чт, 28 март
17:34
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Те, о ком нельзя говорить

Статья

25 декабря 2018, 12:21

В Ставрополе прошла лекция Станислава Дробышевского «Мифы о расах: банальные и опасные»

В бизнес-акселераторе «СтавБит» краевого центра прошла заключительная в этом сезоне научно-просветительская лекция. На протяжении четырёх месяцев популяризаторы науки рассказывали всем желающим о мифах в медицине, эволюции русского языка, термоядерной энергетике и многом другом. Но самую горячую тему организаторы оставили напоследок.
Станислав Дробышевский – известный отечественный антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, педагог и популяризатор научного мировоззрения, научный редактор портала Антропогенез.ру. А ещё своеобразная поп-звезда современного русского просветительства. Он активно сражается с лже- и антинаучными концепциями о происхождении человека и популяризирует новейшие представления учёных о том, как мы возникли и почему мы именно такие. В прошлом году Дробышевский выстроил свою лекцию вокруг первой темы, теперь же постарался раскрыть пресловутый расовый вопрос.
Говорить об этом в наше время опасно и с точки зрения репутации, и, иногда, в самом прямом смысле. Травматический опыт прошлого века сделал само понятие расы во многом табуированным, чем-то таким, о чём в приличном обществе не говорят. В итоге пока толерантные западные учёные пытаются доказать, что никаких рас не существует вообще, ультраправые наследники идей Геббельса выдвигают всё новые псевдонаучные концепции о том, что люди не равны по своей природе и место в этой иерархии определяется цветом кожи или формой носа.
Дробышевский в этом плане проходит между Сциллой и Харибдой, рассказывая о том, как рассматривает этот вопрос современная антропология без идеологических искажений в ту или иную сторону. В данном случае он пошёл от противного, и речь шла не столько о происхождении рас, сколько о мифах вокруг них.
Пересказывать лекцию – дело неблагодарное, к тому же она записывалась на видео и посмотреть её целиком можно в сообществе «Открытые научные лекции в Ставрополе» ВКонтакте.
Если вкратце, то, по словам Дробышевского, человеческие расы объективно существуют. Правда, классические представления о их количестве и отличительных признаках сильно устарели. И если на бытовом уровне мы можем говорить об европеоидах, монголоидах и негроидах, то с точки зрения науки всё куда сложнее и интереснее.
А вот все разговоры о белокурых голубоглазых предках, равно как и о «чистоте расы» – полнейший бред. Первые люди, ступившие на Европейский континент по мере ухода ледников, были темнокожими и черноволосыми. То, что со временем мы посветлели, связано даже не с адаптацией к среде (нет никаких доказательств, что, к примеру, цвет волос как-то на неё влияет), а с тем, что наши пращуры жили в малочисленных изолированных друг от друга популяциях, что привело к многочисленным маленьким победам рецессивных генов, отвечающих за низкую выработку меланина на коже, в роговице и в волосяном покрове.
Хуже того, мы снова стремительно темнеем. Из-за того, что люди активно смешиваются и вообще нас стало много, человечество постепенно возвращается к естественной цветовой палитре. Не потому, что кто-то «портит голубую кровь» а в силу законов генетики.
В ту же мусорку наука отправляет и любые попытки связать расу с умственными способностями. За высокий интеллект у нас отвечает огромное количество генов, и результат их работы – видовой признак человека, который никак нельзя отнести к отдельным, сколь-либо большим и отличным от других популяциям. То же самое можно сказать и о склонностях к математике или музыке. Они распределены во всём человечестве примерно поровну, а вот степень их реализации зависит от среды, культурного контекста и прочих внешних факторов. Станислав Дробышевский привёл в качестве примера историю с австралийскими аборигенами, проигрывавшими белым ровесникам в тестах на IQ. Как выяснилось, у них попросту были разные условия обучения в школах. Как говорится, угадайте, в чью пользу.
Формирование нынешних рас шло на протяжении тысячелетий, а в последние века этот процесс вообще очень сильно ускорился. Те же латиноамериканцы, ныне весьма многочисленные, могут вести свою историю от первых визитов конкистадоров в Америку. А вот жителям Тасмании не повезло: после 20 тысяч лет изоляции, в ходе которой образовалось всё их своеобразие, приплыли англичане и всех их истребили. Наследие маленькой, но всё же отдельной расы сегодня хранят немногочисленные метисы.
К слову, об этом. Несмотря на популярный в определённой среде миф, на Земле все люди генетически совместимы друг с другом и способны давать плодовитое потомство. В этом плане разнообразие нашего вида куда скромнее, чем у тех же собак. Так что даже на «породу» расы никак не тянут. Так что же это такое? Не более чем совокупность внешних черт, которые, по сути, ни на что не влияют и интересны науке лишь с точки зрения того, как и откуда появилась та или иная популяция.
Именно этим расоведение отличается от так называемой расологии. В первом случае мы приоткрываем моменты древнейшей истории человека, во втором это не более, чем антигуманные попытки навязать идею о том, что люди не равны.
***
Сезон открытых научных лекций в Ставрополе завершён. Судя по забитым залам и огромному количеству отзывов, этот формат у нас востребован. А значит, не всё так плохо, как писали на стене у Дробышевского отдельные комментаторы. В следующем году просветители обязательно расскажут много нового, а пока все, кто жаждет настоящих знаний, а не того, что выдают за них разного рода мракобесы, могут укутаться пледом и посмотреть пару-тройку лекций на том же «Антропогенезе». И полезно, и приятно.
Станислав Маслаков.
Фото: Николай Сорокин.