, выросли объёмы у производства мебели, полиграфии, а особенно – бумаги и её производных, где индекс составил 120%. В разные периоды вперёд вырываются другие отрасли: лёгкая промышленность, представленная в статистике тремя подотраслями (текстиль, одежда, кожа), производство древесины.
Пожалуй, самой больной темой для Ставрополья остаётся именно лёгкая промышленность. Когда-то она была одним из лидеров в региональном производстве, сегодня же в крае не осталось даже колледжей, выпускающих швей и портных, а производство скукожилось до 1% от регионального объёма, в структуре же ВРП эту подотрасль совсем не разглядеть.
По данным на сайте минпрома края, одежду на Ставрополье производят 177 организаций и индивидуальных предпринимателей, причём последних подавляющее большинство. За семь месяцев она показали спад на 0,1% к прошлому году, если учитывать весь легкпром, снижение объёмов составляет уже 1%. За 2017 год наблюдался рост в производстве одежды и сильный спад в выпуске кожаных изделий и текстиля.
Любопытная особенность лёгкой промышленности в том, что отрасль периодически просит государственной поддержки – так, год назад они собрались на бизнес-завтрак с тогдашним руководителем минэкономразвития края Андреем Мургой, но в остальное время информационно закрыты. Подавляющее большинство предприятий на просьбы журналистов что-либо прокомментировать заявляли, что производство не работает – распродаст остатки со склада и прикроется.
Тем ярче на этом фоне выглядят истории успеха. Крупнейшие производители, заметные за пределами Ставропольского края – это БлокПОСТ с двумя фабриками в Кочубеевском и Георгиевске и компания «Софилена», тоже расположенная в Георгиевске. Первые шьют в основном униформу (строителям, врачам, полиции и так далее), вторые регулярно выпускают коллекции стильной одежды для женщин с большими размерами. Те и те производят также школьную форму.
 
Ярослав Распутин.