чт, 28 март
17:28
Ставрополь
+14 °С, ясно
Эксклюзивы

Забытое прошлое Ставрополя

29 мая 2018, 16:25Статьи
Фото:

В городском Доме народного творчества показали уникальный документальный фильм «Ставрополье. Кинолетопись»

В рамках форума «Белая акация» прошло 48 различных мероприятий – начиная с грандиозного открытия на главной площади города и заканчивая небольшими конференциями и творческими лабораториями. В числе последних состоялся кинопоказ уникальных кадров, запечатлевших историю нашего города на протяжении почти века.
Ставропольская Школа кинематографистов представила публике фильм «Ставрополье. Кинолетопись». Руководитель проекта – Валерий Тимощенко. Это известный кинематографист, за чьими плечами более 10 документальных фильмов, многие из которых демонстрировались на федеральных каналах. В новой ленте собраны кадры кинохроники советского Ставрополя, чудом уцелевшие и с огромны трудом найденные в архивах. Все они датируются периодом от лета 1929 до 1970-х годов.
Показ начался с небольшого вступительного слова. Валерий Тимощенко представился и рассказал о проделанной работе. Вместе с коллегами по киношколе он собрал уникальные кадры уцелевших хроник, большинство из которых ранее не демонстрировались широкой публике. Вся Кинолетопись состоит из 10 отрывков разной величины. После каждого делалась пауза, во время которой автор обсуждал увиденное с публикой – может, кто-то увидел знакомое лицо, или был участником тех событий.
Фильм начался с трёхминутного фрагмента, на котором изображены кадры из жизни Ставрополя летом 1929 года. Сельский быт простых крестьян сменяется панорамами города. Отрадно, что многие здания и локации сохранились до сих пор. Проспект Карла-Маркса, здание прокуратуры, нынешний бульвар Ермолова легко узнать и сегодня. Далее – рынок, который хоть и выглядел иначе, но там всё такая же толкотня, шум, и продаётся буквально всё, что душе угодно. Дом офицеров, у которого не видно балкона из-за флагов и лозунгов партии. Даже уличного музыканта с редчайшей колёсной лирой – и того сняли.
Однако концовка этого отрывка вызвала оживлённую дискуссию в зале. Там запечатлена сцена, на которой в землю прикапывается камень с нарисованными серпом и молотом. Зачем это делалось – непонятно. У зрителей возникли самые различные версии. Кто-то говорил, что это не что иное, как способ межевания собственной территории, кто-то всерьёз считал, что подобного рода «памятники» – дело рук лесничих, которые подобным образом отделяли места, где можно рубить лес. Но к однозначному выводу прийти так и не удалось. Второй фрагмент датируется 1943 годом, запись показывает возвращение советских солдат в город, только освобождённый от оккупации.
После того, как оно завершилось, слово взял ветеран-фронтовик, последний свидетель отхода немцев под селом Новоселицким. Он рассказал, как с группой товарищей встретил нацистов. При этом, говорит он, немцев было в два раза больше.
– Стояли так, наверное, минуту, смотрели друг на друга, и тут один из наших, видимо, «нервами сдал». Закричал, что есть мочи и побежал на немцев. И за ним, естественно, товарищи. Вот тогда, – сказал ветеран, – я и понял, впервые понял, что победим мы их. Не сегодня, но победим. Побегут они у нас до самого Берлина…
После этого видео сразу же попросил слова присутствовавший в зале отец Александр.
– Это дело знают все сегодняшние священники, – рассказал он. – Но тогда доказать причастность Антония доказать не смогли – улик не было. Одна лишь, запись, якобы довод следствия, показывала, как взятку берут две молодых руки, в то время как у обвиняемого архиепископа кожа рук не могла быть такой ни в силу возраста, ни в силу множества мучавших его болезней.
И словно в продолжение настроений о честном социалистическом труде – фрагмент «Ставропольчанки 60-х». Милые девушки и женщины, работающие в самых, порой неженских местах. Вот сёстры-близнецы Света и Наташа каждый день стоят на страже безопасности дорожного движения, вот Галина Чайкина – будущий инженер-строитель… разумеется, много ставропольских кинохроник посвящены сельскому хозяйству. Комбайны, мелиорация, гектары и тонны земли. Соревнования по стрижке овец некогда знаменитой ставропольской тонкорунной породы. И её отец создатель – Вениамин Власович Снеговой – герой соцтруда. Так что, далеко не слонами тогда гордились! И снова в город. Заводы, демонстрации, упорный и честный труд льются на зрителей с экрана. Завод «Красный металлист», фабрика «Восход» (две пожилые женщины, присутствовавшие в зале, узнали на киноплёнке себя, стоящих за станками), только что построенный Учебный комбинат. Сразу следом – полный до краёв стадион Динамо, торжества в честь двухвекового юбилея Ставрополя.
Следующий видеофрагмент Валерий Тимощенко представлял с нескрываемым удовольствием – столь сильно понравился ему размах события, довольные лица людей и радость молодой пары, героев киноплёнки. Ниагара Одинцова и её муж Виктор – счастливые родители 200-тысячного гражданина Ставрополя. В честь их прекрасного малыша, родившего 24 сентября 1970 года в городе, устроили целый праздник. Не говоря уже о памятной медали и не менее памятной новой квартире, подаренной им по случаю рождения малыша. Если верить одному из пожилых зрителей, именно в его честь высажена голубая ель в сквере у Драмтеатра. Так что будете прогуливаться на выходных – обратите внимание. История рядом – хоть рукой пощупай! Следующее видео перенесло зрителей в хутор Извещательный, который в советские времена, оказывается, был знаменит… Да, трудно поверить, но пирожками. Их с любовью и заботой, старанием и своим секретным рецептом готовил Михаил Николаевич Рогов – он готовил столь изумительные и вкусные пирожки, что о них даже сложили песню. Не говоря уже о том, что на его выпечку съезжались чуть не со всего края.
Речь идёт о Павле Гречишкине – заслуженном художнике РСФСР, уроженце села Татарка. Своими великолепными пейзажами он снискал славу по всему Союзу и далеко за его пределами – работал он даже в странах Востока. И поныне там в числе лучших выставляются его произведения…
И 80, и 70, и 30 лет назад в Ставрополе, прошедшем ли через все трагические и великие моменты истории нашей страны, всегда было что-то такое, что заставляло жителей улыбаться и жить. В каждом видео был упор не на городские пейзажи и трудовые достижения, а на простых горожан – разных, но по-своему счастливых людей. И впервые за многие десятилетия современным ставропольцам удалось вновь встретиться с ними.
 
Дмитрий Князев.