чт, 28 март
19:37
Ставрополь
+13 °С, ясно
Эксклюзивы

«Заставить филолога писать «Тотальный диктант» слишком сложно» — координатор акции в Ставрополе

12 апреля 2018, 16:21Статьи
Фото:

«Тотальный диктант» — всемирная акция по популяризации культуры русского языка — пройдёт в Ставрополе 14 апреля. Грамотность жители краевой столицы проверят уже в пятый раз. За это время количество участников выросло с 67 до более чем 1000 человек. Координатор акции в Ставрополе Виктория Сичинава объяснила Победе26, почему стоит написать диктант и под чью диктовку хотела бы писать сама.

— Какой главный итог за 5 лет ты можешь для себя подвести?
— Количество людей, которых привлекает это событие. Когда мы только начинали, было лишь 67 энтузиастов, которые пришли попробовать свои силы. В прошлом году было более 1000 человек, и я надеюсь, что в этом году число превысит 1500.
— Что за 67 человек? Студенты-филологи?
— Пришли как раз студенты не филологического факультета, что было для нас несколько странно, потому что мы как раз ожидали филологов. А пришли студенты совсем не гуманитарных факультетов: физики, математики и географы. Не знаю почему, возможно, у них как-то так совпали пары.
— Может, они так хотели победить в дуэли физиков и лириков?
— Возможно. Вообще очень сложно заставить филолога писать тотальный диктант. Это какое-то мучение: они, наверное, боятся опростоволоситься. «Я же филолог, а вдруг я напишу не на «отлично»?». Обычный человек, несвязанный с филологией, радуется даже тройке — это результат. Если же филолог получит «удовлетворительно», это будет, как они думают, крест на карьере и удар по самолюбию. Это миф, что все студенты филологического факультета бегут писать диктант.
— Как ты решила заняться организацией Тотального диктанта?
— Спонтанно. В 2013 году заведующий кафедрой русского языка Вячеслав Петрович Ходус пришёл и сказал, что общался с ростовскими коллегами, которые рассказали об акции и поинтересовались: участвуем ли мы? «Так что, участвуем или нет?» — спросил он, и в этот момент я поняла, что, видимо, участвуем.
Но в первый раз, после этого спонтанного решения проводить диктант, оставались всего считанные недели. Думаю, из-за этого людей было не так много. Хотя организаторы из головного офиса говорят, что у нас очень хорошая динамика. В первый раз даже города-миллионники собирали около 60 участников. Поэтому тысяча человек, которые пришли в прошлом году, — это очень много.
— Почему люди приходят на Тотальный диктант?
— Мы и сами интересовались, даже устраивали анкетирование. Особенно среди тех, кто приходит несколько лет подряд: кто они вообще такие? По большей части это люди, которые с русским языком не связаны профессионально. Часто это те, кто поставил перед собой какие-то определённые цели. Некоторые отвечали, что им хочется писать грамотнее, другим интересно, смогут ли они улучшить результат прошлого года. И действительно, есть люди, которые каждый раз совершенствуются, делая на несколько ошибок меньше и получая на балл выше.
— Для таких людей были придуманы занятия по пятницам?
— Для всех и для них в частности. Часто ходят люди, которые были в предыдущем году. Но также появляются и новички, которым рассказали, как можно интересно и с пользой провести время.
На занятиях мы объясняем правила, которые носители языка используют каждый день, сами того не замечая. Мы хотим, чтобы ошибок не было ни у кого. Кстати, по окончании курсов мы выдаём сертификат.
В прошлом году курсы прошли 80 человек, но за свидетельством пришли не все. Приятно, что многие посещали все занятия и писали диктант не ради вещественного подтверждения своих успехов и награды, а для себя.
— Курсы по пятницам — это идея, появившаяся в Ставрополе?
— Это идея организаторов акции, которые советовали проводить занятия во всех городах. В пятницу у многих сокращенный день, впереди выходные. Можно позволить себе немного расслабиться, прийти на курсы.
— Расслабиться на занятиях по русскому языку? Кажется, для многих ещё со школы уроки русского — больная тема.
— Я думаю, это жутко и сложно даже тем, для кого это «обязаловка». Если человек осознанно идёт на занятия, ставит перед собой конкретную цель, то он будет получать удовольствие. Те, кому это не нужно, не ходят.
Для себя мы ведём статистику, сколько длятся занятия. По плану они рассчитаны на час или час и десять минут. У меня последнее занятие длилось два часа десять минут. Наверное, больше устала я, чем ученики. Они не хотели заканчивать, им хотелось ещё что-то узнать: почему там тире можно, а здесь — нельзя, где нужна запятая? В процессе такого общения о времени забываешь. И это не потому, что люди заплатили деньги и пытаются получить сполна. Курсы абсолютно бесплатные.
— Почему Тотальный диктант появился в Новосибирске? Привычно, что какие-то подобные масштабные инициативы исходят из столиц…
— Я тоже задумывалась над тем, почему не МГУ или СПБГУ. Но потом поняла почему. В Новосибирске собрались энтузиасты. Иногда мне кажется, что они киборги, которым не нужен сон. Есть закрытый чат для организаторов, где больше 750 человек. Со всеми обязательно нужно говорить, отвечать на все вопросы. Когда новосибирцы начинали заниматься этим, их было всего несколько человек. Сейчас штаб расширился. Но я не представляю насколько, ведь даже для проведения ТД в Ставрополе на тысячу участников работает команда из 8 человек и около 50 волонтёров. А чтобы акция стала всемирной…
В то же время сейчас активно происходит перенесение Тотального диктанта в другие города. Многие мероприятия происходят в Москве, выбирается столица ТД. В этом году это Владивосток. Кстати, из 16 городов, которые участвовали в голосовании за звание столицы ТД, Ставрополь занял 7 место.
— В чате 750 человек со всего мира? Ты чувствуешь себя частью большой команды?
— В последнее время — всё больше. Раньше, могу сказать честно, организация ТД занимала не так много времени — три месяца. Сейчас это почти непрерывный процесс. Мне кажется, Тотальный диктант стал чем-то вроде профессии: постоянно нужно что-то делать. Мы выпускаем видео, участвуем в подведении итогов, награждениях, конкурсах за звание столицы ТД...
— Чем-то напоминает в хорошем смысле кампанию по сетевому маркетингу.
— На самом деле, да. Особенно хорошо мы общаемся с организаторами из близлежащих городов, и это выражается во всём. Если надо поддержать друг друга, даже в чём-то личном, это возможно. Хотя лично мы знакомы не со всеми — только через звонки и переписку.
— Вернёмся к столице Тотального диктанта? В скольких городах вообще проходит акция?
— Их около 800.
— Но в голосовании участвовали всего 16, и среди них Ставрополь в первой десятке? Как так получилось?
— Да, и надо ещё учитывать, что численность во всех городах разная, что не может не влиять на результаты голосования. В Москве, Краснодаре, Санкт-Петербурге людей больше, но в процентном соотношении в Тотальном диктанте участвует людей гораздо меньше, чем в Ставрополе. В прошлом году я смотрела по карте активность, и мне было приятно, что мы заняли хорошее место по общей численности. Это при том, что мы никого не заставляем приходить, не загоняем студентов, не договариваемся ни с кем.
— Чем этот год отличается от предыдущих?
— Охватом. В прошлом году у нас было 12 площадок, в этом — уже 16, возможно, появятся ещё. Также численностью. И не только участников. Растёт команда, приходят новые люди. С одной стороны, это сложно: нужно объяснить, зачем вообще нужен Тотальный диктант. Мы всё делаем, привлекая спонсоров и за счёт своих сбережений.
— Зачем вообще нужен Тотальный диктант?
— Диктант сближает людей. Очень радует, когда люди приходят семьями. Приятно также, что растёт культура русского языка, и этот вопрос становится интересен людям. Участники приходят, потому что хотят доказать себе, что владеют русским языком, пусть и не идеально. Письменная культура важна, ведь если язык не имеет письменности, он умирает. Не только говорить, но и фиксировать мысли на бумаге или печатать текст на компьютере — это важно. Многие, кто приходил на диктант, говорили, что уже лет пять не держали ручку. Это — повод задуматься.
— Какие эмоции у тебя вызвали результаты первого тотального диктанта?
— Они были… странными. С одной стороны, было печально:
Я задалась вопросом: почему так получилось? Статистика показывает, что только один-два процента могут написать диктант на «отлично», и поэтому стало немного обидно, что не было даже «четвёрок». Неужели это у нас в городе так?
Вначале не было осознания того, что ТД обязательно надо проводить. В следующем году кафедра русского языка не смогла принять участие, но в 2015 году организация и проведение ТД стало осмысленным решением. Тогда пришли уже 168 человек, команда сработала хорошо, и нас захватило.
— А когда появилась первая «пятёрка»?
— В 2016 году. Мы её действительно ждали, это был для нас рубеж, после которого всё точно должно было стать хорошо. Пришли сразу несколько «пятёрок».
Надо понимать, что многое зависит и от текста диктанта. В первый год, когда мы проводили ТД, это был текст Дины Рубиной, очень сложный. По статистике — по оценкам — это самый худший год ТД. После этого тексты стали выправляться филологами, чтобы не было авторских знаков. Поэтому текст автора Тотального диктанта всегда меняют в соответствии с общими правилами, знакомыми всем со школы.
— Пишешь ли ты сама Тотальные диктанты?
— Я бы с удовольствием написала, когда-нибудь я так и сделаю. Но по всем правилам в городе могут писать его все, кроме меня. Именно координатор получает текст, печатает и репетирует с дикторами. Я имею доступ к тексту, поэтому участвовать не могу. Но я всегда прихожу домой и прошу, чтобы мне кто-нибудь диктовал. Один раз я даже писала под запись с Сергеем Безруковым, было очень просто, он сильно подсказывал.
— Кто будет диктовать в Ставрополе?
— На 16 площадках нашего города это будут люди разных профессий: радиоведущие, учителя, актёры. Но никогда не угадаешь, под чью диктовку лучше написать. На главной площадке в СКФУ в прошлом году читала победительница шоу «Танцы на ТНТ» Ирина Кононова. Читал не филолог, однако результаты были самыми лучшими.
— Если бы тебе можно было выбрать чтеца для главной площадки Ставрополя среди всех людей, когда-либо живших, кто бы это был?
— Из истории — не могу сказать, но у меня возникает сразу пара мыслей. Хотелось бы видеть Сергея Безрукова. Я же писала под его диктовку (хоть и на записи) и мне понравилось. Многие возмущались, что он подсказывал интонационно. Даже организаторы его ругали, говорили, что дисквалифицируют. Ещё я слышала, как читал Константин Хабенский. Возможно, я бы хотела, чтобы диктовал Иван Ургант. Это медийные личности, и они хорошо владеют речью.
— Ты уже видела текст этого года?
— Нет, текст нам дают за час или два до начала, то есть в этом году мы получим его 14 апреля около 12 часов дня. Этого достаточно только для того, чтобы распечатать его и отрепетировать с диктором.
— Но автор текста уже известен?
— Да, в этом году автором стала Гузель Шамилевна Яхина, и она известна своим романом «Зулейха открывает глаза». У меня есть ощущение, что в этом году текст будет трудным в плане пунктуации. Сейчас нам организаторы для курсов дают задания на основе текстов Гузель Яхиной, чтобы мы могли морально готовиться. И каждый раз мы видим, насколько там сложная пунктуация.
— Чего бы ты хотела в этом году?
— Не обязательно, чтобы приходило много людей, главное, чтобы всем нравились чтецы, чтецам — пишущие. Я хочу, чтобы все были довольны.
 
Никита Пешков
Фото из группы ВКонтакте «Тотальный диктант в Ставрополе»