пт, 29 март
01:45
Ставрополь
+5 °С, ясно
Эксклюзивы

В погоне за наукой: как в ставропольском «Кванториуме» растят будущих изобретателей

Статья

20 января 2018, 15:53

Детский технопарк открылся в Ставрополе три месяца назад, а с декабря азы науки здесь постигают школьники от 7 до 18 лет. Но 17 января занятия в образовательном центре отменили. Для этого не было никаких непредвиденных обстоятельств, просто здесь решили по-особому отметить День детей-изобретателей. Привычное расписание заменили квестом «По стопам изобретателей».

— Как круто! — восхищённо кричит мальчишка, только что пролетевший несколько метров с пологой горки на санках-ватрушках.
Не иначе увлекается физикой, думаю я, проходя мимо. Должно быть, изучает трение скольжения. Не может же ребёнок во дворе «Кванториума» просто развлекаться. Кажется, тут любая игра должна быть применима к делу.
В холле оказывается подозрительно тихо для здания, где одновременно находятся несколько десятков детей. Поднявшись этажом выше, обнаруживаю заинтересованных воспитанников в конференц-зале. Молодой преподаватель как раз рассказывает им об истории праздника.
— Датой празднования был выбран день рождения учёного, изобретателя, политика и журналиста Бенджамина Франклина. Знаете, наверное, такого? — обращается он к залу.
Оттуда доносится несколько робких невнятных ответов.
— Да! – вдруг уверенно перебивает остальных чей-то голос. — У него очки и лысина!
Дружный хохот разряжает несколько напряжённую обстановку, и лектор продолжает уже с улыбкой на лице:
— Это человек, чей портрет изображён на 100-долларовой купюре. Франклин ещё в 12 лет придумал ласты, но надевались они на руки, — интригует он детей.
Чем больше созданных юными умами предметов приводит в пример рассказчик, тем заинтересованнее становятся слушатели.
— Вы должны сегодня понимать, что у вас большое преимущество перед взрослыми, поскольку у вас намного ярче работает фантазия, и границы её гораздо шире, — резюмирует он, прежде чем дать старт игре.
«По стопам изобретателей» отправляются сразу несколько команд, которым предстоит пройти по семь станций, расположенных в разных квантах, и выполнить тематические задания. Вот она — возможность оценить, чем же занимаются юные коллеги, отдавшие предпочтение другим направлениям в образовательном центре.
Ребят предупреждают, что за успешное решение задач они будут получать местную валюту — «квантоны». Дети сразу же переименовывают их в «кванткоины», и готовятся в финальном задании обменять заработок на подсказки.
Первое задание во всех квантах одинаковое: сопоставить учёных с их открытиями. Единственное отличие — соответствие научному направлению. А вот на втором этапе приходится искать уже практическое решение.
Испытание энергией
В аудитории «энерджиквантума» дети возятся с какими-то проводами и приборами, похожими на маленькие вентиляторы.
— Лампу включайте серебристую! Вы соединили ветрогенератор. А по схеме что нужно собрать? На ней же не ветрогенератор. Переделывайте быстро! — строго указывает школярам на ошибки высокий и широкоплечий преподаватель.
Ребята снова пытаются разобраться в схеме, чтобы с помощью света запустить нужный прибор.
— Осталось три минуты, — поторапливает их педагог, из-за своих размеров кажущийся более грозным.
Несколько продуманных манипуляций — и всё складывается: загорается свет и лопасти начинают вращаться в нужном направлении. Как только задача оказывается решена, строгость и чрезмерная серьёзность наставника улетучиваются. И пока команды меняют локации, тороплюсь к освободившемуся на пару минут учителю.
— Чем вы здесь занимаетесь? — спрашиваю сходу.
— Это микропроект — изготовление системы управления вентиляторами на базе кремниевых солнечных батарей, — охотно поясняет Валерий Комков. — Дети понимают, как это сделать, за счёт школьных знаний и того, что успели усвоить здесь.
Валерий Евгеньевич не первый год работает с детьми. С недавних пор он вместе с новыми учениками в «Кванториуме» изучает энергоисточники будущего. Его воспитанники от 10 до 18 лет вникают в то, что связано с энергетикой, космонавтикой и похожими непростыми вопросами, с которыми человечество ещё столкнётся через некоторое время.
— Мы рассматриваем новые перспективы водородной энергетики и многое другое. «Кванториум» задуман как хорошо оснащённое учебное заведение, которое способно решать такие задачи, — объясняет педагог.
— Уже сейчас есть ребята, которые выделяются на фоне остальных? — интересуюсь перспективами учеников.
— Есть такие, но их единицы. Сегодня ведь основная проблема науки и техники состоит в том, что у нас исчезает слой генераторов идей — это те, кто создаёт инновационный продукт. Если таковых нет, насмарку идёт всё образование. И сражение на интеллектуальном фронте будет происходить между такими людьми. Вот этих «генераторов идей» как раз сложнее всего найти, сопровождать, учить и делать из них инженеров-конструкторов. А просто инженеров у нас много, — подытоживает учитель.
От теории к практике
Первое задание не вызывает особенных трудностей ни в одном кванте — общими усилиями ребята почти всегда справляются быстро. А там, где навыки нужно применить на практике, оказывается заметно сложнее.
В геоквантуме, окружив сенсорный стол с картами, дети ищут на подобии электронного глобуса здание «Кванториума». Уверенные в своих знаниях участники торопятся и мешают друг другу: земной шар вращают во всех направлениях, сдвигают с оси и переворачивают вверх Антарктидой.
— Кавказ! Кавказ ищи! — кричит один из любителей географии
— Наоборот карту разверни! — перебивает его другой советчик.
— Да ищите кто-нибудь один, — увещевает самый старший из участников, глядя на то, как каждый тянет Землю на себя.Кажется, от этого у обитателей планеты уже кружатся головы, и голубой шар рискует быть разорванным на части, пусть и виртуально.
— Подожди, вот сюда, — спокойно берёт карту в свои руки мальчишка. — Вот Ставропольский край, вот Минеральные Воды.
— Пускай вот он и ищет, — предлагает его коллега по команде.
— Мы вообще-то работали с этим, а не вы! — настаивает на своём синеглазый географ лет одиннадцати, когда на горизонте появляется Ставрополь.
Пусть и не сразу, но «Кванториум» дети всё же находят и отправляются штурмовать другие науки.
В обычные дни ученики геоквантума постоянно работают с Google Earth (в русском варианте — Планета Земля). Этот ресурс позволяет с помощью онлайн-трансляции прийти на любую территорию, посмотреть, что там происходит, и даже провести виртуальную экскурсию.
— А чем ещё вы здесь занимаетесь? — обращаюсь к преподавателю, отмечающему что-то в контрольном листке.
— Если с 8-9-летними детьми мы только учимся работать с картой, выделять границы страны и субъекта, искать города, то с 10-13-летними уже переходим к онлайн-картам, составляем полноценные маршруты, рассчитываем километраж, — с удовольствием поясняет Анна Щербакова.
— Программа здесь, безусловно, должна превосходить школьную. Что дети получат на выходе, уже отучившись здесь? — уточняю у Анны Михайловны, пока она готовится встретить новую команду.
— У нас здесь не просто география в чистом виде. Прежде всего, это геоинформационные системы. То есть работа с мобильными приложениями, онлайн-картами, создание панорам и различных видов — как обычное так и сферическое, это ещё и обработка космоснимков, — в её голосе легко улавливаются нотки гордости. — То есть ребёнок получает полноценные географические знания и навыки, которым обучают только в университете, например, на направлении «картография и геоинформатика».
По задумке, через несколько лет выпускник «геоквантума» будет уметь создавать карты при помощи профессиональных программ, и получит ту практическую базу, которая даётся уже в магистратуре.
Но это потом. А пока, перед переходом в новый квантум, участники старательно подчищают за собой историю браузера, чтобы не оставить подсказок следующим командам. И об этом не забывает никто.
В IT-кванте задание оказывается несложным — найти ответы на завуалированные вопросы, грамотно сформировав запрос по ключевым словам. Но это только для квеста, чтобы справиться могли ученики с любых направлений. А те, кто пришёл сюда целенаправленно, учатся программированию, микроэлектронике, обработке графической информации, web-дизайну. Позже в программу планируют добавить и компьютерную безопасность.
Управлять и создавать
Непросто детям оказывается совладать с роботом. Возгласы: «Это легко! Это легко!», звучавшие во время получения задания, сменяются озадаченностью.
— Он не хочет ехать, — юноша жмёт все кнопки дистанционного управления, а робот на колёсах только дёргается из стороны в сторону.
— Дай я попробую, — стремительно хватается за пульт единственная в команде девочка, но ничего не выходит. — Ты — мальчик, ты с этим и разбирайся.
Пульт управления от маленькой «машинки» кочует из рук в руки, но робот никак не хочет ехать в нужном направлении. А ведь нужно ещё подключить модуль к солнечной станции и открыть платформу, где скрывается последняя часть задания. Общими усилиями дети справляются.
— А вот это уже по моей части! — радостно сообщает участница квеста, минутой раньше отступившая в борьбе с роботом.
Она быстро переводит открывшееся число из двоичной системы в десятичную, отказавшись воспользоваться компьютером.
— Молодец! — приятно удивляется преподаватель, явно не ожидавший такого поворота.
Дети увлечены процессом и не слишком хотят отвечать на вопросы о том, как и зачем пришли заниматься в «Кванториум». И восьмилетняя Юля из «геокванта», и десятилетний Максим из «энерджи», поглощённые игрой, на бегу объясняют, что им здесь интересно.
Тем временем в hi-tech-цехе детей встречает как будто выпрыгнувший из советского мультфильма о профессиях персонаж. Мужчина в комбинезоне, с широко расправленной грудью уверенными шагами меряет аудиторию и поставленным голосом чётко объясняет задачу:
— Делаем вот такую катапульту из карандашей, ложки и резинки, и с её помощью шариками попадаем в эту ёмкость.
Пока дети по очереди безуспешно запускают шары в контейнер, осматриваюсь. Вокруг расставлены какие-то станки, на полках и стеллажах - коробки и непонятные приборы. Без подготовки точно не разобраться, что со всем этим делать.
— Расскажите, а чем вы здесь занимаетесь? — обращаюсь за помощью к преподавателю.
— Мы здесь очень много чем занимаемся, — не без гордости отвечает Максим Маланин. — У нас тут масса станков и различного оборудования. Есть лазерные резаки, лазерно-гравировальные станки, 3D-принтеры. В соседнем кабинете сверлильный и токарный станок, фрезерные станки, много ручного инструмента. В общем, много технологичного оборудования.
— Больше работаете мозгами или руками? — намеренно задаю провокационный вопрос.
— Работаем головой, — он касается указательным пальцем виска, — и прикладываем руки. Здесь есть весь инструмент, чтобы сделать какой-то проект.
— Разработка проектов заложена в образовательную программу? Или дети придумывают их сами?
— Придумывают. Потом мы эти проекты разрабатываем, дорабатываем и воплощаем. В таком ключе работаем, — Максим Александрович возвращается к детям, чтобы проверить как у них дела.
Уходя, замечаю на стеллаже катапульту из палочек для мороженого. Это более продвинутый вариант, который в процессе квеста успели сделать предыдущие участники.
Пути открыты
Куда придут по стопам изобретателей воспитанники ставропольского «Кванториума», пока трудно предположить. Но вполне возможно, что среди них есть те, кто превзойдёт своих сегодняшних кумиров.
Из 14 направлений, которые предлагает федеральная программа «Кванториумов», Ставрополье выбрало для себя шесть приоритетных. Это роботы, IT, гео-, энерджи- , биоквантумы и hi-tech-цех. Образовательный центр оснащают по последнему слову техники, поработать с которой может любой ребёнок. В ставропольский «Кванториум» принимают всех желающих, не проводя вступительных испытаний. И что особенно важно — образование здесь бесплатное.
Шанс стать учёным или изобретателем есть у каждого, важно только желание учиться и развиваться. Больше фото найдёте в нашем фоторепортаже.
 
Виктория ОрловаФото: Денис Аликов