Тема дня: Глава Ставрополья дал поручения региональному кабмину по исполнению послания президента РФ

«Ставропольская акционерная»: взлёт и падение первой авиакомпании края

08.02.2018, 17:56 Ставропольский край
Вместе с развалом Советского Союза развалился и национальный перевозчик «Аэрофлот». Крупнейшая в мире авиакомпания распалась на сотни авиаперевозчиков, в которых превратились теперь уже самостоятельные авиаотряды из регионов. Одним из таких перевозчиков и стала «Ставропольская акционерная авиакомпания», канувшая в лету в начале 2000-х. В недолгой истории некогда одного из крупнейших авиаперевозчиков Юга России разобрались журналисты «Победы26».

Советский период

Говоря о «СААК», нельзя не упомянуть Ставропольский объединённый авиаотряд, на основе которого и была создана авиакомпания. Свой авиаотряд в Ставрополе был образован в 1964 году, а уже 20 лет спустя ежегодный пассажиропоток в ставропольском аэропорту превышал 200 тысяч человек в год. По состоянию на конец 1980-х годов, из краевой столицы можно было улететь в 51 город СССР, в том числе в населённые пункты Азербайджана, Грузии, Армении, Туркмении, Казахстана, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Молдавии, на курорты Крыма и Черноморья.

Активно развивались в советское время и местные воздушные линии. Почти в каждом городе края был свой аэродром с грунтовой взлётно-посадочной полосой, позволявший принимать небольшие самолёты. Зеленокумск, Будённовск, Курская, Арзгир, Благодарный, Пятигорск, Минеральные Воды, Дивное, Нефтекумск — все эти населённые пункты были связаны со Ставрополем воздушными линиями. Летали на этих маршрутах 12-местные самолёты Ан-2, известные в народе как «кукурузники».

После развала

В 1992 году советский «Аэрофлот» прекратил существование. Тогда же на Ставропольский объединённый авиаотряд и городской аэропорт были приватизированы и превратились в «Ставропольскую акционерную авиакомпанию». Уже в феврале 1993 года аэропорт получил статус международного, после первого рейса в Трабзон, выполненного на самолёте Ан-24.

С тех пор «СААК» активно приступила к экспансии на рынок международных авиаперевозок, с каждым годом увеличивая количество направлений. Уже к середине 90-х годов выполнялись рейсы в Прагу, Варну, Римини, Салоники, Бургас, Закинтос, Шарджу. Пользовались популярностью и полёты в сирийский Алеппо, рейсы сюда выполнялись дважды в неделю. На чартерной основе самолёты «СААК» летали в Индию, Пакистан, Китай и Южную Корею.

Но главным зарубежным направлением для авиакомпании оставалась Турция. В 1993 году «СААК» открыла здесь два своих представительства: в Стамбуле и Трабзоне. География полётов из Ставрополя в турецкие города была довольно широкой: Трабзон, Анталья, Самсун, Стамбул.

«Ставропольская акционерная авиакомпания» активно выполняла пассажирские перевозки из аэропорта краевого центра не только за границу, но и по России. В географию полётов авиакомпании на внутренних линиях входили Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Саратов, Воронеж, Краснодар, Новосибирск, Красноярск, Магадан и даже Петропавловск-Камчатский.

Авиакомпания старалась развиваться и в сфере грузоперевозок, для этого часть лётчиков была переучена для полётов на тяжёлом транспортном самолёте Ил-76. Однако по ряду причин получить эти транспортники не удалось и в будущем «СААК» продолжила перевозить грузы на более лёгких Ан-24 и Ан-26.

Постепенно авиакомпания начала увеличивать парк самолётов, вводя в эксплуатацию новые типы воздушных судов. Уже в 1994 году «СААК» получила первый самолёт Ту-134, а с 1995 году в парке появились первые Ту-154, что позволило значительно расширить географию полётов. Своей ливреи (то есть уникального окраса самолётов) у «Ставропольской акционерной авиакомпании» не было. Самолёты «СААК» летали в старой ливрее «Аэрофлота»: белый фюзеляж с нарисованными вдоль синими полосами.

За границей

Самолёты «Ставропольской акционерной авиакомпании» летали не только на территории России. Несколько ставропольских Ан-24 по контракту были отправлены в Африку, где выполняли полёты между местными странами, перевозя пассажиров и грузы. Ставропольские лётчики успели побывать в Эритрие, Эфиопии, Йемене, Джибути, Конго, Гане, Зимбабве, Судане, Египте, Кении, Танзании. Помимо стран Африки ставропольские самолёты выполняли внутренние рейсы на территории Турции, а также летали по весьма популярному в то время маршруту Трабзон – Сочи.

Работали в Африке и вертолётчики «СААК», выполнявшие миротворческие миссии в Сомали по контракту с ООН. В условиях гражданской войны, пилоты Ми-8 перевозили гуманитарные грузы, лекарства, раненых, а также патрулировали территорию. Позже ставропольские экипажи приступили к выполнению и других задач. В ЮАР они тушили пожары, а в Гималаях работали на склонах Эвереста, перевозя грузы в труднодоступные места горной цепи.

 

Катастрофа под Черкесском и закрытие авиакомпании

18 марта 1997 года Ан-24, выполнявший рейс из Ставрополя в Трабзон, потерпел крушение под Черкесском. Летевший на высоте 6 километров самолёт рассыпался в воздухе. Погибли 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Комиссия, расследовавшая причины авиакатастрофы, пришла к выводу, что Ан-24 разбился из-за некачественного техобслуживания. Разбившийся самолёт несколько лет летал в Африке, где в условиях местного климата у него началась сильная коррозия фюзеляжа. При прохождении очередного ремонта трещины в хвостовой части самолёта закрыли накладками, а когда следы коррозии появились вновь — их попросту закрасили. В итоге во время болтанки над территорией Карачаево-Черкесии у лайнера оторвался хвост.

С крушения Ан-24 начался закат «Ставропольской акционерной авиакомпании», которая увязла в череде судебных разбирательств. Отразились на работе авиакомпании экономический кризис 1998 года и последовавший за ним дефолт. В декабре 1998 года авиаперевозчик прошёл реорганизацию, став закрытым акционерным обществом. В 1999 году приватизацию ставропольского аэропорта признали незаконной и воздушная гавань вернулась в собственность края.

На фоне экономических проблем количество рейсов «Ставропольской акционерной авиакомпании» продолжало сокращаться, а объёмы выручки — падать. 28 декабря 2000 года сертификат эксплуатанта у авиакомпании был аннулирован и перевозчик прекратил полёты.

 

Не ковыряться вилкой в смартфоне Новые правила этикета, которые вы могли пропустить
Программа «Молодая семья»: инструкция по применению «Люди как люди. Только квартирный вопрос испортил их» — цитата из бессмертного «Мастера и Маргариты» со временем не потеряла актуальности. Но если во времена Булгакова подразумевалась невыносимая жизнь в коммуналке, то сегодня это относится к дороговизне жилья и стремлении современного человека любой ценой заполучить собственные квадратные метры.
Стежок за стежком: где в Ставрополе вращается солнце Есть у нас в городе на углу 50 лет ВЛКСМ и Тухачевского небольшой магазинчик с неприметной вывеской и необычным названием «Ярга». Это магазин этнической славянской культуры. Заходя туда, будто попадаешь в другой мир. Старая прялка, венки из сухоцветов, валенки, всевозможный декор из дерева и глины, стилизованные под старину украшения и множество других вещей ручной работы. Но самое главное – одежда. Древнерусские вышитые разноцветными узорами рубахи, сарафаны, платья и юбки. И всё исключительно из льна.
Утомлённые мегаполисом: истории москвичей, переехавших в Ставрополь Бытует мнение, что люди из провинции все, как один, стремятся перебраться на ПМЖ в столицу. Там и возможностей больше, инфраструктура лучше, развлечения интереснее и, вообще, «все деньги в Москве». А в Ставрополь, если и переезжают, то лишь из сёл и окрестных республик. Каково же удивление, когда узнаёшь, что твой коллега/знакомый/новый парень лучшей подруги родом из тех самых столиц. Попробуем выяснить, что же заставляет москвичей бросать насиженные места и отправляться в провинцию.
Разнесённые ветром Ставрополь в очередной раз чуть не сдуло.
«Мы три года общались с помощью веб-камеры» или путь из Литвы в Ставрополь В поезде Москва—Ставрополь я встретила удивительного пассажира. Молодая девушка ехала из столицы в гости к парню, которого ни разу не видела. Но это не всё. Москва — лишь транзитный пункт. В Россию она прилетела из литовского города.
Три весёлых буквы: как мошенники от ЖКХ обманывают потребителей — Получу пенсию — сразу отложу на коммуналку, заплачу всё, а на остальное буду жить, — рассказывает пожилая женщина в очереди.
Кувырком: как на Ставрополье готовится к Олимпиаде бразильский BMX-райдер Жаром Эльяс Медейрос де Оливейра — 22-летний ВМХ-райдер, член олимпийской сборной Бразилии, мечтающий стать лучшим в мире. Сейчас он живёт в Ставрополе с женой Катериной и продолжает тренироваться. Как ему это удаётся, узнал корреспондент «Победы26».
Товарищи душманы, просьба не стрелять! 15 февраля исполняется 30 лет со дня вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана*. В системе внутренних дел Ставрополья 130 ветеранов далеких событий. В том числе один действующий сотрудник, начальник МРЭО ГИБДД города Георгиевска ГУ МВД России по СК подполковник полиции Андрей Аксёненко.
Откуда ноги растут: как формируются тарифы на услуги ЖКХ объяснили ставропольские эксперты В Ставрополе прошёл тур для представителей СМИ по теплоснабжающим предприятиям города. Экспертное сообщество объяснило, откуда берётся повышение тарифов на теплоэнергию и чего ждать ставропольцам в обозримом будущем.
Как тебе такое, Илон Маск: как ставрополец удивил изобретателя-миллиардера Ставропольский Кулибин — именно так прозвали 18-летнего Сергея Артюшенко. Он прославился едва ли не на весь мир благодаря своей переделке старой машины. Молодой человек собрал «жигули-наоборот» — автомобиль, появление которого на улицах Ставрополя вызвало настоящий бум в соцсетях.
Инструкция: как похудеть правильно и без риска для здоровья О красивом теле мечтает каждый из нас. Стоя перед зеркалом, обнимая свой пухлый животик, мы мечтаем, что на утро как по мановению волшебной палочки вместо него там будут кубики пресса. Но такое преображение может произойти только в воображаемом мире. В реальном же придётся не одну сотню часов провести в спортзале, чтобы достичь желаемого результата.