Тема дня: Губернатор Ставрополья поручил разработать краевую стратегию безопасности дорожного движения

«Ставропольская акционерная»: взлёт и падение первой авиакомпании края

08.02.2018, 17:56 Ставропольский край
Вместе с развалом Советского Союза развалился и национальный перевозчик «Аэрофлот». Крупнейшая в мире авиакомпания распалась на сотни авиаперевозчиков, в которых превратились теперь уже самостоятельные авиаотряды из регионов. Одним из таких перевозчиков и стала «Ставропольская акционерная авиакомпания», канувшая в лету в начале 2000-х. В недолгой истории некогда одного из крупнейших авиаперевозчиков Юга России разобрались журналисты «Победы26».

Советский период

Говоря о «СААК», нельзя не упомянуть Ставропольский объединённый авиаотряд, на основе которого и была создана авиакомпания. Свой авиаотряд в Ставрополе был образован в 1964 году, а уже 20 лет спустя ежегодный пассажиропоток в ставропольском аэропорту превышал 200 тысяч человек в год. По состоянию на конец 1980-х годов, из краевой столицы можно было улететь в 51 город СССР, в том числе в населённые пункты Азербайджана, Грузии, Армении, Туркмении, Казахстана, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Молдавии, на курорты Крыма и Черноморья.

Активно развивались в советское время и местные воздушные линии. Почти в каждом городе края был свой аэродром с грунтовой взлётно-посадочной полосой, позволявший принимать небольшие самолёты. Зеленокумск, Будённовск, Курская, Арзгир, Благодарный, Пятигорск, Минеральные Воды, Дивное, Нефтекумск — все эти населённые пункты были связаны со Ставрополем воздушными линиями. Летали на этих маршрутах 12-местные самолёты Ан-2, известные в народе как «кукурузники».

После развала

В 1992 году советский «Аэрофлот» прекратил существование. Тогда же на Ставропольский объединённый авиаотряд и городской аэропорт были приватизированы и превратились в «Ставропольскую акционерную авиакомпанию». Уже в феврале 1993 года аэропорт получил статус международного, после первого рейса в Трабзон, выполненного на самолёте Ан-24.

С тех пор «СААК» активно приступила к экспансии на рынок международных авиаперевозок, с каждым годом увеличивая количество направлений. Уже к середине 90-х годов выполнялись рейсы в Прагу, Варну, Римини, Салоники, Бургас, Закинтос, Шарджу. Пользовались популярностью и полёты в сирийский Алеппо, рейсы сюда выполнялись дважды в неделю. На чартерной основе самолёты «СААК» летали в Индию, Пакистан, Китай и Южную Корею.

Но главным зарубежным направлением для авиакомпании оставалась Турция. В 1993 году «СААК» открыла здесь два своих представительства: в Стамбуле и Трабзоне. География полётов из Ставрополя в турецкие города была довольно широкой: Трабзон, Анталья, Самсун, Стамбул.

«Ставропольская акционерная авиакомпания» активно выполняла пассажирские перевозки из аэропорта краевого центра не только за границу, но и по России. В географию полётов авиакомпании на внутренних линиях входили Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Саратов, Воронеж, Краснодар, Новосибирск, Красноярск, Магадан и даже Петропавловск-Камчатский.

Авиакомпания старалась развиваться и в сфере грузоперевозок, для этого часть лётчиков была переучена для полётов на тяжёлом транспортном самолёте Ил-76. Однако по ряду причин получить эти транспортники не удалось и в будущем «СААК» продолжила перевозить грузы на более лёгких Ан-24 и Ан-26.

Постепенно авиакомпания начала увеличивать парк самолётов, вводя в эксплуатацию новые типы воздушных судов. Уже в 1994 году «СААК» получила первый самолёт Ту-134, а с 1995 году в парке появились первые Ту-154, что позволило значительно расширить географию полётов. Своей ливреи (то есть уникального окраса самолётов) у «Ставропольской акционерной авиакомпании» не было. Самолёты «СААК» летали в старой ливрее «Аэрофлота»: белый фюзеляж с нарисованными вдоль синими полосами.

За границей

Самолёты «Ставропольской акционерной авиакомпании» летали не только на территории России. Несколько ставропольских Ан-24 по контракту были отправлены в Африку, где выполняли полёты между местными странами, перевозя пассажиров и грузы. Ставропольские лётчики успели побывать в Эритрие, Эфиопии, Йемене, Джибути, Конго, Гане, Зимбабве, Судане, Египте, Кении, Танзании. Помимо стран Африки ставропольские самолёты выполняли внутренние рейсы на территории Турции, а также летали по весьма популярному в то время маршруту Трабзон – Сочи.

Работали в Африке и вертолётчики «СААК», выполнявшие миротворческие миссии в Сомали по контракту с ООН. В условиях гражданской войны, пилоты Ми-8 перевозили гуманитарные грузы, лекарства, раненых, а также патрулировали территорию. Позже ставропольские экипажи приступили к выполнению и других задач. В ЮАР они тушили пожары, а в Гималаях работали на склонах Эвереста, перевозя грузы в труднодоступные места горной цепи.

 

Катастрофа под Черкесском и закрытие авиакомпании

18 марта 1997 года Ан-24, выполнявший рейс из Ставрополя в Трабзон, потерпел крушение под Черкесском. Летевший на высоте 6 километров самолёт рассыпался в воздухе. Погибли 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Комиссия, расследовавшая причины авиакатастрофы, пришла к выводу, что Ан-24 разбился из-за некачественного техобслуживания. Разбившийся самолёт несколько лет летал в Африке, где в условиях местного климата у него началась сильная коррозия фюзеляжа. При прохождении очередного ремонта трещины в хвостовой части самолёта закрыли накладками, а когда следы коррозии появились вновь — их попросту закрасили. В итоге во время болтанки над территорией Карачаево-Черкесии у лайнера оторвался хвост.

С крушения Ан-24 начался закат «Ставропольской акционерной авиакомпании», которая увязла в череде судебных разбирательств. Отразились на работе авиакомпании экономический кризис 1998 года и последовавший за ним дефолт. В декабре 1998 года авиаперевозчик прошёл реорганизацию, став закрытым акционерным обществом. В 1999 году приватизацию ставропольского аэропорта признали незаконной и воздушная гавань вернулась в собственность края.

На фоне экономических проблем количество рейсов «Ставропольской акционерной авиакомпании» продолжало сокращаться, а объёмы выручки — падать. 28 декабря 2000 года сертификат эксплуатанта у авиакомпании был аннулирован и перевозчик прекратил полёты.

 

2018.04.26
Андер Арт: послесловие Всероссийский форум современной молодёжной культуры «Андер Арт», проходивший на площадке ставропольского музея «Россия. Моя история», оставил приятные впечатления и гору неудобных вопросов. Попробуем разобраться, что это было и для чего вообще нужны подобные события.
Похудеть любой ценой: практические советы ставропольских экспертов Всего один месяц до лета, а это значит, что пора коротких юбок и пляжных шорт вот-вот наступит. Подготовка к тёплым денькам каждый год происходит по знакомой схеме. Зимой думаешь, что нужно похудеть к летнему сезону, но всё так и остаётся на стадии замысла.
«Надо изобретать велосипед, который интересен тебе» В центре Ставрополе, в городском ЦУМе открылась фотозона, похожая на небольшой музей. Внутри – необычные велосипеды. Они не подойдут для гонок или трюков, но поездка на таких точно не останется незамеченной. Это кастомные велосипеды, которые собрал Игорь Кутний или, как ещё его знают, Игорь Diesel. Он занимается кастомизацией и тюнингов двухколёсного транспорта – велосипедов и мотоциклов – делая из них произведения искусства. Корреспондент «Победа26» посетил фотозону и встретился с мастером, чтобы узнать, откуда взялась позитивная механика, какое послание можно зашифровать в деталях и какой велосипед стоит в гараже у губернатора Ставрополья.
Такой футбол нам нужен «Тренер» - хоть и не «Малышка на миллион», но вполне добротная спортивная драма.
Общественный транспорт на грани нервного срыва Ставрополь. 22:30. Остановка «Краевая больница». Вот уже 30 минут я стою под промозглой моросью в надежде дождаться хотя бы маршрутку. Они ездят, но торчащие в окна пятые точки как бы намекают, что попасть внутрь можно только если ты — кот.
Дорогая, не собирайся! Почему не нужно торопиться переезжать из Ставрополя в Краснодар.
Сберечь время и здоровье: как идёт апгрейд ставропольских поликлиник Похоже, визит к врачу без очередей из сказки становится приятной реальностью. Это касается и Ставропольского края, где федеральный проект «Бережливая поликлиника», пытается поставить на первое место интересы пациентов. Подробнее о том, как медицина поворачивается к нам лицом, в материале «Победы26».
«Помогите, нас заливает кипятком»: хроника одного вечера ставропольской многоэтажки 8 апреля около 17:30 в доме по адресу Шпаковская, 121 случился самый настоящий апокалипсис, правда, местного масштаба. У одного из жителей произошла авария — сорвало полотенцесушитель, и на пол хлынул кипяток. «Победа26» выясняла все подробности этой многочасовой «горячей» эпопеи.
Враг рядом: что делать, если вас кто-то преследует? «Он постоянно копался в моих вещах, искал поводы для очередной истерики. Иногда хватал за руки так, что оставались синяки. После работы часто караулил. Приходилось скрываться, просить подруг встречать меня, выключать телефон…».
Кто вербовал ставропольцев через Telegram? В 2017 году на стороне террористических организаций в Сирии воевало около 100 ставропольцев. Такое заявление сделал заместитель правительства Ставропольского края Юрий Скворцов.
«Заставить филолога писать «Тотальный диктант» слишком сложно» — координатор акции в Ставрополе «Тотальный диктант» — всемирная акция по популяризации культуры русского языка — пройдёт в Ставрополе 14 апреля. Грамотность жители краевой столицы проверят уже в пятый раз. За это время количество участников выросло с 67 до более чем 1000 человек. Координатор акции в Ставрополе Виктория Сичинава объяснила Победе26, почему стоит написать диктант и под чью диктовку хотела бы писать сама.
Диагноз: орфанное заболевание. Как лечить неизлечимый недуг? В Ставрополе прошла встреча медиков, людей с орфанными недугами и представителей организаций, которые защищают их права. Обсуждали успехи в лечении «сиротских» заболеваний и нерешённые проблемы.