чт, 28 март
15:29
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Школа равных возможностей

21 мая 2019, 18:05Статьи
Фото:

Термин «инклюзивное образование» давно вошёл в обиход россиянина. Но споры о совместном обучении особенных и обычных детей идут до сих пор на различных форумах и в соцсетях. Работа средней школы № 21 города Ставрополя — наглядный пример разрушения всех существующих в обществе мифов и страхов об инклюзии.

Корреспондент информационного агентства «Победа26» решил узнать, как сейчас обстоят дела в лучшей инклюзивной школе страны 2013 года и за что директор образовательного учреждения Александр Борисович Кизима в этом году удостоен высшей награды от Всероссийского общества родителей детей-инвалидов — премии «Родительское спасибо».
Дорога в школу для особенных детей
Сейчас в школе жаркая пора. Идёт приём заявлений от родителей будущих первоклассников. Мама одного из них готова возить ребёнка с нижней части улицы Ленина.
По мнению матери, только в СОШ № 21 её слабослышащий сын сможет получить достойное образование. Заявление приняли, и 1 сентября для мальчика со слуховым аппаратом прозвучит первый звонок. А пока он бегает по вестибюлю и с интересом рассматривает обстановку, в которой ему предстоит провести ближайшие годы.
Директор Александр Борисович Кизима показывает, как начинается путь в школу. Для ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата есть удобный пандус. Дорожка имеет специальное резиновое покрытие. Небольшая площадка около входной двери устлана таким же покрытием для безопасности подопечных.
В вестибюле встречает охранник. Требование, согласно которому в школу могут войти только ученики, исполняется здесь неукоснительно. Исключение — только для родителей особенных детей. Они могут пройти за ограждение.
Сейчас в школе обучается 1210 детей. Из них 86 — это ребята с различными недугами. К месту учёбы особенных школьников доставляет специализированный автобус. Во время поездок детей сопровождает тьютор.
У ребят есть помещение, где они могут переодеться, оставить вещи или отдохнуть после занятий. Для этого отвели один из просторных кабинетов. В углу «припаркованы» инвалидные кресла. Как пояснил руководитель школы, средства передвижения приобрели специально для особенных учеников в рамках профильной программы «Доступная среда».
Форма обучения — смешанная, в зависимости от состояния ребёнка. Он может пробыть в школе два урока, а может и весь день. «Пропуски» нагонят на индивидуальных занятиях. На второй этаж, где расположены столовая, медкабинет и большая часть учебных помещений, колясочника доставит специальный подъёмник. Войти и выйти из лифта помогает тьютор либо ребята-волонтёры.
С чего всё начиналось
В холле — специальная интерактивная выставка. Кроме многочисленных наград, здесь размещены снимки двух выпускников школы, которые, несмотря на свои недуги, достигли больших высот в жизни. Также в экспозиции представлены фотографии и истории участников социального проекта ставропольчанки Дарьи Шевцовой «Диалог равенства».
«Наша история с инклюзивным образованием началась в 2001 году. Отличница Аня Дарган перенесла операцию и оказалась в инвалидной коляске. На тот момент она обучалась в девятом классе, и мы поначалу не знали, что предпринять», — рассказывает Александр Кизима.
Девочка жила на четвёртом этаже многоэтажки. Одноклассники помогали ей добраться до класса — носили на руках. В 2003 году она получила аттестат с отличием. Сейчас кандидат социологических наук Анна Дарган преподаёт в СКФУ. Часто приезжает на различные мероприятия в родную школу.
По словам Александра Кизима, наплыв родителей особенных детей случился именно после этой истории. И поток желающих попасть именно в СОШ № 21 не иссякает по сей день.
Особый климат
Одна из причин — это слаженная работа всего преподавательского состава и учеников школы.
«У нас добрая традиция. Мы регулярно проводим различные совместные мероприятия для обычных и особенных детей. Программу готовят наши старшеклассники из волонтёрского отряда «Открытое сердце». А ещё у нас есть удивительный жестовый хор. Ребята выступают на различных мероприятиях. Все они слышат, в этом и примечательность», — делится Александр Борисович.
После открытия выставки «Диалог равенства» в школе появилась ещё одна добрая традиция. Каждый год 11 мая преподавателям вручают школьную премию «Доверие» за развитие инклюзивного образования и просто доброе сердце. Церемония награждения проходит с участием известных спортсменов — Анны Бычковой, Людмилы Игнатенко, Ирины Кузьменко, общественных деятелей, художников.
Родительское и директорское спасибо
Большое количество грантов учебное заведение выиграло и получило ещё до того момента, как его признали лучшей инклюзивной школой страны. С получением почётного звания произошли некоторые изменения, но все они, как говорит директор, только положительного характера.
«Детей, желающих обучаться в нашей школе, стало больше. Штатное расписание пришлось изменить. У нас сейчас два дефектолога, два логопеда, такое же количество педагогов-психологов и социальных психологов. Должность тьютора — тоже штатная», — рассказывает Александр Кизима.
Среди особенных учеников школы есть ребята, родители которых специально переехали из других городов.
СОШ сотрудничает с СКФУ. Особенные выпускники получают высшее образование в этом вузе. А студенты СГПИ работают волонтёрами и проходят педагогическую практику, активно участвуют в организации школьных мероприятий и учебного процесса.
«На самом деле единственным препятствием для инклюзивного образования является не порог, который бывает сложно преодолеть инвалиду, а то, что в голове у некоторых людей, которым от природы дано здоровье. Для особенных учеников важно чувствовать себя такими же, как и все, важно общаться и проявлять свои способности», — делится Александр Кизима.
По его мнению, задача инклюзии не столько научить или дать знания, а скорее предоставить возможность научиться жить среди обычных людей.
В этом году Александр Борисович стал единственным представителем Ставропольского края, который удостоился высшей награды Всероссийского общества родителей инвалидов «Родительское спасибо».
«Всё, что закладывает образовательное учреждение, продолжается и в жизни. Именно школа становится моделью отношений в обществе. Очень хочется отметить вклад родителей обычных здоровых детей. Когда в 2003 году на школьных собраниях им объявили, что в каждом из классов будут особенные дети, большая часть отнеслась к этому с пониманием. В другие учебные заведения ушли лишь единицы. Если бы я мог, то давал бы премию «Директорское спасибо» мамам и папам, поддерживающим направление, выбранное нашей школой», — подытожил директор.
На момент нашей встречи заявление о приёме в первый класс подали родители детей, территориально относящихся к школе. С 1 июля начнут приём заявлений от ставропольчан, которые проживают в других микрорайонах, но хотят, чтобы их ребёнок учился именно в СОШ № 21. Такое желание уже проявили около 120 человек.
 
Текст: Ольга Самсонова
Фото: архив средней школы № 21 города Ставрополя
Видео: YouTube-канал средней школы № 21 города Ставрополя