Тема дня: Губернатор Владимиров: Природоохранные мероприятия не должны ограничиваться Годом экологии

«Ставропольская акционерная»: взлёт и падение первой авиакомпании края

08.02.2018, 17:56 Ставропольский край
Вместе с развалом Советского Союза развалился и национальный перевозчик «Аэрофлот». Крупнейшая в мире авиакомпания распалась на сотни авиаперевозчиков, в которых превратились теперь уже самостоятельные авиаотряды из регионов. Одним из таких перевозчиков и стала «Ставропольская акционерная авиакомпания», канувшая в лету в начале 2000-х. В недолгой истории некогда одного из крупнейших авиаперевозчиков Юга России разобрались журналисты «Победы26».

Советский период

Говоря о «СААК», нельзя не упомянуть Ставропольский объединённый авиаотряд, на основе которого и была создана авиакомпания. Свой авиаотряд в Ставрополе был образован в 1964 году, а уже 20 лет спустя ежегодный пассажиропоток в ставропольском аэропорту превышал 200 тысяч человек в год. По состоянию на конец 1980-х годов, из краевой столицы можно было улететь в 51 город СССР, в том числе в населённые пункты Азербайджана, Грузии, Армении, Туркмении, Казахстана, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Молдавии, на курорты Крыма и Черноморья.

Активно развивались в советское время и местные воздушные линии. Почти в каждом городе края был свой аэродром с грунтовой взлётно-посадочной полосой, позволявший принимать небольшие самолёты. Зеленокумск, Будённовск, Курская, Арзгир, Благодарный, Пятигорск, Минеральные Воды, Дивное, Нефтекумск — все эти населённые пункты были связаны со Ставрополем воздушными линиями. Летали на этих маршрутах 12-местные самолёты Ан-2, известные в народе как «кукурузники».

После развала

В 1992 году советский «Аэрофлот» прекратил существование. Тогда же на Ставропольский объединённый авиаотряд и городской аэропорт были приватизированы и превратились в «Ставропольскую акционерную авиакомпанию». Уже в феврале 1993 года аэропорт получил статус международного, после первого рейса в Трабзон, выполненного на самолёте Ан-24.

С тех пор «СААК» активно приступила к экспансии на рынок международных авиаперевозок, с каждым годом увеличивая количество направлений. Уже к середине 90-х годов выполнялись рейсы в Прагу, Варну, Римини, Салоники, Бургас, Закинтос, Шарджу. Пользовались популярностью и полёты в сирийский Алеппо, рейсы сюда выполнялись дважды в неделю. На чартерной основе самолёты «СААК» летали в Индию, Пакистан, Китай и Южную Корею.

Но главным зарубежным направлением для авиакомпании оставалась Турция. В 1993 году «СААК» открыла здесь два своих представительства: в Стамбуле и Трабзоне. География полётов из Ставрополя в турецкие города была довольно широкой: Трабзон, Анталья, Самсун, Стамбул.

«Ставропольская акционерная авиакомпания» активно выполняла пассажирские перевозки из аэропорта краевого центра не только за границу, но и по России. В географию полётов авиакомпании на внутренних линиях входили Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Саратов, Воронеж, Краснодар, Новосибирск, Красноярск, Магадан и даже Петропавловск-Камчатский.

Авиакомпания старалась развиваться и в сфере грузоперевозок, для этого часть лётчиков была переучена для полётов на тяжёлом транспортном самолёте Ил-76. Однако по ряду причин получить эти транспортники не удалось и в будущем «СААК» продолжила перевозить грузы на более лёгких Ан-24 и Ан-26.

Постепенно авиакомпания начала увеличивать парк самолётов, вводя в эксплуатацию новые типы воздушных судов. Уже в 1994 году «СААК» получила первый самолёт Ту-134, а с 1995 году в парке появились первые Ту-154, что позволило значительно расширить географию полётов. Своей ливреи (то есть уникального окраса самолётов) у «Ставропольской акционерной авиакомпании» не было. Самолёты «СААК» летали в старой ливрее «Аэрофлота»: белый фюзеляж с нарисованными вдоль синими полосами.

За границей

Самолёты «Ставропольской акционерной авиакомпании» летали не только на территории России. Несколько ставропольских Ан-24 по контракту были отправлены в Африку, где выполняли полёты между местными странами, перевозя пассажиров и грузы. Ставропольские лётчики успели побывать в Эритрие, Эфиопии, Йемене, Джибути, Конго, Гане, Зимбабве, Судане, Египте, Кении, Танзании. Помимо стран Африки ставропольские самолёты выполняли внутренние рейсы на территории Турции, а также летали по весьма популярному в то время маршруту Трабзон – Сочи.

Работали в Африке и вертолётчики «СААК», выполнявшие миротворческие миссии в Сомали по контракту с ООН. В условиях гражданской войны, пилоты Ми-8 перевозили гуманитарные грузы, лекарства, раненых, а также патрулировали территорию. Позже ставропольские экипажи приступили к выполнению и других задач. В ЮАР они тушили пожары, а в Гималаях работали на склонах Эвереста, перевозя грузы в труднодоступные места горной цепи.

 

Катастрофа под Черкесском и закрытие авиакомпании

18 марта 1997 года Ан-24, выполнявший рейс из Ставрополя в Трабзон, потерпел крушение под Черкесском. Летевший на высоте 6 километров самолёт рассыпался в воздухе. Погибли 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Комиссия, расследовавшая причины авиакатастрофы, пришла к выводу, что Ан-24 разбился из-за некачественного техобслуживания. Разбившийся самолёт несколько лет летал в Африке, где в условиях местного климата у него началась сильная коррозия фюзеляжа. При прохождении очередного ремонта трещины в хвостовой части самолёта закрыли накладками, а когда следы коррозии появились вновь — их попросту закрасили. В итоге во время болтанки над территорией Карачаево-Черкесии у лайнера оторвался хвост.

С крушения Ан-24 начался закат «Ставропольской акционерной авиакомпании», которая увязла в череде судебных разбирательств. Отразились на работе авиакомпании экономический кризис 1998 года и последовавший за ним дефолт. В декабре 1998 года авиаперевозчик прошёл реорганизацию, став закрытым акционерным обществом. В 1999 году приватизацию ставропольского аэропорта признали незаконной и воздушная гавань вернулась в собственность края.

На фоне экономических проблем количество рейсов «Ставропольской акционерной авиакомпании» продолжало сокращаться, а объёмы выручки — падать. 28 декабря 2000 года сертификат эксплуатанта у авиакомпании был аннулирован и перевозчик прекратил полёты.

 

Сергей Пархисенко

Городская среда
По следам инвестфорума «Сочи-2018» В Сочи состоялся 17-й Российский инвестиционный форум. Ставропольской делегации, возглавляемой губернатором Владимиром Владимировым, удалось заключить на площадке 12 соглашений. «Победа26» расскажет, с какими же итогами для нашего региона завершился форум «Сочи-2018».
Чипсы из свёклы, хумус и сыроедческий чизкейк: что постящимся выбрать в ставропольских магазинах «Победа26» оценила ассортимент ставропольских магазинов с точки зрения его пригодности для постного меню. Мы выяснили, что поставили на полку торговые сети перед Великим постом и как обновили линейки товаров местные производители.
Кардо: just because we can В Ставрополе прошёл первый в мире фестиваль уличных культур.
Артур Инджиев: «Главные победы ещё впереди» Ставрополец Артур Инджиев победил в конкурсе «Лидеры России» и вошёл в число 100 лучших молодых управленцев страны. Он — единственный из Ставропольского края и даже всего СКФО, кто по результатам отбора был включён в президентский кадровый резерв. Корреспондент портала «Победа26» спросил Артура о том, что привело его к успеху и как он намерен распорядиться возможностью, ради которой выдержал столько испытаний.
«Просто потому что могу»: хватит ли у вас денег на собственный автомобиль? Всё в жизни бывает впервые. Первый поцелуй, первый выпускной, первые ошибки в жизни. Увы, первый автомобиль для некоторых из нас может оказаться такой ошибкой. Просто потому что не рассчитали свои силы или вовсе — не повезло. И тогда начнётся грустная цепочка событий: первый кредит, первый звонок коллектора, первое банкротство, а где-то во всём этом может вклиниться последним гвоздём в гроб вашей мечты первая серьёзная поломка или авария.
Киберспортивные «войны» ставропольцев Многие из нас уверены, что занятия спортом — это всегда или почти всегда физическая нагрузка. Но, как оказалось, сидя перед монитором запросто можно выигрывать кубки, завоёвывать медали и быть лучшим из лучших. «Победа26» решила выяснить, во что играют ставропольские киберспортсмены. Для знакомства с компьютерным спортом мы отправились на турнир по легендарной игре Heroes III.
Мнение жителей преобразит Ставрополье Обновлённые скверы и площади, уютные дворы, обустроенные игровые и детские площадки – каждый хотел бы видеть свой город или село таким. В 2018 году благодаря проекту «Городская среда» в муниципалитетах Ставрополья благоустроят значимые для людей территории. Главное – сами жители выберут, какой объект они хотят видеть обновлённым.
Помоги себе сам, или как сказать «нет» весенней хандре На Ставрополье стартует масштабный региональный проект «За здоровье!». В удалённые территории в составе мобильных бригад отправятся специалисты краевых медицинских учреждений.
Масленичная неделя на Ставрополье: как это будет Традиционные «блинные» гуляния в этом году стартовали достаточно рано. До конца последнего зимнего месяца ещё более двух недель, а жители нашей страны уже готовы встречать весну. «Победа26» выяснила, где ставропольцы могут отведать блинов, повеселиться и сжечь чучело Масленицы.
Как устроить идеальное свидание в Ставрополе «День святого Валентина» — праздник для нас пришлый. Его придумали в других местах с другим климатом и культурным кодом. Но прижился он удивительно крепко — так, что никакие Петры и Февроньи его вытеснить не могут. Видимо, нуждались мы в особом дне, когда романтика превыше всего, а свои чувства надо, можно и даже нужно проявлять несмотря ни на какие обстоятельства.
Спорт для умных: как в Ставрополе прошёл первый фестиваль интеллектуальных игр? Напрягать мозги в последнее время стало модно. Едва ли не каждый будний день в одном, а то и в нескольких барах и кафе Ставрополя, устраивают квизы — игры на командный поиск правильного ответа. Есть и уровень для продвинутых эрудитов — ламповый «Что? Где? Когда». Городская лига в конце 2017-го успешно завершила четвёртый сезон. А в преддверии пятого её организаторы провели в Ставрополе открытый фестиваль интеллектуальных игр «Перекрёсток».
«Герои нашей земли» — истории подвигов прошлого и настоящего В 2018 году в Ставропольском крае, как и по всей стране, отмечают 73-летие Победы в Великой Отечественной. В этой кровопролитной войне погибло более 26 миллионов советских граждан, из них более 32 тысяч человек были ставропольчанами. На Ставрополье мероприятия в рамках празднования годовщины освобождения страны от захватчиков в этом году пройдут под девизом «Победа всегда с нами!».