вт, 16 апр.
21:21
Ставрополь
+20 °С, ясно
Эксклюзивы

Здравствуйте, я ваш коллектор!

Статья

23 августа 2018, 11:25

Как найти управу на выбивателей долгов:

– Если вы не отдадите долг, будут последствия! Мы вашу жизнь превратим в ад! Поцарапанная машина и дверь, залитая клеем, вам покажутся цветочками! – один из представителей коллекторского агентства г. Ставрополя. 

Насколько большим должен быть долг человека, чтобы его дозволено было травить и унижать? Правильно, не существует такой суммы. Законные способы взыскания долгов унижения не предполагают. Однако коллекторы другого мнения.
Виновен!
Кто такой злостный должник? Давайте разбираться. Человек, который взял 50 тысяч на новый телефон, и отказывается соблюдать правила погашения кредита, виновен перед здравым смыслом? Многие вынесут положительный вердикт. А если человек брал потребительский кредит, потому что на лечение жены или мамы ему срочно потребовались деньги? Виновен? Не виновен, скажут наши присяжные-читатели.
Ни в первом, ни во втором случае деньги не стоят человеческих переживаний. Коллекторам вообще наплевать на моральную составляющую, их цель – вытрясти из должника всё до копейки. Вместе с деньгами посыплются также нервы, самообладание и личная жизнь человека.
Закон, ограничивающий полномочия коллекторов, успешно приняли в 2017 году. Ситуация, однако, с тех пор не сильно изменилась и виноваты в этом сами люди. Для того чтобы права отстаивать о них нужно минимум знать. С первых минут телефонного разговора коллектора можно поставить на место простой фразой – «Назовите свои ФИО, должность и организацию. Предупреждаю, разговор записывается». Хитрый рэкетир быстро ретируется, неопытный начнёт давить и угрожать. Игнорирование вашего требования – прямое нарушение законодательства, берёте аудиозапись и идётё в суд.
– В случае если коллектор не представляется, это уже нарушение 230 ФЗ. В такой ситуации наиболее разумны два варианта действий, либо просто прекратить разговор, либо настойчиво требовать назвать ФИО и организацию. Любые разговоры с коллекторами лучше записывать, – поделился с нами опытом Дмитрий, адвокат по кредитным спорам в Ставрополе.
Крупные банки, как правило, не обращаются к «чёрным» коллекторам и придерживаются разумных норм. Поделимся с вами одним лайфхаком: если вы не можете выплачивать кредит полностью, не платите даже части. Каждая выплата автоматически обновляет срок исковой давности. Человек с реальными финансовыми трудностями (фактический банкрот) имеет право в судебном порядке доказать свою несостоятельность и спастись от кредитной каббалы. Угрозы коллекторов в этом случае играют на руку должнику.
Другое дело микрофинансовые организации. Такие фирмы не имеют статности крупных банков, поэтому, не раздумывая, подключают к делу коллекторов. И не ставят им никаких рамок. Профессиональные финансовые вышибалы прибегают к унизительным методам.
– Крупные банки обычно держатся в рамках закона и примерно через 3-6 месяцев просрочки идут за судебным приказом и подают в суд. К тому же с ними можно реально договориться на приемлемых условиях. С МФО все иначе, методы могут быть любыми, хотя в 90% случаев всё, что вас ждёт, это бесконечные звонки и, возможно, судебный приказ, хотя последнее не обязательно.
Кому-то поджигают квартиру или царапают машину, кому-то заливают дверной замок клеем (в то время как внутри находится молодая мама с ребёнком), кого-то обливают зелёнкой. Коллекторы треплют нервы не только должникам, но их родственникам и соседям. Не верите? Вот несколько реальных историй должников, пострадавших от рук коллекторов.
– Летом 2016 года я взял микрокредит в компании «Россденьги». Сумма была незначительной, всего 10 000 рублей. Однако через 2 недели меня уволили, гасить кредит я не мог, оплачивал только проценты. Первое время всё было довольно тихо, я говорил, что всё верну, мне почти никто не звонил. Но позже, за дело взялись коллекторы, насколько я понял, сами сотрудники фирмы «Россденьги». Были бесконечные звонки с разных номеров, смски с угрозами мне и моей семье, смски о том, что приедет выездная группа. Мой номер телефона ставили на автодозвон, который продолжался несколько дней. Через полтора месяца просрочки дверь моей квартиры облепили наклейками «верни долг», человек, который это сделал, ходил по соседям и рассказывал про меня нелестные вещи.
– В начале 2016 года у меня была сложная жизненная ситуация и я взял микрокредит в компании «Деньга». Отдать не смогла. Начались звонки, угрозы об уголовном преследовании, обвинения в мошенничестве. Я старалась их игнорировать. В один прекрасный день меня просто облили зелёнкой, прямо на улице. Подъехала тонированная машина, меня окатили зелёной жижей. При этом произнесено было, что «в следующий раз это может быть и кислота». Свидетелей я не нашла, но обратилась в прокуратуру. Они провели проверку и угрозы прекратились.
Лучшая защита – нападение
Как защититься от людей, которые в качестве настольной книги, очевидно, используют «Справочник из девяностых: методы работы с должниками»? Конфликтовать и пугать их физической силой не надо. Вооружайтесь законом, бейте доказательством. Да, в первую очередь придётся собрать улики – угрозы по телефону, записи с видеокамер, показания свидетелей. Из доказательств должно быть ясно, что коллектор угрожал здоровью и жизни должника.
– В качестве доказательств можно использовать телефонные разговоры, смс, распечатки звонков. Важно, чтобы суд связал их с конкретной компанией, для этого сотрудник должен представиться и назвать место работы. В таком случае любое психологическое давление и угрозы, а так же введение в заблуждение о природе долга и его юридических последствиях наказуемо согласно ФЗ №230 («О коллекторах»).
Только на первый взгляд кажется, что коллектор – существо всемогущее. На деле срабатывает классический психологический принцип, и бьют того, кто боится. Как же вести себя с коллектором, чтобы добиться своего и не превысить допустимые нормы?
– Если вы говорите с коллектором, не бойтесь. В 99% случаев никакие уголовные статьи вам не грозят, для этого нужно реально нарушить закон. Например, в анкете заведомо указать неверные данные, которые легко подтвердить. Рекомендую настаивать на том, что все вопросы вы будете решать только через суд. По закону начисление штрафов, пени и процентов можно оспорить или существенно уменьшить (Статья №333 ГК). Дальнейшие звонки можете игнорировать, отвечать на них вы не обязаны.
Коллекторы попались излишне самоуверенные? Гните свою линию. Никто не встанет на вашу защиту, пока вы сами не начнёте отстаивать собственные права. Помните, любая угроза коллектора – очередная запись в будущем судебном разбирательстве. Должник – не злостный нарушитель, а жертва финансовой машины, оснащённой цепкими коллекторскими клещами.
– На любые нарушения закона (частые звонки, угрозы) рекомендую жаловаться в полицию, прокуратуру, ЦБ РФ и ФССП. Следует успокоиться и ждать суда, если он вообще будет. МФО редко подают в суд на своих клиентов. В случае если коллектор видит, что человек не реагирует, не боится и ждёт суда, обычно они становятся менее активными.
Подытожим. Возможности коллекторов очень ограничены. Касается это не только резонансных мер – порчи имущества и угроз – но и банального беспокойства должника. Постоянные звонки – само по себе грубое нарушение. Что же буква закона разрешает делать коллекторам?
– По сути, они имеют право только информировать о долге и не более того. У них есть право звонить один-два раза в день с ограничением звонков в неделю, встречаться лично не более одного раза в неделю. Проблема в том, что 230 ФЗ часто игнорируется коллекторами в надежде на то, что человек не будет жаловаться и отстаивать свои права, особенно этим грешат МФО.
Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности. Принцип этот работает в обе стороны. Знание собственных прав даёт возможность их отстаивать. Коллекторы, как и любые другие персоны, пытающиеся нажиться на чужих проблемах, по сути, имеют лишь один инструмент – правовое невежество, порождающее страх перед законом.
Ирина Крымская.