чт, 28 март
16:42
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Скованные одной сценой

Статья

31 октября 2018, 13:33

Студенческий театр, флешбэки и душный зал

Нет, это не критический материал, даже не попытка перемыть кости молодым актёрам и режиссёрам. Это дружеский реверанс в адрес тех ребят, которые разбавили студенческие будни карнавалом, озорством и драмой. В Ставрополе на базе СКФУ прошёл театральный фестиваль «Феникс», корреспондент «Победы 26» побывал за кулисами и пообщался с несколькими участниками вне сцены, чтобы понять, каково это ждать последние две минуты перед выступлением.
Для начала стоит уточнить, что автор сам несколько лет назад играл в студенческом театре и пару раз выходил на сцену со словами «Кушать подано», да и в школьные годы умудрился сыграть в двух постановках. В общем, мандраж перед спектаклем ему знаком. Вот и сейчас ребята из Краснодара готовятся выйти под аплодисменты. Им предстоит открыть фестиваль «Феникс».
Быть первым на таких мероприятиях всегда трудно, особенно если ты только что приехал из другого города. Четырёхчасовой переезд не особо способствует поднятию боевого духа, но людей в зале это волнует. Все пришли за магией, и актёр должен её показать. В зале тишина, двери закрыты, войти или выти проблематично – любой шум мешает актёрам.
– За две минуты до выхода девушки рвут волосы на голове. Парни – на ногах, – говорит Влад.
– Что-то у тебя не видно было, чтоб волосы рвал, – смеюсь в ответ. Владу довелось взорвать зал самым необычным появлением на сцене. В одном из действий пьесы «Рыбка, Васька и Пёс с ними» ему пришлось выйти на сцену в платье и на каблуках. По сюжету он бродячий кот и должен подыграть своему товарищу домоседу Ваське: мол, никто не верит, что домашний кот ещё может заинтересовать уличную кошку, так пусть хоть друг подыграет.
– Долго соглашался на такую сцену?
– Ну… Пришлось согласиться на такую авантюру, его не сделаешь ради театра. Мы минуты две его меняли за кулисами, чуть не порвали это платье.
Впрочем, не только платьем запомнилось выступление кубанцев. Сама пьеса хоть и рассказывает о жизни животных, наполнена социальной драмой: будь то рыбка в аквариуме, которая мечтает однажды плюнуть в лицо своему хозяину, но вынуждена мириться с бытом, будь то холёный кот, которому всего-навсего нужна поддержка. На фоне этих забавных сцен вдруг вырисовывается печальная история пса, который вспоминает своих хозяев и замерзает на холоде. И здесь уде не до смеха.
– У нас была задача – показать выбор. У рыбок герой выбирает между возлюбленной рыбкой и золотой, между семейным счастьем и показными подвигами. Во второй новелле у нас два кота, которые завидуют друг другу. Васька завидует Котяне, ведь он может общаться с кошками, зато Васька домашний, и его все любят. Но в итоге бродячий кот решает пойти навстречу другу, – говорит Ванезик.
– А Пёс?
– Здесь, конечно, самый грустный кусок. Мы хотели показать выбор Пса. Он не собирается оставлять плохое в памяти и говорит только о хорошем. В конце умирая, он радуется, что вернулся к семье. Вообще тема собак в кино и на сцене всегда самая грустная: Хатико, Бим…
После первого номера объявили перерыв. Отстрелявшиеся ребята решили прогуляться и подышать свежим воздухом. После долгой дороги им хотелось немного посмотреть город.
Ну а я попробовал подобраться к готовившимся к выходу ставропольцам. Правда, в итоге меня попросили выйти: они репетируют и до выступления интервью не дают. И даже не разрешают фотографировать. Актёры… Что поделаешь?
В антракте я встретил на улицу харизматичную троицу. Вроде бы даже их представляли среди участников. Так и оказалось. Мария приехала из Ростова-на-Дону. Она режиссёр театральной студии «Попытка диалога», им предстояло сыграть спектакль «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннеси Уильямса. Илья и Андрей помогают ей в Ставрополе с техническим исполнением.
– Эти ребята мои друзья, я их давно долбила в уши, присылала видео постановки. У нас была часовая конференция в скайпе, сейчас мы отдохнём, и я снова заведу свою песню, – смеётся Маша.
Ростовцы, кстати, уже привыкли к дороге, потому и не вымотаны особо. Буквально недавно они играли на сцене в другом городе на ещё одном фестивале.
– Мы со своим рок-туром для бедных. Сейчас ребята готовятся, гулять по городу будем, когда отыграем.
– А почему выбрали Теннеси Уильямса?
– Ну, мы просто поняли, что шутить мы все не умеем. Точнее шутим, но плохо, поэтому взяли серьёзную вещь. Это клёвая пьеса. Там нет вот этих шекспировских заламываний рук, типа «Убил! Страдаю!». Мы не играем на классических триггерах человека, а смотрим на более сложные ситуации. В частности здесь речь о семье без отца, где одна мать и двое детей. Бытовуха тридцатых годов Америки, но, по сути, пьеса вне времени.
– Всех ждут вьетнамские флешбэки из семейной жизни, – подхватил Илья.
Пока в фойе шестого корпуса ждали очередной спектакль, мне попались ребята из Пермского края. Их коллектив получил название «Семнадцатая скрипка», пожалуй, из всех наиболее необычное. За пару минут до полной тишины ребята немного успели рассказать о себе:
– В любом оркестре важная каждая скрипка, потому и семнадцатая. Сегодня веером уже будем играть. Только вот в зале очень жарко, так что к волнению ещё испарина добавится. Мы, кстати, уже не первый раз в вашем городе. Были уже на студвесне, город и публика гостеприимные у вас.
– А у вас?
Этот вопрос остался без ответа, толпа собралась у дверей и потихоньку переползла в зрительный зал. Ставропольским ребятам из «Славного театра» предстояло сыграть на сцене Ивана Бунина.
Первая часть постановки – рассказ «Кавказ» из цикла «Тёмные аллеи». Женщина бежит на Кавказ вместе со своим возлюбленным от мужа, который виноват лишь в том, что ревнует её. Офицер, которого повели по ложному следу, не находит её и в конце концов решил застрелиться. Это действие сменяет на сцене рассказ «Постоялец» о странном человеке, который снимал комнату у двух хозяек. Встреча с ним перевернула их мир, и с тех пор они не решаются кому-либо сдавать комнату: вдруг попадётся очередной ненормальный, который по ночам петухом кричит.
Вся постановка получила название «Предначертанность чувств». Она оказалась эдаким конструктором, причём как в смысловом плане, так и в плане возможностей сцены. Ребятам приходилось не только сочетать воедино трагическую историю любви с комичной историей о странноватом постояльце, но и всячески играть с декорациями. Возникал эффект смены кадров, как в настоящем кино, это не могло не зацепить. ДА и играли ребята с полной отдачей, особенно в «Постояльце».
– А не тяжело сейчас было играть и таскать на себе эти двери? Ты же ведь их то в стол, то в тумбу превращаешь? – спрашиваю у Павла после спектакля. На его лице всё ещё белеет грим, на голове чёрный цилиндр. С виду – герой клипа «Пикника».
– На самом деле даже помогает. От волнения руки хочется чем-то занять, и вот тебе сразу выход. Так что было даже легче.
Рядом с Павлом стоит Татьяна, она играла одну из напуганных хозяек. Собственно, испуг получилось идеально передать с помощью грима:
– А если бы сейчас вот с таким странным персонажем столкнулась, пожаловалась бы куда следует?
– Ну, тут-то вопрос в том и стоит: а был ли мальчик? Вполне возможно, что такой постоялец мог быть лишь плодом воображения барышень.
Через пару дней они уже пришли за своими наградами на закрытии. Именно их постановка стала абсолютным победителем трёхдневного фестиваля: костюмы и женские роли оказались на высоте. Хотя сами ребята говорят, что не думали о победе, а просто захотели попробовать поставить не самого театрального писателя.
Впрочем, какая разница кто победил? Подойди к каждому из участников – увидишь, что хотя все они из разных городов и театральных студий, хотя все они любят разную литературу, их объединила любовь к сцене и интерес к экспериментам.
Считается, что в современном обществе театр теряет свою актуальность. По крайней мере, так говорит старшее поколение. Не соглашусь: когда-то был только театр, потом только театр и кино, и так далее. Сейчас он является частью большого культурного массива, из которого каждый человек выбирает нужное только ему. Так что интерес к сцене это вопрос выбора. Если бы она потеряла значимость, вряд ли подобные фестивали были в ходу. Даже само участие студентов, бывших и нынешних, прямое тому опровержение.
Вот только залы нужно проветривать: в духоте сложно погружаться в культуру.
Сергей Гаврилюк.
Фото: Родион Колчанов.