чт, 28 март
13:24
Ставрополь
+12 °С, ясно
Эксклюзивы

Воробьи клювом назад

21 июня 2018, 17:59Статьи
Фото:

История про строительство на Ставрополье ветропарков на 1 ГВт вышла на новый уровень

20 июня координационный совет при губернаторе Ставрополья дал зелёный свет компании «ВетроОГК» получить пять участков под установку ветряков.
Заявленная стоимость первоочерёдного проекта – 26 миллиардов рублей, на которые планируется построить ветростанцию мощностью 260 МВт, разделённую на пять полей: по два в Кочубеевском и Новоалександровском районах и одно в Ипатовском.
«Победа26» разбирается, что происходит с ветроэнергетикой в Ставропольском крае.
Что изменилось? Новые бумаги?
Выделение земли фактически означает, что вопрос о строительстве ветропарков в Ставропольском крае вышел на новый уровень. Прошлым этапом были соглашения о сотрудничестве, а до того – встречи и предварительные договорённости.
История с тремя крупнейшими компаниями ветроэнергетики начинается в 2017 году, когда «ВетроОГК» первой начала обсуждать с краевым правительством перспективы строительства ветропарка. Появилась информация о планах появления электростанции до 500 МВт, но потом цифры несколько уменьшились.
Проект сразу поддержал губернатор Владимир Владимиров, а уже в феврале 2018 года произошёл новый виток: губернатор подписал с «ВетроОГК» соглашение на форуме в Сочи. Компания подписалась под намерением построить ветроэлектростанцию на 380 МВт.
Вначале будут созданы четыре поля ветряков общей мощностью 260 МВт, земля под которые уже практически в руках компании. Здесь работа пойдёт дальше: измерения, проектирование, разрешения на строительство, заказ оборудования – и выход на стройку.
Губернатор сказал про 1 Гигаватт. Это много?
На коллегии минпрома края губернатор Владимир Владимиров сказал, что через 5 лет Ставропольский край может стать российским лидером по производству электричества из ветра. Судя по цифрам, это так.
Потребность Ставропольской энергосистемы в 2017 году достигала 1667 Мегаватта (МВт), или 1,7 Гигаватта (ГВт). Это мощность всех потребителей в сумме: от зарядки на ваш смартфон до огромной электрической сталеплавильной печи «СтавСталь».
Все электростанции края могут вырабатывать 4,7 ГВт, если будут работать на полную. Больше половины мощности при этом уйдёт соседям: республикам Северного Кавказа, Краснодарскому краю, Калмыкии, Крыму. Мы окружены регионами, где потребность в свете больше возможностей электростанций и всегда выступаем донором. Строя новые станции, надо опираться из планов роста потребления не только в Ставропольском крае, но и по всему (кроме Ростова) Югу России.
Если говорить о ветроэнергетике, то с 2013 года по всей России заявлены ветроэлектростанции на общую мощность 3 ГВт с запуском в 2018-2023 годах. То есть, если «затащить» в Ставропольский край 1 ГВт – это будет треть от всех российских объёмов.
Много? Да. Не верится? В том же выступлении Владимир Владимиров напомнил, как несколько лет назад никто не верил, что Ставрополье станет лидером по вводу тепличных комплексов. Просто нужно не только верить, но и работать.
Почему Ставропольский край?
Потому что тут «воробьи клювом назад летают». Именно так объяснил на форуме по ветроэнергетике в Ульяновске амбиции Ставрополья министр энергетики, промышленности и связи Виталий Хоценко.
– Если вы когда-нибудь были на Юге России, то, наверное, слышали такую поговорку, а может, даже замечали сами: если стая воробьёв летит клювами назад – значит, вы в Ставрополе, – пошутил чиновник в начале своего доклада. А потом перешёл к данным: на высоте 100 метров в целом ряде территорий Ставропольского края среднегодовая скорость ветра выше 8-10 м/с. Это тот уровень, на котором ветряки работают выгодно.
Причина тому – так называемый «Армавирский коридор», ветра в котором делают ряд территорий непригодными для земледелия. Разговоры о том, что ставропольский ветер должен не только ломать зонты, но и приносить пользу, шли у нас давно, и наконец воплощаются в жизнь.
Кто будет строить ветряки?
Всего в России масштабными проектами ветроэнергетики занимаются, по сути, три компании, хотя в них легко запутаться. Разберёмся по порядку.
Во-первых, это диверсифицирующий бизнес «Росатома». У него есть дочерняя компания «НоваВинд», под которой есть ещё «дочки»: «ВетроОГК» и «ВетроОГК-2». Непосредственно строить ветряки в Ставрополе будет «ВетроОГК», чтобы не путаться, мы будем так называть всё ветроэнергетическое подразделение «Росатома».
Во-вторых, это итальянская компания Enel и её российское подразделение «Энел Россия». Из трёх игроков это единственный, у которого уже есть актив на Ставрополье – Невинномысская ГРЭС.
Третий игрок – финская компания Fortum, 90% собственности которой находится в России. Как и предыдущие компании, «Фортум» заработал деньги на более традиционных видах энергетики и решил диверсифицироваться. Для ветряков он скооперировался с «Роснано», компании учредили дочернюю структуру «Ветропарки ФРВ» (ФРВ означает «Фонд развития ветроэнергетики»). Для ясности будем называть эту компанию «Фортум».
Есть ещё мелкие компании, которые давно заявляют о планах по строительству ветроэлектростанций. Это «Умные системы» и «Темнолесская высота». Но на них ставку не делают: на конкурс компании не выходят, и за несколько лет так и не перешагнули стадию ветроизмерений.
Что-то может поменяться?
Гарантий, что будет именно 1 ГВт, действительно нет. Компании могут построить меньше, а могут – больше.
О цифре в 1 ГВт губернатор и министерство говорят исходя из результатов встреч и договорённостей с «большой тройкой» ветрогенераторов.
Две договорённости уже подтверждены соглашениями, подписанными в Сочи и Санкт-Петербурге. Это до 400 МВт от «ВетроОГК», до 300 МВт от «Энел», то есть уже под 700 МВт. «Добить» обозначенный гигаватт призвано соглашение с «Фортумом»: на встрече в Питере заявлялся объём «более 200 МВт», какая цифра войдёт в соглашение – ещё неизвестно, по имеющимся данным, она больше.
Главный документ энергетиков – пятилетняя «Схема и программа развития электроэнергетики Ставропольского края (СиПР)» – уже содержит проекты ВИЭ.
В программу вошли электростанции «Ветропарк-19» и «Ветропарк-20» компании «Фортум» по 32 МВт каждая; Беломечетская ВЭС и Родниковская ВЭС от «Энел» мощностью 70 и 213 МВт соответственно; а также электростанции «ВетроОГК»: Кочубеевская ВЭС на 160 МВт, Солнечнодольская ВЭС на 100 МВт, три ВЭС по 40 МВт: Новоалександровская, Светлоградская и Ипатовская. Итого в документе ветряков на 647 МВт. СиПР обновляется каждый год, новые электростанции появляются там по мере проработки документов на них.
Также в документ вошли «Умные системы» с Грачёвской ВЭС мощностью 150 МВт. Ввод электростанции планируется в 2019 году. Заявлена ещё Шпаковская ВЭС на 90 МВт, дата её запуска не указана. Итого в планах энергетиков ветряки на 887 МВт.
Ещё есть перспектива «перетянуть» проекты из других регионов.
Основная масса проектов возобновляемой энергетики рентабельна потому, что их поддерживает Совет рынка. Механизм поддержки непростой для понимания, если вкратце: компания, выигравшая конкурс, получает десять лет на то, чтобы построить станцию и продавать электричество по высокой цене. Чем быстрее построит, тем дольше будет получать увеличенный доход и быстрее «отобьётся».
На последнем отборе «Фортум» получил добро на строительство на Ставрополье станции «Ветропарк-78» мощностью 38,7 МВт, а в прошлом году победителями стали ветропарки 19 и 20, о которых сказано выше. Итого у «Фортума» получается три станции, в сумме на 102,7 МВт.
Но в обсуждениях «Фортум» оперирует цифрами как минимум вдвое больше. Дело в том, что рынок не запрещает переносить станции из региона в регион (хотя, конечно, лучше строить там, где заявлялись). А всего у компании поддержанных рынком проектов на 1,8 ГВт. Другие компании в конкурсе Ставропольский край даже не указывали: у «ВетроОГК» есть 1 ГВт в других регионах, оттуда они планируют «откусить» для Ставрополья, у «Энел» – всего 291 МВт в Ростовской и Мурманской областях, вероятно, энергокомпания ещё выйдет на конкурс в 2019 году.
Ветроэнергия дорогая. Вырастет ли тариф?
Нет, для населения тариф не вырастет. У других категорий – как сложится рынок. Но не обязательно.
Исторически возобновляемые источники энергии обходились дороже. Самой дорогой была солнечная энергия, ветер же был сопоставим по цене с газовой генерацией.
Сегодня ситуация другая. Рынок ограничил стоимость ветроэлектростанций в пересчёте на киловатт установленной мощности: не более 109 670 рублей или порядка 1700 долларов. Традиционная ТЭЦ обойдётся в 1200 долларов.
По факту цены разнятся, в том числе в зависимости от региона. В Ставропольском крае три проекта «Фортума» имеют разные цены: от 68,5 тысяч рублей (1100 долларов) до предельных 109 тысяч рублей на кВт. То есть не каждая ветроэлектростанция выходит дороже газовой.
Самые дешёвые ВЭС выходят в Калмыкии: по 59,4 тысячи рублей за кВт. Самые дорогие – из прошлогодних отборов, когда ограничения были мягче: в Ульяновской области кВт мощности прогнозировался на уровне 155 тысяч рублей, в Адыгее – 141 тысячи.
Это не скажется на «рядовых» потребителях: цена для населения и приравненных к ним категорий устанавливается тарифной комиссией и меняется раз в год.
Что касается промышленных предприятий, то они получают цену во многом в зависимости от того, как эффективно сработают сбытовые компании на оптовом рынке. Что касается дополнительной нагрузки на рынок в виде платы за мощность, то она будет одинаковой независимо от того, построят ветряки в Ульяновске или Ставрополе.
Могут ли ветряки быть невостребованными?
По условиям работы рынка электроэнергии, электроэнергия с объектов ВИЭ покупается в первую очередь, как и с ТЭЦ, задействованных в теплоснабжении. Скорее будут простаивать другие электростанции, чем ветряки. Если не будет ветра, то нехватку их генерации компенсируют другими станциями.
Когда начнётся реальная стройка?
В планах энергокомпаний начало работы ветроэлектростанций в 2021-2023 годах. Строительство каждого ветропарка, по расчётам, займёт до двух лет, то есть строители выйдут на площадки в 2019-2020 годах. До тех пор будет подготовительная работа: получение участков для тех, кто ещё не получил их, разрешительная документация, заказ оборудования.
По требованиям правительства, не менее 65% оборудования для ветроэлектростанций должно производиться в России. В частности, «ВетроОГК» будет закупать его в Ростовской области у другой дочерней компании «Росатома».
Где возьмут кадры для ветростанций?
Как говорит министр Виталий Хоценко, ветроэнергетика станет новой значимой отраслью для Ставропольского края. Потребность в кадрах небольшая, но она есть. Рассматривается возможность создать в СКФУ профильную кафедру – чтобы инженеры-энергетики получали дополнительно знания и в этой специфической отрасли.
 
Ярослав Распутин.