чт, 28 март
18:54
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

Тысяча километров иной реальности

Статья

20 августа 2018, 14:29

Почему Российским велопутешественникам бывает тяжело возвращаться домой

Екатерина Пономаренко с двумя друзьями и будущим мужем за две июльских недели проехала около тысячи километров по Европе. Она рассказала, почему на двух колёсах смотреть «старушку» интереснее, чем на четырёх, сравнила знаменитую европейскую велосипедную инфраструктуру со ставропольской и объяснила, почему после возвращения кататься дома стало сложнее.
– Поздравляю со свадьбой! Предложение было сделано во время путешествия?
– Нет, мы даже планировали зарегистрировать брак там, но начали узнавать, сколько нужно документов и сколько потребуется потом на перевод здесь. В итоге решили не тратить время.
– Я думал, что это путешествие стало поводом для такого решения. Ведь проехать с человеком через всю Европу на велосипеде – дорогого стоит.
– Это не первое наше совместное путешествие, мы были на велосипедах и в Турции, и в Грузии. В походах день за три, конечно. Но и тогда уже было понятно, что дело идёт к свадьбе.
– Как возникла идея такого путешествия?
– У общественной организации «Велокавказ» есть традиция каждый год ездить куда-нибудь. В прошлом году мы отправились в Грузию и по возвращении сразу начали обсуждение, куда поехать в следующий раз. Я тогда высказала идею, что хочу в Европу, Андрей (муж – прим. ред.) меня поддержал, присоединились ещё два человека.
Первоначально речь шла о Польше, так как в середине июля проводилась европейская велонеделя, но в тот период между странами возникли недопонимания, ребята побоялись открывать визу, и мы начали искать другое направление. В итоге проехали по Словакии, Австрии, Венгрии, побывали на знаменитом озере Балатон.
– Но как нужно дойти до такого желания путешествовать, чтобы катить тысячу километров на велосипеде? Ведь так делают не все.
– Если путешествуешь на автомобиле – не замечаешь многих деталей. Проносишься между городами, но только их и видишь. С велосипедом ты более детально можешь прочувствовать место, рассмотреть детали, флору и фауну. Вот, например, мы поехали по Австрии. Всем известно, что это крутая страна с высоким уровнем жизни, некоторые судят об этом по столице – Вене. Но мы с полной уверенностью можем сказать, что посмотрели Австрию полностью – от городов до гор и шахтёрских деревушек.
– Сколько заняла подготовка к поездке?
– Сложно сказать, чтобы мы особо готовились. Почитали информацию, за пару недель собрали необходимое снаряжение, ушли с работы однажды в пятницу вечером и поехали. Единственное, внимательно намечали путевые точки на карте, так как в Европе не кинешь где попало палатку, приходилось останавливаться в кемпингах.
– А что по деньгам, сколько надо копить на такую поездку?
– Это очень странный вопрос, многие велосипедисты задают, но сложно ответить. Всё зависит от того, как ты «жируешь». Можно всю поездку прожить «на бичах», заваривая быструю лапшу каждый день, можно – шиковать. Все участники нашей экспедиции потратили по-разному. Наши велотоварищи, например, ради шутки измеряли всю поездку в бочонках местного пива: «Не, пообедать сейчас не пойду, потому что за пять евро можно купить бокал хорошего пива». Вопрос растрат зависит не от местных цен, а от умения считать и пользоваться интернетом. Например, в последние три дня мы заселились в хостел всего за четыре тысячи, если говорить в рублях.
– Чем отличаются велосипедные поездки в России и в Европе?
– Это несравнимые вещи. В одном случае инфраструктура есть, а в другом – нет. В Европе для велосипедистов продумано всё для мелочей, сеть велодорожек и пешеходные зоны позволяют путешествовать из страны в страну. По федеральным трассам, кстати, велосипедистам кататься не разрешено, но всегда есть альтернативный путь. Можно ехать посреди какого-то поля, вокруг подсолнухи и кукуруза, а ты едешь по полноценной асфальтовой дороге и по стрелочкам ориентируешься, куда тебе нужно.
– Как ощущения после возвращения в нынешнюю российскую велореальность?
– Просто грустно, очень расстраиваешься, когда знаешь, что сделать нормально – реально, но…
– Неужели другая вселенная?
– Да, такая, где думают о людях и безопасности. На третий день поездки ты привыкаешь к тому, что тебя не собьёт машина и пешеход не бросится тебе под колёса, там этого просто нет. С этим чувством комфорта тяжело расставаться.
– В чём проблема в Ставрополе? Ведь тут сейчас, по заявлениям чиновников, для велосипедистов что-то делается.
– Проблема в том, что в создании инфраструктуры тут нет чёткой системы. Делают какие-то непонятные куски велодорожек, по три пятисотметровых участка за год. Но это не нужно, и не нужно вкладывать так много денег. Лучше один раз посовещаться проектной группой, продумать всё. Необязательно даже делать дорожки из резины, можно просто отделить полосы разметкой на дороге. Но, мне кажется, это не будет работать в Ставрополе.
– Уже есть планы на следующее путешествие? Хочется вернуться в те места, где были?
– Есть пара задумок, хотя ещё не выбирали. Но хочется посетить новые страны.
 
Никита Пешков.